АНТАКАЛЬНИСАПЕРВЕНСТВО СССР по МОТОКРОССУ i960 грдд спорте, как правило, побеждают сильнейшие. Но из этого правила нередко бывают исключения. То лидировавший почти всю-дистанцию бегун споткнется и на финише окажется в числе последних, то гимнаст растянет связки и вообще не закончит состязания. Но, пожалуй, чаще, чем в других видах спорта, такие случайности встречаются на мотоциклетных соревнованиях. И это легко объяснимо — здесь победа зависит не только от человека, но и от машины. Первенство СССР по мотоциклетному кроссу 1960 года отличалось от всех предыдущих тем, что каждый гонщик стартовал в трех заездах; места же распределялись по результатам двух лучших попыток. Таким образом, одна неудача (падение, поломка) не лишала спортсменов шансов на победу в соревновании. Кроме того, участникам разрешалось выступать в двух классах мотоциклов. Забегая зперед, скажем, что эти нововведения вполне оправдали себя в ходе соревнований. В первый день выступали женщины и мужчины в классе до 125 см 3 . Многочисленные зрители, собравшиеся в пригороде Вильнюса Антакальнисе, чтобы посмотреть кросс, судили о возможностях той или иной гонщицы по характеристике радиокомментатора. С этой стороны преимущество было явно на стороне прошлогодней чемпионки Надежды Шараповой и заслуженного мастера спорта Ирины Озолиной. Назывались и другие имена. Но никто, кроме, разве, товарищей ло команде, не прочил в число претенденток на золотую медаль одну из самых молодых участниц чемпионата латышскую гонщицу Руту Осе. А она-то и оказалась победительницей первого заезда. Успех спортсменки был не случаен. Красиво и смело преодолевала она многочисленные препятствия, не уступая лидерства на протяжении всей дистанции. Последующие два заезда не измеВнили картину — Осе по-прежнему приходила первой. Победа рижской досаафовки поистине замечательна. За два года талантливая спортсменка прошла путь от новичка до чемпионки Советского Союза! Отточенной техникой блеснул Львовский армеец И. Григорьев — победитель международного мотокросса на «Большой приз» Ц АМК СССР. В Вильнюсе он снова первенствовал в классах до 125 и 175 см 3и сделал «золотой дубль» в одном соревновании. Мастер спорта А. Белкин, победив в двух заездах мотоциклов с рабочим объемом до 250 см 3 , обеспечил себе звание чемпиона. Также по результатам двух заездов завоевал золотую медаль в классе 350 см 3 ленинградский досаафовец А. Дежиноз. Упорная борьба разгорелась среди участников, выступавших на «пятисотках». В первом заезде побеждает С. Кадушкин, во втором — он падает, пропуская вперед В. Пылаева. Заключительный заезд приносит победу прошлогоднему чемпиону С. Кадушкину. Примерно также развивались события в классе самых тяжелых мотоциклов — до 750 см 3 . В первом заезде впереди был молодой спортсмен 3. Калькис, в следующем — В. Пылаев. Последняя завершающая гонка. Волнение зрителей достигает предела. Вплоть до шестого круга лидирует 3. Калькис. Трудно, очень трудно мчаться по сложной трассе, чувствуя за спиной «дыхание» мотоцикла солерника>. Развязка, наконец, наступает. Калькис падает, и звание чемпиона завоевывает В. Пылаев. И здесь уместно вернуться к вопросу о случайностях. Да, случайно упали и Кадушкин, и Калькис, уступив з заездах победу В. Пылаеэу. Но не случайно заслуженный мастер спорта Виктор Пы-лаев не упал ни разу во всех шести заездах. Вот где сказался огромный опыт и мастерство. У гонщиков, выступавших на мотоциклах с колясками, для определения сильнейших не понадобился третий старт. Победив в двух гонках, чемпиона3 ми страны в классе до 500 см стали < армейцы Ю. Соколов и Ю. Мельхов. В 3 классе свыше 500 см это почетное звание впервые досталось спортсменам Ирбитского завода — А. Быкову и Б. Шатунов у. Переходящие кубки' за победу в командном зачете (среди коллективов республик, ДСО и ведомств и автомотоклубов) завоевали команды Москвы, Советской Армии, Рижского АМК ДОСААФ. Прошедшее первенство страны по мотокроссу продемонстрировало рост мастерства наших ведущих кроссменов и явилось ценной проверкой новых принципов проведения подобных соревнований. В то же время в ходе вильнюсского кросса выявились многие организационные просчеты, настолько серьезные, что о них надо сказать особо. Трасса гонок допускала одновременный старт 40 мотоциклов. А для участия в классах 125 и 350 см 3 подали заявки соответственно 80 и 90 спортсменов. В соответствии с Положением для этих двух групп были проведены контрольные заезды, по результатам которых судейская коллегия допустила к участию в первенстве по 40 гонщиков в каждом классе. В результате такого отбора команды некоторых республик — Таджикской, Туркменской, Армении — «развалились» еще накануне соревнования: большинство зачетных участников не выдержало предварительного экзамена. Очевидно, надо положить конец неверной практике, когда на первенства вызывают гораздо больше участников, чем это могут «переварить» организаторы соревнований. Не проще ли отбор и отсев проводить на местах? Три года назад бывшая Всесоюзная мотоциклетная секция рекомендовала не допускать к соревнованиям мотоцик-Мастер спорта И. Григорьев перед стартом заезда, после которого он стал обладателем двух золотых медалей.6 яы-одиночки с объемом цилиндров до 750 см3 . Эти машины давно исключены из программ международных встреч. Они слишком тяжелы, особенно для кроссовых состязаний. Мощность их двигателя не может быть полностью использована ни в кроссе, ни в шоссейно-кольцевых гонках. Это наглядно подтвердилось на минувшем первенстве. Чемпион страны в этом классе Виктор Пылаев проходил круг за 3 мин. 47 сек., а участники на мотоциклах в классе 175 см3 — 3 мин. 41 сек. Пора, наконец, мотоциклетному комитету ФАМС поставить точку над «и», и, не считаясь с ведомственными интересами, исключить из программы соревнований класс 750 см3 . По нашему мнению, нет также смысла разделять мотоциклы с коляской на два класса — до 500 и свыше 500 см3 . Это выглядит как искусственное удвоение числа-чемпионов, ибо в обоих классах в основном выступают одни и те же спортсмены. Так из 16 экипажей, стартовавших в классе до 500 см 3 , десять на следующий день пересели на более тяжелые мотоциклы. Причем и здесь время участников на мотоциклах свыше 500 см3 оказалось ниже, чем на мотоциклах до 500 см3 (соответственно 4 мин. 15 сек. и 4 мин. 09 сек.). На соревнованиях по кроссу, видимо, целесообразнее иметь один класс колясок, разрешив выступать в нем на мотоциклах до и свыше 500 см3 . В предыдущем номере журнала «За рулем» уже критиковались организационные неполадки в проведении кросса. К этому нужно добавить, что впервые в истории всесоюзных соревнований Центральный автомотоклуб вызвал участников точно на день начала первенства. Прямо с поезда гонщики должны были мчаться на старт. Для техосмотра, а главное для работы мандатной комиссии времени предусмотрено не было. К счастью, большинство команд, ехавших издалека, прибыли с «запасом» в один день. Однако соседи «хозяев поля» — латыши и эстонцы — явились точно в указанный срок, поэтому буквально за 15 минут до старта проводилась регистрация участников. Мандатная комиссия, составленная9 из технических работников республиканского комитета ДОСААФ, не знакомых с мотоспортом, смогла только записывать фамилии участников и контролировать наличие документов. Проверкой заявленных команд • был вынужден заняться секретариат судейской коллегии. Для этого пришлось специально вызывать всех представителей и вместе с ними составлять командные списки участников. Масса «мелочей» затрудняла работу судейского аппарата и вызывала справедливые нарекания спортсменов и их представителей. До последнего дня в распоряжении секретариата не было ротатора, а единственная машинистка «выделялась» только на дневное время. Не случайно списки участников и команд были размножены только к исходу второго дня соревнований. Оправдывая поздний вызов участников, работники ЦАМК приводят один внешне убедительный довод — необходимость экономить государственные Победитель в классе мотоциклов до 350 см ! ленинградец Андрей Дежинов на дистанции.средства. Правильно, надо всячески сокращать излишние расходы на проведение соревнований, но для этого вовсе не требуется превращать их в своего рода «галоп». Следует только, как мы уже говорили, вызывать на чемпионат не 360, а 200—250 участников. В плохой организации мотокросса повинны литовский республиканский комитет ДОСААФ , ЦАМК, мотоциклетный комитет ФАМС . Последний потратил немало часов, обсуждая подготовку первенства, но в конце концов оказалось, что в Вильнюсе нет представителя тренерского совета, чтобы возглавить тренировки. Новая, прогрессивная система розыгрыша первенства (зачет по лучшим двум результатам из трех заездов) и начисление очков в зависимости от числа стартовавших участников данной группы поставили перед судейской коллегией ряд сложных вопросов, решать которые приходилось на ходу, полагаясь в основном на интуицию. Вследствие этого не все решения были бесспорными. Президиум всесоюзной коллегии судей обсудил итоги первенства и принял рекомендации ло спорным вопросам, связанным с применением новой таблицы при новой системе зачета. Руководствуясь этим, мотоциклетный комитет ФАМС должен разработать положения о чемпионатах страны по мотоспорту на 1961 год, не повторяя старых ошибок. Г. АФРЕМОВ, заместитель главного судьи,Не всем дано«взлетать» на подъемы Фото Ю. Клеманова.РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВЕНСТВА Ошиня (Д Женщины: 5се (ДО;, Н. Кркзсшееза \г, г.у. Класс 125 см-;: И, Григорьез (СА), Б. Панферов (Б), А. Газрикоз (ДО). Класс 175 см:>: И. Григорьез (СА), А. Яксзлез (Т), В. Адсян (ДО). Класс 250 см-: А. Белкин (СА), Р. Решетнике (ДО), Л. Кубасов (Т). Класс 350 см : А. Дежинсз (ДО'.', Б. Изансз (СА), Н. Соколов (СА). Класс 500 см : С. Кадушкин (ДО), В. Пылаез (СА , 3. Калькис (СА). Класс 750 см-*: В. Пылаез (СА;. 3. Калькис (СА), Э. Крузе (ДО). Класс до 500 см? (с колясками): Ю. Сокслоз и НО. Мельхоз (СА), Н. Абдрахманоз и В. Полякоз (СА), О. Шаркевич и Б. Филигюз (СА). Класс свыше 500 см 3 (с колясками); А. Быков и Б. Шатунов (Т' тез и И. Хохлоз (ДО), Г. Бородин (Т). УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: Б - .-Буревестник". Д — .Длуглво». ДО — ДОСААФ. СА — Советская Армия, T — <-Труд- (мотозаводы!. Т.Р. — «трудовые резервы». В. ЧЕРНОВА. главный секретарь судейсной коллегии. судья республиканской категории.