„ГАНЗАМАТИК"Автоматическая коробка передач с механической момента трансформацией крутящего Западногерманская фирма Воргвард устанавливает на автомобилях модели I960 года оригинальную автоматическую коробку передач «ганзаматик», которая в отличие от известных конструкций трансформаторов крутящего момента осуществляет передачу его механическим путем и без потерь мощности двигателя. По своему весу, габаритным размерам икоэффициенту полезного действия новая коробка соответствует обычным четырехступенчатым коробкам передач в блоке с фрикционным сцеплением. Конструктивно же она отличается весьма существенно, так как состоит из планетарной передачи, двух фрикционных сцеплений с гидравлическим приводом и трех тормозов. Устройство коробки позволяет использовать ее либо полностью как автомат (при определенном положе'нни рычага-избирателя), либо как полуавтомат, когда водитель сам избирает передачу и изменяет число оборотов двигателя, а сцепление включается автоматически. Устройство коробки «ганзаматик» и схема ее работы показаны на рисунках 1и 2. В картере1 размещены корпус сцепления 2, гидравлический регулятор 3. тормозной корпус 4и планетарная передача 7. Корпус сцеплений, соединенный винтами с маховиком, состоит из двух фрикционов с гидравлическим приводом. Снабженная фрикционными накладками пластина переднего сцепления А сидит на внутреннем шлицевом валу, в то время как пластина заднего сцепления В — на полом валу, в котором вращается шлицевой вал. Передача крутящего момента на тот или другой из этих валов осуществляется через соответствующее сцепление. Жестко связанный с картером коробки корпус тормозов 4 состоит из трех тормозов, имею-. щ их гидравлический привод. Смонтированные на полых валах пластины тормозов соединены с планетарной передачей 7 таким образом, что каждый тормоз действует на определенный элемент передачи. Устройство тормозов аналогично сцеплению с той разницей, что для приведения их в действие не требуется особых клапанов. Гидравлический регулятор 3 сблокирован с передней частью тормозного корпуса и включает в себя следующие элементы: насос, обеспечивающий при работающем двигателе необходимое давление масла; автоматически работающий клапан управления; приводимый от руки клапан рычагаизбирателя; редукционный клапан сцепления и такой же клапан тормоза, поддерживающие в системе соответствующее давление, а также клапан, повышающий или понижающий время, расходуемое на автоматическое переключение передач. Планетарная передача 7 состоит из четырех планетарных зубчатых колес, находящихся в зацеплении с парами шестерен, которые вращаются на валах, сидящих в кожухе. Планетарные колеса сидят на четырех валах: входном, полом входном, полом, соединенным с тормозом Д, и на выходном полом. Каждый элемент планетарной передачи находится, следовательно, в соединении с пластинами сцепления и тормозов посредством соответствующих валов и полых валов. Передаточные отношения определяются соединением отдельных пластин и планетарных пар. Включение и выключение передач осуществляется приведением в действие соответствующего сцепления (см. рис. 2). Переднее сцепление А включено при всех передачах вперед и усилие от двигателя передается через входной вал. Для первой ступени передач приводится тормоз Е. Кожух планетарной передачи находится при этом в состоянии покоя. Переключение на вторую передачу осуществляется приводом тормоза Д. При этом пустотелый входной вал и сидящая на нем планетарная шестерня останавливаются, а вращение передается через соответствующую пару шестерен на планетарное колесо выходного вала. Кожух начинает медленно вращаться.3)'19ё£_дi LJ ^ ^ ^ ^ 4lr //~2£* Г » ? ^ ^ " ^ч@К~i^pCl.-."••!Рис. 1. Автоматическая передача «ганзаматик»: 1. Картер. 2. Сцепления. 3. Гидравлический регулятор. 4. Тормоза. 5. Рычаг включения передачи. 6. Аккумулятор давления. 7. Планетарная передача. 8. Приводная шестерня к заднему масляному насосу. 9. Фланец. При переключении со второй на третью передачу включается тормоз С. Крутящий момент передается на планетарную шестерню входного полого вала. Благодаря ее небольшим размерам кожух вращается еще быстрее. Прямая передача осуществляется освобождением тормоза Си приведением в действие сцепления В. Оно же служит для включения заднего хода. Диски сцепления и тормоза не отличаются какими-либо конструктивными особенностями иявляются типичными однодисковыми фрикционами. Прижатие их друг к другу осуществляется, однако, не пружинами, а гидравлическим путем. В корпусе сцепления имеется плоская кольцевая выемка, которую перекрывает резиновая мембрана, закрепленная здесь по внутреннему и внешнему диаметру. В образуемую мембраной камеру подается по соответствующим каналам и через клапаны масло под давлением от насоса. Это приводит сцепление в дейстРис. 2. Схема работы передачи «ганзаматик»: 1. Прямая передача. Сцепления АиВв действии. Тормоза С, Д иЕ холостые. 2. Третья передача. Сцепление Аи тормоз Св действии. 3. Вторая передача. Сцепление Аи тормоз Дв действии. 4. Первая передача. Сцепление Аи тормоз Ев действии. 5. Нейтральное положение. 6. Задний ход. Сцепление Ви тормоз Ев действии.вие. Перемещающаяся соосно нажимная пластина и специальное переходное кольцо (которое отделяет мембрану от нажимной пластины) передают гидравлическое давление на фрикционные накладки дисков сцепления. Автоматика работы коробки обеспечивается специальной гидроаппаратурой, которая состоит из масляного насоса. приводимого в действие выходным валом коробки, и системы клапанов. Распределительный клапан, схема работы которого показана на рисунке 3. регулирует подвод рабочей жидкости по соответствующим каналам к сцеплениям и тормозам. На клапане имеется спиральная пружина. В зависимости от положения клапана некоторые каналы открыты, другие закрыты. При малом числе оборотов двигателя рабочая жидкость может стекать по каналу 17; работает первая передача. Когда скорость либо обороты двигателя увеличиваются, давление в клапане возрастает и отжимает пружину до тех пор, пока не откроется сточный канал 16 и, следовательно, включится следующая передача. Педаль акселератора связана тягой с другим клапаном (так называемым кикдаун-клапаном), имеющимся в коробке передач. Когда педаль доходит до полож ения полного газа, нажимной палец 7 открывает этот клапан, имеющий шесть отверстий; три из них имеют больший диаметр. При положениях педали от холостого хода до полного газа масло в клапане перетекает через меньшие отверстия (15, 16 и 17); при дальнейшем нажатии на педаль три больших отверстия 9 кнкдаун-клапана оказываются напротив каналов распределительного клапана; благодаря такому увеличению сточных отверстий давление в распределительном клапане падает. Кольцевая канавка 10 открывает другой канал, благодаря чему приводится в действие соответствующий тормоз и 'включается другая передача. Клапан рычага-избирателя может быть установлен в положение отдельных передач или прямо в положение А. Это позволяет водителю удерживать желаемую передачу с помощью распределительного клапана. Если рычаг-избиратель устанавливают в положение 1—23, то автоматическое переключение передач происходит до заданной ступени. На каждом сцеплении имеется специальный так называемый «пусковой» клапан, который служит для автоматического приведения в действие при трогании с места и остановке. Особым преимуществом передачи «ганзаматик» является ее универсальность. Водители, предпочитающие использовать мощность двигателя полностью, могут работать с механической перегазовкой. Для этого полностью открывают дроссельную заслонку и переставляют рычаг-избиратель на следующую ступень. как только двигатель достигнет желаемого числа оборотов. Поскольку трансформация крутящего момента в этой коробке почти не прерывается, ускорение автомобиля при переключениях передач не уменьшается. Это подтверждают данные динамики разгона автомобиля с новой коробкой; они значительно (на 2—3 секунды) превосходят соответствующие данные стандартного автомобиля «Воргвард». Рис. 3. Клапан управления передачей «ганзаматик»: 1. Клапан управления. 2. Спиральная пружина. 3. Сточное отверстие. 4. Каналы для привода сцеплений и тормозов. 5. Масляный насос. 6. Кикдаун-клапан. 7. Нажимной палец. 8. Пружина. 9. Отверстия кикдаунклапана. 10. Кольцевая канавка. 11. Канал к сцеплению В. 12. 13, 14 — к аналык тормозам С, Д и Е. 15, 16 и 17 — сточные отверстия 3, 2 и1 передач.:§-.27