В № 2 журнала «За рулем» за 1960 год была опубликована статья о новых индивидуальных подогревателях. Предназначенные для облегчения пуска автомобильных двигателей зимой, они были спроектированы применительно к массовому производству с использованием штампов и другой заводской технологической оснастки. Многие читатели обратились в редакцию с просьбой рассказать, как изготовить подобные подогреватели своими силами. Выполняем эту просьбу.* * *дин из вариантов упрощенной конструкции подогревателя, который может быть сделан в кустарных условиях, описывается ниже. Он может применяться для подогрева двигателей автомобилей «Москвич» и «Волга». Подогреватель (рис. 1) представляет собой вертикальный котел с двумя водогрейными трубами 5. Внутренний 1и наружный 2 кожухи образуют раздельные проходы для горячих газов и подогреваемой жидкости. Бензин поступает в смесительную камеру 10 самотеком через штуцер 12, а воздух для горения подается через патрубок 11. Для увеличения поверхности испарения бензина устанавливают з смесительную камеру снизу асбестовую прокладку 7. Смесь бензина и воздуха воспламеняется с помощью свечи накаливания 13, которая отключается после того как наступит устойчивое горение. Горячие газы, проходя по внутренней полости, отдают тепло подогреваемой жидкости. Газы, выходящие через выпускной патрубок 18, используются для обогреза масляного поддона картера двигателя и ускоряют процесс подготовки последнего к пуску. Жидкостная полость подогревателя через патрубки 4 включается в систему охлаждения двигателя. При этом жидкость циркулирует через подогрезатель и двигатель под действием гразитационного напора (термосифона). Внутренняя полость подогревателя разделяется тремя горизонтальными перегородками. Верхняя 6 отличается от нижней лишь тем, что не имеет отверстий. Средняя перегородка по форме такая же, как внутренняя крьника 16. Детали подогревателя, кроме тех, которые вытачивают, делают из листовой стали марки 08 толщиной 1 мм. Три внутренних перегородки изготовляют из жаростойкой стали. При сварке особое внимание должно быть уделено герметичности всех швов. Для подачи воздуха в подогреватель используют либо вентилятор обдува ветровых стекол, устанавливаемый, в частности, на автомобилях «Победа» и «ГАЗ-51», либо вентилятор отопителя. В последнем случае надо сделать специальный отвод воздуха резиновым шлангом к подогревателю. Для воспламенения смеси применяют свечу накаливания, которая может бытьОизготовлена из обычной искровой свечи. Центральный и боковой электроды последней убирают, а места их крепления высверливают. Для спирали берут нихромовую проволоку диаметром 1 мм. Концы предварительно свитой проволоки вставляют в просверленные отверстия и закернивают. Сзеча при напряжении 11—12 вольт должна накаляться до ярко-красного каления и потреблять ток около 20 ампер. При простейшей схеме бензин может подаваться з подогрезатель самотеком из небольшого (1—1,5 л) напорного бачка, а дозатором его расхода — служить запорная игла. Можно применить также жиклер и краник. В этом случае в топливной магистрали необходимо установить дополнительно бензоотстойник. Жиклер располагают там, где это удобно, исходя из конструктивных соображений. Его следует тарирозать на расход бензина 0,7—0,9 кг/час. Для включения электровентилятора 4и сзечи 5 удобно использовать дзухпозиционный переключатель света 2 (рис. 2), применяемый на автомобилях. Если подогреватель будет плохо пускаться, необходимо дополнить электросхему сопротивлением 3, снижающим обороты электровентилятора в момент пуска примерно на одну треть (при включенной свече). Цепь питания подогревателя должна быть защищена предохранителем 1, рассчитанным на 25 ампер. Компоновка изображенного на рис. 1 подогревателя сделана применительно к установке на автомобили «Москвич» моделей 402 и 407. Размещают его под генератором. Шпилькой 19 крепят подогреватель к кронштейну подмоторного щитка и планкой 3 — к подкрылку. Верхний патрубок соединяют с зодяной рубашкой головки цилиндров через тройник, устанавливаемый за краном, подводящим воду к отопителю. Нижний патрубок подключают к шлангу, соединяющему нижний патрубок радиатора с двигателем. Шланги не должны иметь обратных уклонов во избежание образования паровых пробок. На выпускной патрубок надевают трубу с раструбом, с помощью которого горячие газы подводятся к масляному поддону. Если автомобиль снабжен подогревателем, то в систему охлаждения двигателя удобнее всего заливать антифриз. В случае применения воды следует сделать в его рубашке заливную горловину. Она нужна, чтобы можно было заливать воду в систему охлаждения через работающий подогреватель. Как пустить подогреватель? Сначала необходимо вытянуть переключатель в первое положение. При этом накалится свеча и заработает электровентилятор. Далее, когда наступит разномерный гул, следует переместить переключатель во второе положение, в результате чего выключится свеча накаливания. Для остановки подогревателя нужно перекрыть подачу бензина и подождать до тех пор, пока не прекратится горение. После этого его ставят в выключенное положение. 3 Тепловая производительность такого упрощенного подогревателя — около 5000 ккал/час. Он расходует 0,7—0,8 кг бензина в час и электроэнергии — 15 вт. Подогреватель, установленный на автомобиле «Москвич-407», разогревает холодный двигатель при температуре воздуха минус 20° за 15—20 минут.ОСТОРОЖНО! — С ТАРТУЕТ Л. В ЛАДИМИРОВЖурнал «Знание — сила» решил познакомить своих читателей с конструкцией и производством микроавтомобиля «Запорожец». Намерение, безусловно, похвальное. Частично его удалось осуществить, напечатав в № 8 (август) 1960 года несколько материалов работников завода — начальника цеха Н. Зубарева, заместителя главного инженера И. Строкова, рабочих А. Патаман и А. Рымарь. Но эти заметки — лишь «гарнир» к основному блюду, которое приготовил для читателей сотруднин журнала Л . Владимиров. Он сочинил репортаж, более чем втрое превосходящий по объему статьи и заметки названных авторов, вместе взятые. Заглавие репортажа — «Стартует «Запорожец». И старт сей никак нельзя признать удачным. Под управлением автора «Запорожец» «перескакивает железнодорожную линию», а затем «бежит с полной скоростью»; да что спросить с безответного автомобиля, если инженеры завода «колдуют над радиатором» и «организуют лучшие воздушные потоки в моторном отсене», а мысли нонструкторов, по наблюдениям Л. Владимирова, «заняты не одной температурой масла», но, к счастью, «их еще волнует расход бензина». Подобные перлы (а также, например, предложение читателям сопоставить работу со... «сроками, в какие она выполняется» и увидеть при этом «мощность мысли») следует, вероятно, отнести к издержкам жанра, избранного автором. Но вот, когда в научно-популярном журнале сообщают о некой «мощности двигателя, отдаваемой автомобилю», давно известную торсионную подвеску колес описывают с наивным восторгом первооткрывателей, одним из преимуществ заднего расположения мотора считают то обстоятельство, что «его тресн относит назад», а тягу привода коробки передач называют коммуникацией (видимо, для пущей научной популярности), то от такого «старта» грамотному читателю хочется нажать на тормоза. Еще более впечатляет описание нового двигателя «Запорожца». Тут, что ни слово, то... элементарная техническая бессмыслица. Оказывается, V-образный двигатель «трясет». И «порок этот — в самой схеме» (которую, между прочим, «перехитрили» работники НАМИ). Л. Владимирову, видимо, невдомек, что неуравновешенность моментов сил инерции характерна лишь для четырехцилиндровых V-образных двигателей, а 'сама-то «схема» не при чем. Впрочем, он тут же, великолепным жестом «амнистирует» V-образный двигатель, заявляя, что «во всем остальном» он... «лучше любого другого». Л. Владимиров не ограничивается собственными измышлениями на темы об автомобильной технине. Немало глупостей он влагает в уста своих собеседников. Двигатель «трясет» — это оказывается, «по выражению конструкторов». Тех самых, у которых имеется к тому же и... «боевой клич». Каной? А вот какой — «Не больше 100 градусов»! (танова должна быть температура масла в картере двигателя). Директора завода Т. Е. Габелко автор заставляет многозначительно (сколь и косноязычно) заявлять: «Зато будет завод так завод». И даже юный водитель — испытатель Г. Свиридов совершает, по воле автора, элементарную ошибку: он «тщательно протирает» полотенцем кузов автомобиля после мойки, т. е. фактически портит эмаль. Нет сомнения: знание — сила. Но будем логичны. Если автор не знает предмета, о котором пишет, то публикация его статей, это слабость. Непростительная слабость редколлегии хорошего журнала «Знание — сила».Рис.2. Электрическая схема подогревателя.25