НАГЛЯДНОСТЬ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯряд ли найдется хоть один преподаватель, который станет отрицать принцип наглядности в обучении молодых водителей. В самом деле, почти невозможно объяснить устройство и_принцип действия того или иного агре'гата, прибора, не прибегая к демонстрации, не показывая взаимодействия его частей. Казалось бы, вопрос бесспорен. Но на практике многие преподаватели наших автомотоклубов и автошкол забывают о роли наглядности в обучении и не уделяют должного внимания совершенствованию своих методических навыков. Нам пришлось побывать на занятиях в целом ряде автомотоклубов нашей страны. Наблюдениями, сделанными в процессе уроков, нам хотелось бы поделиться в этой статье.ВНЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИИ Некоторые преподаватели наших АМК, не изучавшие основ педагогики, недостаточно полно представляют себе само понятие наглядность. Чаще всего под наглядностью понимается лишь созерцательное (зрительное) восприятие. В действительности же, для глубокого усвоения учащимися предмета необходимо совмещать зрительное восприятие с осязательным, слуховым и т. д. Это значит, что для объяснений, к примеру, характерных стуков поршневых пальцев или клапанов двигателя нужно не ограничиваться только словесными описаниями, а продемонстрировать обучаемым эти стуки на работающем двигателе или на макете. При изучении свойств смазочных материалов, особенно их вязкости, полезно дать самим курсантам осязательно ее почувствовать. «Чем труднее материал для усвоения, тем больше требуется применять в обучении наглядность», — писал выдающийся русский педагог Ушинский. Наглядность оживляет процесс обучения, способствует возбуждению интереса к изучаемому материалу и обеспечивает прочное его усвоение. Большую помощь оказывают средства наглядности при изучении таких сложных явлений, как законы электротехники или рабочий процесс двигателя, где требуется абстрактное мышление обучающихся. Для этой цели хорошо использовать макеты, рисунки, кинофильмы. Большую помощь могут оказать преподавателю учебные щиты, описание которых дается в этом номере журнала.Доступно каждомуАМНГЕНЕРАТОРПри изученииустройства автомобиля обычно Ч'УД ПРО других разделов усваиваются темы: к арбюрация . зажиг ание, электрооборудование иконтрольные приборы, Наглядные пособил по этим томам наиболее целесообразно изготовлятьсиспользованием фанерн ыхщитов размером 750 X 650 мм , п оверхность кот орыхирамкаокрашиваются масляной или нитрокраской, Щ ит надо краситьвтакой цвет, чтобы смонтиро ванные на нем узлыагрегатов отчетлипо выделялись, Если детали выкрашенывчерный цвет, то щит долж енбыть светлым. На дписи на нем можно сделать красные или малиновые. Если же детали светлые, то щитможетбыть стального цвета, л надписи сделаны белой краской . Л учше всего использовать детали, в ышедшие из строя, но сохранившиеправильныйвнешний ВИД. П лоскости их разреза окрашиваютсясуриком , а сами оникрепятся на щитахмягкойпроволокой . Н ижеприводитсяописание особенное ген изготовления Щитов по отдельным темам, составленное инженерами Л . Басом и А. С ироткиным .ЩИТЫ «ГЕНЕРАТОР» и «СТАРТЕР» (рис. 1 и 2). Помещаемые здесь схемывычерчиваются на листах размером 180 X 240 мм . Обмотка возбуждения , провода, и дущие на клеммы «А» и «В», и провод от выводногостартеракдополнительному реле окрашиваютсявкрасный цвет. Провод, и дущий на клеммы «А» и «Б», и провод от выводного стартера кдополнительному реле окрашиваютсявкрасный цвет. Провод, и дущий на клемму « Ш » , — в зеленый . К оллектор , выводные болты «Я» и « Ш » , г лавныеивспомогательныеконтактывключателя стартера сдисками — в желтый . С ердечник , вал якоря , в тулка коллектора, масса иклеммы реле-регулятора — в синий цвет. К орпус генератора и батарея разрезаютсявдвух продольн ых параллельных плоскостях . П ереднююкрышкураспили ­ в ают по масляномуканалуи под угломв 30—35 гр а дусо вк нему. К рышкастартера со стороны привода инорпусвыклю ­ чателя разрезаютсятак , к акпоказано на рис . 2. Я корьи полюса зачищаютсяшкуркой до блеска . О бмоткивозбужденияиякорьлучшепокраситькоричневой или черной краской . П римеоныйпорядокразмещения деталей на щитепоказан на рис. 1 и 2. 3*Рис. 2.СТАРТЕР0 „-о-