ПРОСТЕЙШИЙ КАРБЮРАТОРПРЕДМЕТНОСТЬ И ЕЩЁ РАЗ ПРЕДМЕТНОСТЬП дним из главных условий успешного изучения программ* * ных дисциплин будущими водителями автомобилей является предметность обучения. Особенно важно умело использовать наглядные пособия при изучении материальной части. Лучшие учебно-наглядные пособия — это «живые» детали и механизмы. Их демонстрация в ходе урока обеспечивает наибольшую правильность и эффективность восприятия. Но, помимо серийных деталей и механизмов, в процессе подготовки шоферов полезно использовать разнообразные наглядные пособия. Их изготовление несложно организовать в каждой автомобильной школе и автомотоклубе. Опыт нашей Рязанской автомобильной школы свидетельствует, что без больших материальных затрат можно создать много учебных пособий, разрезных агрегатов и приборов, щитов, моделей, макетов, кинематических схем, рисунков, применение которых значительно улучшит качество обучения. В течение всего учебного цикла изложение наждой темы непрерывно сопровождается демонстрацией наглядных пособий, облегчающих усвоение материала. Эти пособия используются в зависимости от темы занятия — путем показа их всему классу или передачей небольших тщательно вычерченных схем на столы учащимся, или путем проведения опытов, а также демонстрации учебных кинофильмов и диапозитивов. Достаточное количество наглядных пособий позволяет преподавателям школы обходиться без вычерчивания на доске схем и рисунков (а ведь каждый работник АМКи автошколы знает, сколько уходит на это учебных часов]). Вот как проходят, например, в нашей школе уроки по теме «Карбюратор К-82». При изложении материала по этой теме, к ак известно, возникает ряд трудностей. Они вызваны в основном тем, что учащиеся со своих мест не могут разглядеть мелкие детали карбюратора, находящиеся вруках ведущего урок. Для лучшего усвоения курсантами материала мы используем такие наглядные пособия: 1. Комплектный карбюратор с ослабленным креплением частей корпуса и отдельных деталей. 2. Прибор в разрезе. 3. Щит, на котором показан разобранный карбюратор (рис. 1). 4. Фанерный стенд «Карбюратор» (рис. 2), изготовленный по методу наращивания деталей. 5. типографские плакаты из комплекта «Автомобиль ЗИЛ164». Изучение карбюратора преподаватель начинает с демонстрации его внешнего вида обучаемым; затем показывает, к ак он располагается на двигателе. Следующий этап — рассказ об общем устройстве прибора. Преподаватель показывает отдельные части корпуса, детали, расположенные в верхней, средней и нижней его частях. При этом, пользуясь отверткой и ключом, он в строгой последовательности разбирает на части карбюратор, установленный на высоком постаменте. Отдельные, главным образом мелкие детали, находящиеся на щите, показываются с помощью указки (рис. 4). Для улучшения наглядности мы применяем изготовленный одним из преподавателей школы совместно с курсантами стенд «Карбюратор К-82» размером 1200 на 1600 мм, в котором использован метод наращивания деталей. (Его общий вид показан на рис. 2). Такая величина щита обеспечивает хорошую видимость с самых дальних концов специализированного класса. Основанием стенда служит окрашенный лист фанеры, установленный в специальной раме. На его гладкой поверхности изображен в цвете одножиклерный карбюратор с падающим потоком смеси (рис. 2). Все дополнительные детали, используемые на стенде «Карбюратор К-82» т акже изготовлены из фанеры и окрашены в различные цвета. На обратной стороне каждой из них имеются металлические стержни для закрепления на щите. Используя рисунок, преподаватель рассказывает вначале о работе простейшего карбюратора, раскрывает его недостатки и объясняет, почему на современных приборах подобного типа Устанавливаются специальные дозирующие устройства. На рис. 5 показана установка на щите главного дозирующего устройства (воздушная заслонка с автоматическим клапаном) и системы холостого хода. По мере дальнейшего изложения темы преподаватель усложняет изображение, устанавливая экономайзер и насос-ускоритель с механическими приводами (рис. 6). Затем щит карбюратора К-82 «обрастает» экономайзером с пневматическим приводом (рис. 7). Пользуясь таким щитом и разрезным карбюратором преподаватель имеет возможность наглядно показать учащимся пути топлива и воздуха на различных режимах работы двигателя. С помощью стенда «Карбюратор К-22Г» (рис. 3), сделанного также по принципу наращивания, можно детально объяснить устройство и работу ограничителя оборотов двигателя, что в обычных условиях трудно делать вследствие специфических особенностей кинематики механизма привода дроссельной заслонки прибора. Использование указанных выше наглядных пособий для внеклассных занятий учащихся после уроков и надлежащая организация практических работ по техническому обслуживанию и сборке-разборке карбюраторов обеспечивают прочное усвоение изучаемого материала.«Умелое использование наглядных пособий во время урона позволит автомотоклубам и автошколам успешно выполнить задачу, поставленную IV пленумом ЦК ДОСААФ — значительно улучшить качество подготовки технических кадров». — Тан говорилось в статье старшего инспентора ЦК ДОСААФ В. Клокова, опубликованной в предыдущем номере нашего журнала. Здесь мы публикуем один из многочисленных откликов на выступление тов. Клокова — статью преподавателя Рязанской автошколы инж. Г. Берестинского. На примере изучения темы «Карбюратор К-82» автор показывает один из эффектных приемов умелого использования наглядных пособий.Рязань. 16Инж. Г. БЕРЕСТИНСКИИ.Рисунки Г. Возлинского.