.№лЛПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМхема в борьбе за титул чемпиона мира. новозеландский студент Брюс Мак-Ларен, отстал на целый круг и закончил дистанцию лишь четвертым. Это решило вопрос о лидерстве в чемпионате. Если до гонок в Сильверстоне оба претендента — австралиец и новозеландец — имели одинаковое количество очков, то теперь вперед вышел Брэбхем, набравший 32 очка. У Мак-Ларена стало 27 очков. Практически только у этих двух гонщиков есть реальные шансы завоевать титул чемпиона мира; следующий за ними по таблице С. Мосс (11) пока не выступает в чемпионате, хотя, по-видимому, уже оправился после аварии, о чем свидетельствуют его победы в некоторых второстепенных соревнованиях.J^rПЕРВЕНСТВО МИРА ПО МОТОГОНКАМОчередной, пятый, этап розыгрыша чемпионата мира по шоссейно-кольцевой гонке на мотоциклах состоялся в Западной Германии на шоссейном кольце Солитюд. Большой приз ФРГ разыгрывался 3в классах мотоциклов 250 см , 500 смЗ и3 500 см с колясками. Состязания привлекли более 250 тысяч зрителей. В классе 250 см напряженная борьба развернулась между чемпионом мира, итальянцем Карло Уббиали и представителем Южной Родезии Гарри Хокингом. который весьма успешно выступает в нынешнем году на мотоциклах разных классов. После четырех туров шансы обоих претендентов на титул чемпиона мира были почти равны; Уббиали имел 22 очка, а Хокинг — 20 очков, в гонках на Солитюде последний, однако, сумел быть у финишной черты на 30 секунд раньше, чем Уббиали, и благодаря этому ликвидировал полностью разницу в очках. После пяти туров у обоих гонщиков стало по 28 очков, но Хокинг, пройдя лучший круг со скоростью 152,34 км/час, установил новый рекорд. Он прошел его быстрее, чем даже Джон Сюртиз, выступавший в классе гораздо более мощных мотоциклов — 500 см 3 . Джон Сюртиз зато побил рекорд, пройдя всю трассу со средней скоростью 149,4 км /час. Он вновь оказался впереди итальянца Вентури, который в гонках этого чемпионата неизменно занимает вторые места. Сюртиз практически обеспечил себе звание чемпиона мира, набрав 32 очка. У Вентури после пяти туров 26 очков. В классе мотоциклов с колясками вновь первенствовали Фат и Вольгемут. У них уже 38 очков, что гарантирует им титул чемпионов мира. Гонки на Большой приз Ирландии — шестой тур чемпионата — не внесли существенных изменений в турнирную таблицу, хотя это и могло 3 случиться. На мотоциклах класса 125 см первые шесть кругов с большим отрывом неожиданно лидировал итальянский гонщик Гандосси, выступавший на мотоцикле МЦ производства народного предприятия в ГДР. Трудно сказать, чем кончилась бы эта гонка, если бы Гандосси не упал на вираже, вследствие чего ему пришлось сойти с дистанции. Линию финиша почти одновременно пересекли Уббиали ir Хокинг; последний отстал на 0,2 секунды. Еще через десять секунд финишировал представитель ГДР Эрнст Дегнер; ему же принадлежит время лучшего круга, который он прошел со скоростью 138 км/час. Это новый рекорд. Победой в Ирландии Карло Уббиали значительно увеличил свои шансы на сохранение титула чемпиона мира в классе 125 см 3 ; у него стало 28 очков, в то время как у Хокинга — 20, а у Дегнера — 14. Это же относится ик классу 250 см 3 . В гонках на мотоциклах этого класса Гарри Хокинг не выступал и Уббиали довольно легко добился победы, набрав 36 очков. В классе 350 см 3 первенствовал Джон Сюртиз, опередивший Хартли; последний, впрочем, реваншировался в гонках на мотоциклах класса 500 см 3 . Несмотря на то, что Сюртиз прошел лучший круг со скоростью 159,8 км/час, Хартль сумел. быть на финише первым. Правда, это поражение Сюртиза не намного изменяет его турнирное положение, поскольку Вентури не выступал. Набрав 38 очков, Сюртиз стал почти недосягаем для своего конкурента, у которого только 26 очков.3Перед седьмым туром розыгрыша первенства мира — гонками на Большой приз Англии в Сильверстоне — мало кто думал, что победит чемпион мира Джек Брэбхем, шедший на «Купере». Дело в том, что за последние годы гонку в Сильверстоне на Большой приз Англии почти неизменно выигрывали спортсмены, выступавшие на автомобиле «Феррари> (дважды Гонзалес, дважды Аскари, затем Фанхио и Коллинз). Кроме того, Брэбхем выиграл подряд три Больших приза (Голландии, Бельгии и Франции), что бывает не часто в чемпионате с таким сильным составом участников. Победу пророчили Б. Трипсу, шедшему на «Феррари». На старте, по результатам контрольных заездов, первый ряд занимали Брэбхем, Грэхем Хилл, Мак-Ларен и Боннер, а Трипе, Брукс и Гурней стартовали во втором. Старт гонщикам давал Стирлинг Мосс, специально прилетевший для этой цели на вертолете из госпиталя, где он лечился после аварии, случившейся с ним на гонках в Бельгии. Сразу же после старта перед трибунами произошли драматические события. В то время как Брэбхем почти сразу развил максимальную скорость и вырвался вперед, Грэхем Хилл, не сумев пустить двигатель, остался на месте; этого от него никак не мог ожидать стартовавший со второго ряда Брукс, машина которого врезалась в машину Хилла. К счастью, ни гонщики, ни автомобили не пострадали. но времени было потеряно много и оба англичанина вышли со старта последними. Брэбхем тем временем определился как лидер, а за ним шли в борьбе МакЛарен. Боннер, Трипе, а также многократный чемпион мира по мотоциклетным гонкам Джон Сюртиз, который, выступая с нынешнего года также и на автомобилях, добивается все более и более высоких результатов. После 10 кругов Сюртиз сумел обойти Мак-Ларена и Боннера, уверенно занимая в гонке третье место. Забегая вперед, скажем, что Джеку Брэбхему удалось выиграть Большой приз Англии, однако подлинным героем этой гонки был не он, а Грэхем Хилл. задержавшийся на старте. В исключитель-' но острой гонке преследования (к которой охотно присоединился и Брукс) Хилл сумел уже после 20 кругов (из общего количества 77) переместиться с последнего места на шестое, а еще через несколько кругов — на пятое. Лучший круг Хилл прошел за 1.34,4, т. е. со скоростью 179,6 км/час. К 37 кругу, т. е. после первой половины дистанции, Хилл был уже на втором месте и отставал от чемпиона мира всего на 5 секунд. Началась исключительно напряженная дуэль Брэбхем—Хилл, в которой последний систематически, круг за кругом, отыгрывал по несколько метров, пока разница не достигла уже минимального значения в две секунды. После этого Хилл, как говорится, «сел на хвост» сопернику и так прошел несколько кругов. заставив чемпиона мира нервничать. На 55 круге, под овации многотысячной толпы зрителей, Хилл обходит Брэбхема и уверенно лидирует 12 кругов. Казалось бы, желанная победа обеспечена, но... за пять кругов до финиша автомобиль Хилла (БРМ) вдруг заносит на вираже и выбрасывает за пределы полотна дороги. Этим не замедлил воспользоваться Брэбхем, неожиданно вернувший себе лидерство и финишировавший первым; на втором месте был... мотоциклист Джон Сюртиз. Главный соперник Джека БрэбБОЛЬШОЙ ПРИЗ ФРГПоложение о розыгрыше Большого приза ФРГ в этом году содержало существенную особенность: приз разыгрывался только на автомобилях II формулы. Это автоматически исключало гонки из чемпионата мира, но зато поднимало их значение, как итогового соревнования в розыгрыше «Кубка конструкторов», являющегося неофициальным первенством мира для фирм, выпускающих автомобили И формулы. Это первенство разыгрывается в пяти соревнованиях. Первое из них — Большой приз Сиракуз — выиграл Б. Трипе на «Феррари»; затем дважды первенствовали автомобили «Купер» в гонках на Большие призы Брюсселя (Бельгия) и Пау (Франция), которые выиграл Джек Брэбхем. Большой приз Энтре (Англия) достался Стирлингу Моссу, выступавшему на «Порше>. К последнему этапу — гонкам на Большой приз ФРГ — фирма Купер имела 25 очков, а Порше — 18, но по трем результатам (зачет ведется по четырем лучшим). Поэтому Джон Купер послал на эти соревнования двух своих лучших гонщиков — чемпиона мира австралийца Д. Брэбхема и новозеландца Б. Мак-Ларена. На автомобилях «Порше» выступали швед И. Боннер, англичанин Г. Хилл, немцы Б. Трипе и Г. Герман, на автомобилях «Лотос» — американец Дан Гурней и др. Гонки проходили под проливным дождем и, к ак писали немецкие газеты, походили скорее на «водно-моторный спорт, чем на автомобильный». Сразу после старта вперед вырвался И. Боннер, несколько поодаль шел Б. Трипе. Вообще в процессе гонки выяснилось, что «Порше» в таких условиях превосходит «Купер» и «Лотус» — из шести первых мест немцы завоевали пять. На восьмом круге Б. Трипе обошел шведа и устремился вперед, но тренер сделал ему знак и вскоре лидерство вновь- перешло к Боннеру, который и закончил дистанцию (250 км) первым. 32 круга по 7,7 км он прошел за 1 :55.12,1, т. е. со средней скоростью 129,2 км/час. Чемпион мира Д. Брэбхем «не очень спешил» на этих гонках, считая, что достаточно занять третье место, чтобы обеспечить фирме Купер общую победу. Однако расчет оказался неточным. Хотя Брэбхем и занял третье место, победу присудили Порше; оказалось, что обе фирмы набрали одинаковое количество очков (26), причем обе имеют одинаковое количество первых мест. Однако гонщики Порше имели три вторых моста, а гонщики Купера — всего два. Этот минимальный перевес и решил исход первенства мира на автомобилях II формулы. «Кубок конструкторов» был передан представителям ФРГ.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Корректор М. М. Островская. Художественно-технический редактор Л . В. Терентьева. Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка. 26/1. Тел. К 5-52-24, К 4-60-02. Рукописи не возвращаются. Сдано в набор 2.IX-60 г. Г-64709. Бум. 60 X 92'/, 2,25 бум. л. — 4 печ. л. Тираж 325 000 экз. Подп. к печ. 27/IX-60 г. Цена 3 руб. Зак 1802.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.