ВОТ ОНИ, РЕЗЕРВЫ МОЩНОСТИ!Подготовка мотоциклетного КАРТЕР в двухтактном двигателе картер обеспечивает подачу рабочей смеси в цилиндр. Вот почему он не должен пропускать газы — это отрицательно сказывается на работе двигателя и приводит к снижению мощности. Для большей герметичности обе половинки картера после разборки проверяют на плите и притирают. Между ними ставят бумажную прокладку, а еще лучше — тонкую шелковую нитку. Внутренние полости картера полируют. При механической обработке нужно следить за совпадением каналов картера и цилиндра. Иногда наружные обоймы подшипников во время работы провертываются в посадочных гнездах. Для устранения этого дефекта необходимо проверить соосность отверстий и развернуть их под подшипник. Чтобы посадка наружной обоймы в гнезде была тугой, ее надо омеднить или хромировать по наружному диаметру. Если и это не дает желаемого результата, следует вставить либо бронзовую, либо стальную втулку и запрессовать подшипник. Как известно, в картер помещают ко ­ ленчатый вал в сборе, при этом зазор между картером и щеками вала с каждой стороны равен 0,5—0,7 мм. Установка подшипников коленчатого вала должна обеспечивать легкое вращение последнего. Для этого предварительно * Окончание. Начало см. № 7. двигателя* наружные обоймы роликовых подшипников подшлифовывают по внутренней беговой дорожке. В целях обеспечения герметичности между подшипниками устанавливают армированные самоподжимающиеся или специальные лабиринтные сальники. Пространство между ними рекомендуется заполнять солидолом. Снаружи картер должен быть очищен от грязи и других наслоений, так как они уменьшают коэффициент теплоотдачи, что приводит к снижению наполнения картера свежей рабочей смесью. Авторы ряда книг о подготовке мотоциклов к соревнованиям советуют для увеличения степени сжатия ставить в картере (между маховиками) полукольца. Эта рекомендация ошибочна и, как показали исследования, не дает положительных результатов. КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛдиски герметически закрывали углубление щек. Затем (для уменьшения сопротивления при вращении) щеки коленчатого вала злелательно отполировать. ПОРШЕНЬ Потеря мощности от трения поршня по цилиндру составляет 65 лроц, всех потерь на трение. Следовательно, при доводке двигателя необходимо обратить особое внимание на правильный подбор поршня и улучшение условий его работы в цилиндре. Для этого нужно максимально сократить площадь трущихся поверхностей и улучшить их качество, правильно подобрать зазоры между поршнем и цилиндром, уменьшить высоты и улучшить качество поршневых колец, а также применять хорошие —; сорта масел, входящих в го- L Т. р ючую смесь. Значительные потери от трения поршня могут происходить вследствие неверно-о го подбора его размеров и возможных перекосов. Правильно подобранный поршень после приработки имеет равномерную поверхРис. 1. ность матово-серого цвета. При подготовке поршня зачищают места, где есть следы задиров и шероховатостей. Зазор между поршнем и зеркалом цилиндра в среднем не должен превышать определенных величин. На рис. 1 показаны зазоры в полостях А (0.35 т 0.40 мм), В (0.25 г 0.27 мм), С (0.20 т 0.22 мм) и Д (0.7 т 0.8 мм). Способ установки поршневого пальца в бобышках поршня ив верхней головке шатуна оказывает большое влияние на плавность работы поршня, а также на износ пальца, бобышек и втулки головки шатуна. Поршневой палец должен быть прочным и жестким. В спортивных двигателях применяются «плавающие» пальцы, которые должны входить в бобышки от небольшого усилия руки (при температуре 20°). Величина зазора здесь — 0,01 мм, а между пальцем и втулкой верхней головки шатуна —Перед установкой коленчатого вала его предварительно с точностью до 0,01 мм проверяют на биение полуосей (с помощью индикатора на токарном станке). Это является непременным условием надежной работы коленчатого вала на высоких оборотах. Чтобы при вращении его уменьшить гидравлические потери, щеки (маховики) рекомендуется закрывать специальными алюминиевыми дисками. Последние должны быть утоплены в маховиках, а не выступать из них. С помощью прокладок, клея и винтоз добиваются того, чтобыПаши репликиРЕКЛАМА И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ «Завтра у деревни Передельцы (26-й километр Киевского шоссе) состоится автомобильный кросс. В нем будет разыграно лично-командное первенство МГС ДСО «Труд», МГС ДСО «Спартак» и горкома профсоюза... ...В состязаниях, кроме москвичей, будут выступать спортсмены-автомобилисты города Риги *. Старт кросса в 11 часов». Афиши и объявления подобного рода были расклеены по всему городу, напечатаны во многих московских газетах, вывешены на автобазах ив таксомоторных парках. Сотни пригласительных билетов были разосланы любителям автомобильного спорта. Организаторы соревнований позаботились даже о пропусках на автомобили (впрочем, как потом выяснилось, к месту старта пропускали и без них). Корреспонденты радио, кино, телевидения и * Р ижане выступали вне конкурса.Ф Паши реплппи• Наширепликипечати были приглашены, чтобы осветить эти соревнования. Часто организаторов спортивных мероприятий упрекают в плохой рекламе предстоящих соревнований. На сей раз она превзошла все ожидания. И не удивительно, что в живописном уголке Подмосковья собралось свыше 10 тысяч зрителей, чтобы наблюдать эту интересную борьбу сильнейших автомобилистов столицы. Стрелка часов приближалась к 11, а на стартовой площадке... не было и половины автомобилей участников. — В чем же дело? — недоумевали зрители.— Уж не заблудились ли спортсмены на просторах Киевского шоссе? Заблуждение имело место, но несколько иного рода. Как оказалось, заблуждались организаторы соревнований, посчитавшие, что автомобильный кросс можно проводить без соответствующей подготовки, проверки трассы и пр. В результате не было договоренности с милицией, мост на трассе грузовых автомобилей оказался разобранным... Старт грузовым автомобилям был данс опозданием на... 5 часов и 15 минут. Из-за недостатка времени главная судейская коллегия ограничила количество кругов — вместо трех участники прошли лишь два (по 27 км). Трасса соревнований была очень длинной. Даже легковые автомобили (шедшие 4 круга по 20 км) появлялись перед зрителями лишь через полчаса, а когда с дистанции сошло 10 автомобилей, соревнования стали еще менее интересными. Вызывает удивление тот факт, что к соревнованиям были допущены легковые автомобили — это явно противоречит новым установкам ФАМС . К тому же, большая часть легковых машин или совсем не дошла до финиша или финишировала со значительными повреждениями. Плохо обстояло дело ив классе грузовых автомобилей. Многие из них получили настолько значительные повреждения, что дальнейшая их эксплуатация возможна лишь после капитального ремонта. В заключение следует отметить, что судейская коллегия была укомплектова-14