ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМБОЛЬШОЙ ПРИЗ БЕЛЬГИИНа тренировках перед розыгрышем Большого приза Бельгии — пятого тура чемпионата мира — произошла авария, внесшая существенный корректив в возможный исход первенства; один из наиболее вероятных претендентов на титул чемпиона мира англичанин Стирлинг Мосс выбыл из соревнований, получив тяжелые телесные повреждения. В автомобиле «Лотус», на котором он проходил дистанцию с высокой скоростью, сломалась задняя ось; Мосс был выброшен на полном ходу из машины. В связи с повреждением позвоночника гонщику придется несколько месяцев пролежать в гипсовом корсете. Гонки на Большой приз Бельгии вообще проходили под «несчастливой звездой». Кроме аварии с Моссом на тренировке, три несчастных случая имели место во время соревнований, причем два со смертельным исходом. На старте гонки в первом ряду (по результатам, показанным на тренировке) стояли англичане Д. Брэбхем, тони Брукс и американец Фил Хилл — первые двое выступали на автомобилях «Купер», а Хилл на «Феррари». Лидер чемпионата Мак-Ларен занимал скромную позицию в пятом ряду. Гонку со старта повел чемпион мира, который уже после пяти кругов оторвался от всех и лишь шедший вторым Хилл еще мог держать его в поле зрения. Последующие места занимали бельгиец Гендебьен, англичанин Грэхем Хилл и быстро приближавшийся к ним Мак-Ларен. Острая борьба развернулась между молодым гонщиком Бристоу и Мэрессом, не желавшими уступать друг другу дорогу; в этот момент об ветровое стекло автомобиля Бристоу ударилась птица; гонщик на секунду потерял управление, и это стоило ему жизни. Вслед за тем смертельную аварию потерпел Стэси (характерно, что оба пострадавших. а также Мосс выступали на автомобилях «Лотус»). Из шестидесяти гонщиков лишь одиннадцати удалось прийти к финишу, причем среди финалистов произошли существенные перемены на... самом последнем круге. Так, шедший вторым Грэхем Хилл на последнем круге вдруг сошел с дистанции, а шедший третьим Гендебьен был вынужден остановиться У боксов для ремонта. Благодаря этому Мак-Ларен вышел на второе место, получив очень важные для себя шесть очков. Он сохраняет лидерство в чемпионате (20 очков); на втором месте Джек Брэбхем (16 очков). В связи с выходом С. Мосса из розыгрыша первенства оба названных гонщика не имеют сейчас практически сколько-нибудь опасных конкурентов, так как никто из других претендентов не набрал более 7 очков. Пройдя дистанцию (507.6 км) за 2:21.37,3. т. е. со средней скоростью 215 км/час, Джек Брэбхем установил новый рекорд бельгийской трассы.ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО МОТОГОНКАМВ календарь розыгрыша первенства мира по мотоциклетной шоссейно-кольцевой гонке внесена некоторая путаница, поскольку первый тур розыгрыша. состоявшийся в Клермон-Ферране (Франция), был проведен только для трех классов машин (до 350 см*, до 500 смЗ ис коляской), а четвертый тур. в свою очередь, проводился без заездов в клас3 се до 350 см . В результате после четырех туров розыгрыша (во Франции, Англии, Голландии и Бельгии) только по 3 двум классам (500 см ис колясками) есть полные сведения; в остальных классах очки победителей суммируются лишь по трем турам. В классе мотоциклов до 125 см чемпион мира итальянец Карло Уббиали легко выиграл гонки в Англии и Голландии, в то время как его грозный соперник Эрнст Дегнер (ГДР) в этих гонках оставался пятым и шестым. Второе место в борьбе за Большой приз Англии занял Гарри Хоккинг, выступающий в этом году (так же, как и Уббиали) на мотоциклах «МВ-Агуста». Он же был вторым в борьбе за Большой приз Голландии. Лишь в четвертом туре — гонках на Большой приз Бельгии — замечательный гонщик из ГДР заговорил, так сказать, в полный голос: на мотоцикле народного предприятия МЦ-125 Эрнст Дегнер прошел 113-километровую дистанцию на Франкорских полях со средней скоростью 161,1 км/час и первым порвал ленточку финиша. Этот заезд был вообще триумфальным для народного предприятия в Цшопау, поскольку и на второе место вышел гонщик, шедший на мотоцикле МЦ, — новозеландец Джон Хеплеман. Он буквально вырвал второе место у Уббиали, финишировав на 0,2 секунды раньше чемпиона мира. После четырех туров в классе мотоциклов до 125 смЗ лидирует Уббиали. набравший 20 очков; на втором месте — Г. Хоккинг (14 очков) и на третьем — Эрнст Дегнер (10 очков). В классе до 250 смЗ Карло Уббиали лишь во втором туре уступил лидерство Г. Хоккингу, а затем дважды подряд первенствовал в Голландии и Бельгии. У него 22 очка, а у Г. Хоккинга — 20. Идущие вслед Тавери, Хайлвуд и Провини не набрали и по 9 очков. Несколько менее уверенно, чем в прошлом году, лидирует Джон Сюртиз в классе мотоциклов до 350 см 3 . И в этом классе сумел отличиться Г. Хоккинг, который выиграл Большой приз Франции, а также вышел на второе место в Голландии. Сюртиз, выступая в Клермон-Ферране, четырежды менял свечи и оставался на третьем месте, проиграв чехословацкому гонщику Счастному, который занял второе место. Оставшись на втором месте в Англии и выиграв Большой приз Голландии. Джон Сюртиз набрал в общей сложности 18 очков, опередив Хоккинга всего на 4 очка. Зато в классе мотоциклов до 500 см 3 чемпион мира одержал три победы и имеет 24 очка. Сильное сопротивление ему оказывает Вентури, сумевщий выиграть Большой приз Голландии и дважды оставшийся вторым (во Франции ив Бельгии). У Вентури после четырех туров чемпионата 20 очков. В классе мотоциклов с колясками значительно оторвались от своих конкурентов западногерманские спортсмены Фат и Вольгемут; они набрали уже 30 очков, в то время как швейцарцы Шейдегер и Каматиас ровно вдвое меньше — 15 очков.3БОЛЬШОЙ ПРИЗ ФРАНЦИИШестой тур чемпионата мира — гонки в Реймсе на Большой приз Франциибыл отмечен серьезной неудачей итальянской фирмы Феррари. Автомобили этой фирмы в течение последних лет, как правило, господствовали на трассе Реймса. В нынешнем году ни один из четырех автомобилей фирмы не дошел до финиша. На старте первую линию (по результатам предварительных заездов) занимали Дж. Брэбхем на «Купере», Фил Хилл на «Феррари» и Б. Трипе на БРМ. Между этими тремя гонщиками и развернулась ожесточенная борьба за лидерство, длившаяся почти час, в течение которого лидеры сменяли друг друга не менее 20 раз, На некотором отдалении от этой группы шли в борьбе Мак-Ларен и Гендебьен. Начиная со второй половины дистанции (т. е. с 26 круга), чемпион мира, однако, начал постепенно наращивать свое преимущество, оторвавшись от обоих конкурентов почти на 20 секунд (лучший круг он прошел за 2.17,5). Для Хилла и Трипса это явилось как бы сигналом для прекращения борьбы — на 29 круге сошел с дистанции Хилл (попытка «достать» Брэбхема окончилась поломкой коробки передач), а через два круга — Трипе, к которому начали быстро приближаться Мак-Ларен и Гендебьен. Борьба этих двух гонщиков экстракласса, шедших на одинаковых автомобилях («Купер»), была очень красивой и привлекла большое внимание зрителей. Бельгиец Оливье Гендебьен вновь доказал, что в этом году он является одним из лучших гонщиков в мире; выиграв у столь сильного конкурента, как Мак-Ларен, более 3 секунд, он занял высокое второе место вслед за чемпионом мнра Брэбхемом, прошедшим дистанцию 415 км (50 кругов) за 1:57.24,0, т. е. со средней скоростью 212,1 км/час. Этот результат был, между прочим. совершенно неожиданным для устроителей соревнования. Как известно, согласно правилам ФИА гонки, входящие в зачет первенства мира, должны продолжаться не менее 2 часов на дистанции не менее 300 км. Пройдя дистанцию 415 км менее чем за 2 часа, все три победителя невольно нарушили правило. Если Спортивная комиссия ФИА признает гонку зачетной, то Брэбхем сравняется с Мак-Лареном по количеству набранных очков в чемпионате (24 очка). Своими тремя победами подряд чемпион мира показал, что не собирается уступать своего высокого титула молодому новозеландцу. Предстоящие схватки на трассах Англии, ФРГ, Португалии, Италии и США (гонки в Марокко не состоятся) будут поэтому наполнены острой спортивной борьбой.ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО МОТОКРОССУРольф Тибблин, уверенно лидировавший после первых двух туров чемпионата, сумел в последующих четырех турах набрать лишь... 1 зачетное очко. Лучше всех в этих турах (кроссы на Большие призы Швеции, Италии, ФРГ и Англии) выступили его соотечественники Билл Нильссон и Стен Лундин. Первый из них, выступающий на мотоцикле «Хускварна», выиграл Большой приз Швеции, Большой приз Англии, а на трассе Имол я (в Италии) был третьим; поскольку ив первом туре чемпионата (кросс в Австрии) Бил Нильссон занял второе место, у него сейчас 26 очков. Столько же очков имеет и выступающий на мотоцикле «Монарк» Стен Лундин. Он выиграл подряд Большие призы Италии и ФРГ, во Франции был вторым, а в Швеции вышел на третье место. Успешно выступает и голландский гонщик Дон Рикман, который три раза подряд (в Италии, ФРГ и Англии) занимал высокие вторые места. У него 18 очков.,Редакц«онная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. в. КАРЯГЙН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Корректор М. М. Островская. Художественно-технический редактор Л. В. Терентьева. Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 26/1. Тел. К 5-52-24, К 4-60-02. Рукописи не возвращаются. Сдано в набор 2.VHI.60 г. Г-«4689. Бум. 60 X 92'/» 2,25 бум. л. — 4 печ. л. Тираж 325 000 экз. Подп. к печ. 9.IX.60 г. Цена 3 руб. Зак. 1753.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.