уменьшения веса нелодрессоренных масс тормоза размещены на картере дифференциала; привод их осуществляется пневматически. Для этой цели служат два баллона с сжатым воздухом, заполняемые перед каждым рекордным заездом. Давление воздуха в баллонах составляет 210 кг/см2 и редуцируется для привода тормозов до 25 кг/см2. Вес каж ­ дого тормозного элемента (в сборе) составляет 24 кг, из которых 15 кг приходится на самый тормозной диск. Диаметр диска равен 400 мм, толщина его 250 ММ. Торможение осуществляется такжеи двигателем, который при определенном режиме (закрытом доступе воздуха) способен развивать «тормозную мощность» не менее чем 500 л. с. Торможение двигателем, сопротивление начению и сопротивление воздуха (при выдвинутых заслонках) составляет примерно оноло '/? общего тормозного усилия, необходимого для остановки «Синей птицы», развившей максимальную скорость. Основную функцию торможения выполняют колесные тормоза. Они спроектированы и рассчитаны так , чтобы автомобиль мог быть остановлен в течение 60 секунд со скорости 640 км/час (тормозной путь 5,6 км), причем тормозные усилия возрастают с падением скорости. Сами по себе тормоза в состоянии уничтожить энергию в 10 миллионов килограммо-метров, а выделяемое при этом тепло доводит температуру тормозов до 660°С. Для того чтобы избежать возникающих при таком высоком теплообразовании деформаций, тормозные диски снабжены прорезями. Две выполненные из специального магниевого чугуна тормозные цанги действуют на каждый диск и несут на себе шесть пар фрикционных накладок феродо, толщина которых достаточна для шести торможений со скорости 640 км/час. После каждого заезда осуществляется регулировка тормозов: диски заклинены на приводных валах и могут перемещаться относительно жестко закрепленных накладок, соответственно износу последних. Большие трудности возникли в связи с. изготовлением шин для «Синей птицы». При проектировании их пришлось считаться с нагрузками, значительно превышающими нагрузки в рекордном автомобиле Кобба. Технические проблемы, возникающие из-за необычно высоких скоростей, сделали неизбежными создание специальных экспериментальных приборов и приспособлений. Для того чтобы сохранить скорости вращения шин в разумных рамках, был выбран общий диаметр их в 1320 мм при общей ширине всего в 200 мм. С помощью специально разработанных и построенных испытательных стендов было установлено, что такие шины выдерживают скорость до 800 км/час. Вес комплектного колеса составляет 108 кг. После каждого рекордного заезда колеса в сборе с шиной подлежат замене.ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМХотя официально первым этапом роз ыгрыша первенства мира являются февральские гонки в Аргентине (см. «За рулем, № 4), настоящая «премьера» разыгрывается обычно в мае, в МонтеКарло, так как фирмы не всегда успевают подготовить машинык началу года. Действительно, к гонкам на Большой приз Монако были заявлены новые автомобили «Купер-Климакс», новый «Феррари» с задним расположением двигателя и др. Своеобразной сенсацией было появление американских машин «Скараб», поскольку в течение трех последних десятилетий американцы не оспаривали «больших призов» на европейских трассах и не строили автомобилей для этой цели. Всего было заявлено к гонкам 24 машины. Поскольку на трассе Монте-Карло допускаются к старту лишь 16 машин. роль отборочных соревнований сыграли тренировочные заезды. В результате этих заездов отпали многие претенденты на приз, в том числе оба американских «Скараба». Большой приз завоевал Стирлинг Мосс, выступавший на автомобиле «Лотус-Климакс». Сразу со старта он шел в лидирующей группе, пропустив вперед только шведа Бониера и чемпиона мира, австралийца Брэбхема. На семнадцатом круге Мосс переложился на первое место, а Брэбхем на второе. К этому времени пошел дождь и гонки приобрели драматический характер — один за другим гонщики попадали в «штопор», либо не могли удержать машины при заносах на поворотах. Не избежал этой участи и Боннер, а за ним и Брэбхем, который к тому времени обогнал Мосса, спокойно пропустившего его вперед. Как ни осторожно шел Мосс, его тоже «побросало» и «повертело» на одном из поворотов, в результате чего он был вынужден остановиться у своего бокса, чтобы устранить неисправности в двигателе. Однако в дальнейшем, когда дождь прошел и дорога быстро высохла под палящими лучами солнца, Мосс сумел наверстать упущенное. В блестящем стиле он обошел одного конкурента за другим (только семь кругов понадобилось ему для этого) и больше уже не уступал лидерства. Дистанцию в 314,5 км победитель прошел за 2:53.45,5, т. е. со средней скоростью 108,6 км/час. Вторым на финише был новозеландец Мак-Ларен, который после двух этапов сохранил свое лидирующее положение, набрав 14 очков. Гонки на 500 миль в Индианополисе (200 кругов по 4 км), являющиеся третьим этапом розыгрыша первенства мира, практически не оказывают влияния на зачет, поскольку европейские гонщики в них почти никогда не участвуют, а американские не выезжают в Европу. Тем не менее, эти гонки проходят обычно в ожесточенной борьбе, подогреваемой непомерно высокой суммой первого приза (125 000 долларов). Как правило, здесь часто бывают тяжелые аварии. Гонки нынешнего года не представляли собой исключения. Из 33 стартовавших автомобилей кфинишу пришли только 16. Гонщики Д. Вильсон и Э. Руссо ударились о стенку, на машине Т. Беттенхаузена возник пожар. Кроме того, на этот раз авария произошла и со... зрителями: одна из сооруженных ими самодельных трибун (их делают, используя несколько грузовиков в качестве «фундамента») развалилась, в результате чего 73 зрителя получили ранения, а двое скончалось от ран. Соревнования привлекли 200 000 зрителей, явившихся свидетелями небывалой по остроте борьбы прошлогоднего победителя Роджера Уорда с Джимом Ратманом, который в 1952, 1957 и 1959 годах оставался вторым. Четырнадцать раз гонщики опережали друг друга; победивший в конце концов Джим Ратман прошел дистанцию за 3:36.11,36, т. е со скоростью 223,27 км/час, что на 5 км/час превышает старый рекорд трассы. Уорд показал среднюю скорость 223 км/час. О том, какой «спринтерский» х арактер носила эта гонка (на 800 километров!) говорит и то. что боровшиеся за третье место Голдсмит иБрэнсон пересекли линию финишасразницей в... 0.5 секунды. В гонках на петле среди песчаных дюн близ города Зандвоорт ожидалась острая борьба между лидерами чемпионата Брюсом Мак-Лареном и Стерлингом Моссом. Большой приз Голландии не достался, однако, ни тому, ни другому, поскольку в борьбу активно вмешался чемпион мира Джек Брэбхем, решивший, видимо, без боя не отдавать свое высокое звание. Сразу же со старта он энергично вышел вперед и «делал погоду» в течение всей гонки. Стирлинг Мосс устремился за ним, а через несколько кругов к группе лидеров приблизился и Мак-Ларен. Пытаясь выйти на третье место, новозеландец, однако, не сумел удержать машину на повороте и врезался в дюну. Не успел он вытащить свой «Купер-Климакс» и отвести его в сторону, к акв том же месте потерпела аварию машина америк анца Гурнея. Не повезло и Моссу. Из-за повреждения машины ему пришлось задержатьсяу бокса, в результате чего со второго места он перешел на десятое. Прекрасно пройдя после ремонта остаток дистанции и побив рекорд трассы (лучший круг за 1.33,6), Мосс все-таки не сумел подняться выше четвертого места. Закончивший дистанцию 314,4 км (75 кругов) первым, Джек Брэбхем показал на автомобиле «Купер» среднюю скорость 155 км/час. Благодаря этой победе чемпион мира Брэбхем занимает теперь третье место (8 очков) в общем зачете чемпионата. Мосс имеет 11 очков, а Мак-Ларен попрежнему 14.НОВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ РЕКОРДЫАмериканский спортсмен Микки Томпсон, построивший гоночный автомобиль для побития абсолютного мирового рекорда скорости и достигший на нем результата лишь 555 км/час (попытка будет повторена в августе этого года), предпринял недавно успешную попытку обновить таблицу международных рекордов в классах автомобилей В (от 5000 до 8000 смЗ) и А (свыше 8000 смЗ). На гоночном автомобиле с двумя двигателями «Понтиак» он совершил несколько заездов на посадочной площадке аэродрома в Лос-Анжелосе, общей длиной 4063 м. На автомобиль устанавливались две разные пары двигателейодна с общим рабочим объемом цилиндров 6799 смЗ, а другая—8241 смЗ. При работе с наддувом первая пара двигателей развивала мощность 710 л. с , вторая — 846 л. с. Для затормаживания автомобиля после прохождения дистанции (1 км и1 миля со стартом с места) применялся авиационный парашют. В этих заездах Томпсон побил два международных рекорда, принадлежавших Джону Коббу (установлены в 1933 году), два международных рекорда Роземейера. д ержавшихсяс 1937 года, и два относительно новых рекорда Раиса. установленных в 1958 году. Дистанцию 1 километр со стартом с места Томпсон в обоих случаях прошел за 16.8 секунды, что соответствует рекордной скорости 214 км/час. Это является одновременно рекордом в классах Ви А, а также абсолютным мировым рекордом скорости на 1 км со стартом с места. Дистанцию 1 миля со стартом с места Томпсон на «малом» (с двигателем 6799 см3) автомобиле прошел быстрее (24,01 сек.), чем па большом (24.12 сек.). Оба результата являются рекордными, а именно: в классе А — 240 км/час. в классе В — 241 км/час.Каркас кузова «Синей птицы». Много внимания было уделено созданию специальной топливной аппаратуры и электрооборудования автомобиля. В частности, вся электропроводка выполнена так, что легко выдерживает температуру до 150°С. Общий вес автомобиля не превышает 4 тонн: это значит, что соотношение мощности двигателя и веса автомобиля составляет 1 кг/л. с. Габаритная длина автомобиля — 9144 мм, высота — 1448 мм, нолесная база — 4115 мм. Емкость топливного бака — 114 л.31