Мы планируем так.А ВЫ?ередко в разговоре среди преподавателей, руководителей автомотоклубов можно услышать фразу: «Учебный план — не догма». К сожалению, иной раз эти слова становятся оправданием неорганизованности в учебном процессе. Например, на изучение той или 'Иной темы затрачивается времени меньше, чем положено, практические занятия проводятся раньше, чем курсанты пройдут соответствующий теоретический раздел. Было время, когда ив нашем Львовском автомотоклубе к планированию относились без должного внимания. Чаще всего это приводило к тому, что у преподавателей в одни и те же часы совладало прохождение аналогичных тем. Наглядных же пособий на все группы не хватало, и занятия, если не срывались, то приносили мало пользы. Нужно было найти выход. Его подсказала сама жизнь. Мы отказались раз и навсегда от мнения, что учебный план можно нарушать. Работу начали с наведения порядка в документации — планах обучения специалистов, методической работы, эксплуатации автомобилей и т. д. Особое внимание мы уделили разработке и оформлению тематических планов групп, как основы основ деятельности клуба. Но прежде чем приступить к их составлению, мы утверждаем так называемый принципиальный тематический план. Дватри наиболее опытных преподавателя под руководством начальника учебной части разрабатывают, основываясь на учебной программе, вариант этого плана с точным определением количества часов по темам, с указанием общих сроков, необходимых для изучения того или иного агрегата. При этом мы предусматриваем строгую последовательность изложения тем программы и добиваемся того, чтобы преподавание теоретического курса не отставало от практических занятий. Затем проект обсуждается на методическом совещании. Имея такой план, каждый преподаватель легко может составить свой план занятий в группах и обеспечить нужную последовательность изложения материала. Наличие принципиального тематического плана позволяет точнее рассчитать нагрузку инженерно-инструкторского состава. Раньше из-за неправильного планирования рабочий день преподавателей длился когда четыре, когда и восемь часов. Неравномерность нагрузки затрудняла подготовку преподавателя я очередным занятиям. В результате снижалось качество уроков. Наличие принципиального плана позволило избежать этого недостатка. Сейчас весь инженерно-инструкторский состав имеет постоянную шестичасовую нагрузку. Основной состав наших курсантов овладевает профессией шофера без отрыва от производства. Естественно, что делать это тяжело после работы на предприятии. Мы стали планировать только дневные занятия, но оказалось, что наши воспитанники работали в различных сменах. Новый распорядок учебы был под угрозой срыва. Тогда руководство клуба, инструкторы побывали на предприятиях и договорились, чтобы будущих шоферов на время обучения перевели т вечерние смены. Был решен и другой вопрос. Специализированных классов у нас пока недостаточно. По ряду тем производственного обучения занятия приходится проводить в классах теоретической подготовки. Зная заблаговременно из плана, где они состоятся, преподаватель и инструктор сосредоточивают здесь необходимые приборы, узлы, агрегаты, инструмент, подбирают плакаты и карты по сборочно-разборочным работам. Немало учебного времени курсанты теряли на переход из класса к месту проведения практических работ. При более детальной разработке плана мы решили, что целесообразно читать теоретический курс, чередуя его через день с практическими занятиями, на которых присутствуют как преподаватель, так и механик. Большое внимание при составлении принципиального тематического плана мы обращаем на производственную практику. Чтобы добиться твердых навыков укур ­ сантов в управлении и эксплуатации автомобилей, мы включили в план техническое обслуживание учебных машин. Выделили часы и на работу в больших автохозяйствах, где курсанты в конце обучения проводят в полном объеме ТО-1 и ТО-2. В результате весь парк клуба у нас сейчас находится в хорошем техническом состоянии, а на последних экзаменах в ГАИ курсанты не только показали глубокое знание теоретического курса, но и успешно справлялись со всеми практическими заданиями. Их ответы были оценены со средним баллом 4,7. Ввели мы у себя в клубе и еще одно новшество, которое находит полное отражение в учебных планах. Я имею в виду соревнования шоферов-выпускников на мастерство вождения. Со второй половины учебного года каждый курсант под руководством инструктора начинает тренировки к предстоящим состязаниям. На старт же допускаются только те, кто наиболее успешно сдал экзамены. Польза таких спортивных встреч несомненна. В процессе тренировок курсанты закрепляют практические навыки, приучаются водить автомобиль в условиях строгой регламентации, приобщаются к автомобильному спорту. IV пленум ЦК ДОСААФ СССР потребовал и 1в-о^в«и«ввиивв-•--I- -т'-^л^ввва впредь совершенствовать учебный процесс, метов^ввв^ввв^в^ПННкГ 3 -Шяввш дИческуЮ работу. Правильное планирование и строгое выполнение плана явятся залогом успешного выполнения решений пленума. Т. АГНИСЕНКОВ, начальник учебной части Львовского АМК.Нвремена, когда средством передвижения на селе была лошадь. Советскую деревню сейчас немыслимо представить без обилия тракторов, тягачей, автомобилей. Обычно в наши дни и автобусное сообщение с сельской местностью. И все же общественный транспорт не в состоянии удовлетворить нужды жи ­ телей села, ибо запросы их неизмеримо выросли. Колхозники ездят теперь не только в соседние деревни, на базар или в гости, но ив ближайшие города, чтобы побывать в театрах, музеях, на выставках. Для многих сельских жителей—колхозных бригадиров, механикоз, агрономов — личный транспорт стал предметом первой необходимости, помощником в работе. Не случайно именно в деревне мотоциклы и мотовелосипеды особенно популярны. Однако если несколько лет назад все они раскупались подряд, как говорится «в охотку», то теперь, получив опыт эксплуатации мотоциклоз, сельский покупатель стал довольно придирчив и разборчив. Почти в каждом сельпо можно увидеть пылящиеся машины, хотя потребность в мотоциклах очень велика. 8 чем же дело? Ответить на это нетрудно. Наши конструкторы, создавая новые и модернизируя старые модели, слабо учитывают нужды мотоциклистов, живущих в деревне. Они порой забывают, что, помимо шоссейных дорог, существуют и сельские проселки, по ко ­ торым в жару ив холод водим мы свои мотоциклы. Когда долго стоит сухая погода, проселки, укатанные грузовиками, почти повсюду удобны для езды. Мчатся от деревни к деревне мотоциклисты, подставляя лицо упругому ветру, напоенному ароматом полей. Но вот на пути крутой подъем и, вместе с ним приходят неприятности. «Кашки» (как у нас называют К-55 и К-58) и их стодвадцатипятикубозые собратья начинают сдавать — двигатели перегреваются, особенно если есть пассажир. Вот, на наш взгляд, то первое, над чем следует поработать конструкторам. Легкие мотоциклы не должны останавливаться посреди, горы. Пусть скорость подъема будет очень небольшой, но только не остановки. Пора, очевидно, найти такое 'конструктивное решение, которое обеспечило бы достаточное охлаждение двигателя при малой скорости и большой нагрузке. Тогда, нам кажется, легкие машины перестанут «застревать» в магазинах. Та же болезнь иу велосипеда с двигателем Д-4. И стар, и млад на селе приветствовали моторизацию велосипедов, но владельцев их не устраивает, что мотор глохнет на подъеме. Почему бы не снабдить его простейшей двухступенчатой коробкой передач? Немного о мотороллере. «Вятка», поступающая в сельскую торговую сеть, обладает хорошей подвеской колес, плавным ходом и другими достоинствами, и все же она находит невысокий спрос из-за слишком слабого мотора по отношению к весу роллера. Мотоцикл К-175 при одинаковом с «Вяткой» весе имеет двигатель почти в два раза более сильный. Поэтому в деревнях считаютавно минули Д единственным