БОГАТЫРИрошло всего несколько лет с тех пор, как в нашей печати впервые было упомянуто село Гай, Затерялось оно среди оренбургских степей. Не выводили здесь высокоудойных ко ­ ров, не снимали рекордных урожаев. Но недаром казахи-кочевники еще в древние времена назвали оренбургские степи золотыми. Эту легенду подтвердили в годы послевоенной пятилетки разведчики недр — геологи. Несколько лет проводились здесь изыскания и, наконец, в столицу пришла короткая информация: «В районе села Гай обнаружены залежи медных руд». Наша страна богата цветными металлами, как ни одно государство в мире. ' И , может быть, скромное сообщение об открытии геологов не привлекло бы особого внимания, если бы не такая деПталь: это было одно из самых богатых месторождений в мире. С трибуны XXI съезда КПСС прозвучали слова, что Гайский горнообогатительный комбинат Оренбургского совнархоза должен быть введен в эксплуатацию в самый кратчайший срок. Этого настоятельно требовала непрерывно растущая металлургическая промышленность страны. Дали свою заявку на гайскую медь химики, энергетики, автомобилестроители. Есть у нового месторождения еще одна очень важная для горнообогатителей особенность: мощные пласты медного колчедана залегают здесь у самой поверхности земли. А это значит, что добывать его можно наиболее дешевым — открытым способом. По решению XXI съезда КПСС уже в1961 году начнутся пробные извлечения руды Гая. Вначале они будут вестись традиционным — подземным способом; это позволит определить особенности залегания пластов, составить точные технологические схемы путей обогащения металла. Впрочем, проблема обогащения руды для работников ком ­ бината не представит особого труда: дело в том, что гайская руда содержит очень высокий процент меди, а примеси в ней незначительны. Одновременно развернутся подготовительные работы к разработке месторождения открытым способом. В 1964 году страна получит дешевую РУДУ| добытую из карьеров экскаваторами. Стройкой семилетки назвал работы по сооружению Гайского горнообогати-4 тельного комбината советский народ. Сюда со всех уголков страны доставлялось сложное высокопроизводительное оборудование. Из Белоруссии прибыли двадцатипятитонные автосамосвалы, с Урала — экскаваторы, из Москвы — электрооборудование. Из разных краев приехали на стройку и люди: бульдозеристы, шоферы, экскаваторщики и, конечно, специалисты по горным разработкам. С первых дней строительства работа велась по двум параллельным путям: горные рабочие вскрывали богатейшую кладовую оренбургских степей, а строители возводили стены будущих цехов комбината. Грандиозность стройки, сжатые сроки сдачи ее в эксплуатацию потребовали от руководства комбината найти новые, скоростные методы труда. И прежде всего, необходимо было правильно организовать работу автотранспорта, на плечи которого легла ответственность за выполнение подготовительных — вскрышных работ. Одной из характерных особенностей организации производственного процесса на нашем комбинате является применение для отката породы большегрузных самосвалов. Опыт их эксплуатации подсказал нам создание единого комплексного цеха, сочетающего, кроме откаточных работ, строительство дорог и возведение отвалов. Такой цех горного транспорта был создан. Он объединил более 900 человек, которые управляют 360 автомобилями, бульдозерами и другой техникой. Только за первый год с начала строительства комбината из его карьеров было вывезено около 8 млн. кубометров вскрышных пород, а с 1961 года ежегодно водителям придется перебрасывать их по 12—13 млн. В коллективе строителей комбината широко развернулось соревнование зазвание бригад, смен, экипажей коммунистического труда. Девяти экипажам, обслуживающим МАЗы, это почетное звание уже присвоено, Наиболее высоких результатов в труде добился экипаж № 23 в составе братьев Игнатьевых и Александра Перепелкина. Их зовут на комбинате экипажем земляков. Все водители приехали в Гай из города Каменки, Пензенской области. Николай и Анатолий Игнатьезы в 1957 году окончили курсы шоферов в автомотоклубе ДОСААФ , где Александр Перепелкин работал преподавателем. Учитель встретился со своими воспитанниками на одной из крупнейших строек семилетки. Тогда и появилась идея создать экипаж земляков. Каменцы, как правило, месячное задание заканчивают в двадцатых числах. Их тяжелый МАЗ в прекрасном техническом состоянии, причем ТО-1 и ТО-2 они производят сами, не прибегая к услугам слесарей-ремонтников. В числе первых на стройку приехал руководитель другого дружного экипажа — шофер Яков Ильгов. Товарищи по работе прозвали его асом карьерных дорог. Уже тысячи километров наездил Яков по извилистым, трудным дорогам рудников. Его напарники — Александр Сазинов, Николай Щербинин — под стать своему вожаку. Все они награждены значком «Отличник социалистического соревнования Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР». Этому экипажу было также присвоено звание экипажа коммунистического труда. Ильговцы обратились с призывом ко всем зодителям перевезти каждой машиной в течение года 120 тысяч кубометров породы. До конца года остались считанные месяцы. Предварительные итоги гозорят о том, что водители держат свое слово. Ведь только за первое полугодие на своих богатырских конях — двадцатипятитонных МАЗах — они перевезли сверх плана белее полумиллиона кубометров породы. Р. ШАГАНСКИЙ, начальник цеха горного транспорта Гайского горнообогатительного комбината.Здесь будет добываться самая дешевая медь. В отвал перевезено 8 миллионов кубометров породы.Есть 9 экипажей коммунистического труда; тридцать — борются за это звание. Стройку семилетки досрочно! завершимНа снимке в заголовке: экипаж земляков. Слева направо: Анатолий Игнатьев. Александр Перепелкин, Николай Игнатьев.щ иннвам ^ в аЭкипаж коммунистического труда, воз главляемый Яковым Ильговым (крайний справа).