10
11
^^^ij£b£&\ ^ ^РАЛЛПЕРВЕНСТВО СССР ПО РАЛЛИ лишь один водитель,—на сей раз второй из состава экипажа. Сразу со старта вторые водители начинали соревноваться в преодолении полосы искусственных препятствий, а перед финишем выходили на шоссейно-кольцевую гонку в районе Кочергине, т.е. там же, где состязались их напарники. Последнее кольцо с центром з Вильнюсе экипажи снова проходили в попном составе. Всего надо было преодолеть дистанцию в -2676 км . Даже если не было бы скоростных состязаний, такое ралли ло длине дистанции и заданным скоростям надо признать нелегким соревнованием. Ю. В. ГОФМАН,главный тренер ЦАМК СССР по автомобильному спорту. еперь, когда проведено третье ралли на первенство страны, можно подвести некоторые итоги развития этого самого молодого у нас вида автомобильного спорта. Уже после первого автомобильного ралли, хотя оно имело много недостатков (однообразие элементов соревнования, простота трассы и пр.), многие предсказывали ему большое будущее. И они не ошиблись. Правда, вряд ли кто мог в то время предполагать, что так скоро ралли из простого соревнования на регулярность движения вырастет вдо ­ вольно сложный в спортивно-техническом отношении вид автомобильного спорта — подлинное автомобильное многоборье, как его все чаще и чаще теперь называют. ТРУДНОЕ И СЛОЖНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ Именно таким многоборьем и явилось проведенное на территории прибалтийских республик первенство СССР 1960 года по ралли. Как по характеру трассы и применению всех трех принципов движения, так и по сложности скоростных соревнований оно явилось трудным испытанием для всех 242 спортсменов, принимавших в нем участие.КОМУ ДОСТАЛАСЬ ПОБЕДА Как же проходили соревнования? На автомобилях I класса («Москвич407» и «Шкода») поначалу лучше всех проявили себя ленинградские спортсмены А. Шаров и И. Гальперин (ДОСААФ) и московские армейцы. Ю. Громов и В. Ревякин. Высокий ре ­ зультат в фигурном вождении показали. московские . досаафовцы А. Бренцис и Н. Маркаускас, представители МЗМА Ю. Лесовский и Р. Чертов. Однако уже после первого кольца далеко не все из этих удачно стартовавших участников были в числе лидеров. Сильный спортсмен А. Бренцис вынужден был сойти с дистанции из-за повреждения водяного насоса. Подобная же участь постигла Р. Чертова, у автомобиля которого отказала коробка передач. Долго лидировали в соревновании перворазрядники А. Шаров и И. Гальперин, представлявшие ленинградский автомотоклуб ДОСААФ . Н а по результатам четвертого кольца им пришлось уступить первенство и золотые медали москвичам Н. Сучкову и В. Кронику (МЗМА), которые сумели набрать наименьшее количество зачет- ных очков — 30,4. Это большой успех молодых спортсменов, впервые ставших чемпионами страны. Результат ленинградских досаафовцев — 41.3; лишь на 2 очка отстали рт них рижане Ю. КоситТСразу за стартовой линией всем участникам предстояло преодолеть 300метровую полосу с искусственными препятствиями. Это было скоростное соревнование на мастерство фигурного вождения. Затем следовало первое кольцо протяженностью 590 кмс центром в Клайпеде. В ходе дорожных испытаний надо было участвовать в кольцевой гонке в районе Кочергине. Всю эту часть соревнований в -каждой машине находился один водитель, другой подсаживался к нему лишь на следующий день в Каунасе. Отсюда начинались второе, третье и четвертое кольца лепестковой трассы. Самой отдаленной точкой второго кольца была Рига, где участники на Комсомольской набережной мерялись силами в преодолении извилистой полосы длиной 400 м, получившей название «автомобильный слалом». Затем под Ригой же , з районе Ропажи, они стартовали в дорожной гонке на 5км по улучшенной лесной дороге с большим числом сложных поворотов. На финише второго кольца в Каунасе нужно было преодолеть скоростной подъем по одной из улиц города. Третье кольцо проходило по маршруту первого, но в обратном направлении, При этом автомобиль вел опять,10 и Ф . Пулис («Даугава»), завоевавшие бронзовые медали. Во II классе (преимущественно автомобили «Победа») отлично приняли старт прошлогодние чемпионы страны, мастера спорта В. Паасик и У. Лава, а также перворазрядники-спартаковцы Е. Парфенов и С. Бауэр. Они и лидировали в течение всех трех дней соревнований. В конечном итоге выяснилось, что перворазрядники прошли дистанцию несколько лучше, чем мастера. Е. Парфенов и С. Бауэр, набрав 29,4 очка, стали чемпионами страны, а их ближайшие соперники были вынуждены довольствоваться серебряными медалями (31,2 очка). Хорошие результаты (35 очков) в этом классе автомобилей показали также литовские досаафовцы А. Сакалаускас и Р. Янушкевичус, получившие бронзовые медали. А. Сакалаускасу был, кроме того, вручен специальный приз журнала «За рулем» — за лучший результат на собственном автомобиле. Наиболее упорная борьба разгорелась в III классе автомобилей («Волги» и ГАЗ-12) Здесь подобрался очень сильный состав участников. Среди 50 экипажей, выступавших в этом классе, были чемпионы страны и призеры всесоюзных соревнований. И все же, несмотря на такое «созвездие» имен, уже на старте сразу стало ясно, кто имеет наибольшие шансы на победу. Это были прошлогодние чемпионы страны таллинские досаафовцы А. Тыкке и А. Саарм. Правда, стартовое упражнение по фигурному вождению быстрее всех выполнили московские спартаковцы Ю. Сидоров и К. Вергазоа (5,36), оставив эстонцев на втором месте (5,7), а чемпиона страны по кольцевой гонке Д. Борисова на третьем. (Следует, правда, отметить, что он выступал на автомобиле ГАЗ-12). Но в дальнейшем таллинские мастера не имели себе равных. Они прошли всю дистанцию с минимальным количеством зачетных очков (16,4), показав абсолютно лучший результат для всех классов. Единственный среди всех участников соревнований этот экипаж сумел пройти дорожные соревнования «на нулях»! Необходимо отметить, что в Данном классе эстонские спортсмены вообще добились большого успеха. Три их экипажа доминировали в течение всего соревнования, и в результате серебряные медали достались таллинским таксистам С. Пыткяну и А. Тиккенбергу (17,4 очка), а бронзовые — представителям ДОСААФ — X. Сау и А. Саарму (21,4). Хорошо зарекомендовали себя в этом трудном состязании раллисты — чемпион страны 1959 года москвич С. Тенишев (занявший в паре с М. Ионкиным четвертое место) и рижанин А. Швачко (в паре с X. Эвертсом — пятое место). 2*.В IV классе (специально подготовленных автомобилей) уверенную победу одержали мастера спорта Ю. Чвиров и В. Орлов, набравшие в общей сложности 17,7 очков, (из них 8 на дорожных соревнованиях). Сильное сопротивление им в течение всех трех дней оказывали московские досаафовцы Р. Козлов и В. Егоров и рижские — А. Карамышев и А. Бушманис. У последних общий результат в скоростных соревнованиях был даже лучше (9,6), чем у победителей (9,7), но в дороге они «схватили» одно лишнее штрафное очко. С результатом 18,6 очков рижане завоевали серебряные медали. Хорошо проявив себя в дорожных испытаниях, Козлов и Егоров значительно отстали от первых двух экипажей в скоростных состязаниях. В итоге они должны были довольствоваться бронзовыми медалями. впрочем, ко всем этим шести спортсменам трудно предъявить какие-либо претензии: они выступали отлично. А вот показатели других семи экипажей того же класса заставляют серьезно призадуматься. На специально подготовленных автомобилях они не сумели добиться успехов хотя бы приближающихся к результатам победителей в I, II и III классах. Можно только удивляться столь парадоксальному явлению. В командном зачете клубов первенствовала вторая команда Московского автомотоклуба ДОСААФ в составе Р. Козлова, В. Егорова, П. Казьмина и А. Красильщикова. Среди команд союзных республик победили латышские спортсмены. НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ Предварительный анализ результатов первенства страны 1960 года говорит о том, что по степени сложности наше ралли не только достаточно приближалось к уровню, принятому' в международной практике, но несколько опережало его. Можно смело сказать, что некоторые элементы этого ралли (например, попеременная езда водителей в автомобиле, применение трех принципов движения и др.) характерны только для этого соревнования. Такие особенности помогают поднять мастерство наших ведущих раллистов. Думается, что если прибавить к нему в будущем соответствующий опыт международных встреч и более тщательную подготовку автомобилей, то наши спортсмены смогут вскоре выйти на призовые места в соревнованиях на первенство Европы. Раллисты, как и другие спортсмены, никогда не должны останавливаться в совершенствовании своего мастерства. Нужно постоянно оттачивать технику Несмотря на дождь, тысячи зрителей наблюдали за интересными соревнованиями раллистов.Фото Ю. Клеманова.Кольцевал гонка в районе Кочергине. Слева — на вираже. Справа — эстафета. вождения автомобилей, овладевать методами штурманского дела; уметь отлично считать и ориентироваться по карте на местности. Но нельзя забывать и того, что ралли —• это прежде всего спорт. каждый желающий достигнуть успеха в ралли должен не только твердо знать все условия соревнований, но. и обладать большой физической выносливостью, волей к победе. Этому учат примеры прошедшего первенства СССР. Команда Украины, занимавшая в 1958 году ведущие места, выступила ныне явно ниже своих возможностей. К сожалению, члены команды вместо того, чтобы серьезно задуматься над своими неудачами, утешают себя тем, что ралли проходило на «чужой» территории; вот, мол, в будущем году, если соревнования состоятся на Украине, мы-де, «возьмем свое». Несерьезные доводы! Чем же объяснить тогда, что на территории Литвы так удачно выступили ленинградцы, москвичи и эстонцы? Будет полезней, если украинские раллисты вместо самоуте-И