ряд вечерЯ уже курсахлетпопреподаю на водитених подготовке лей мотоциклов, и потому не только как мотолюбитель,, но и как преподаватель особенно явственно ощущаю, что у нас до сих пор нет необходимого количества хороших учебников и справочников по мотоциклам. Прежде всего явно недостаточны тиражи той литературы по мотоциклам, которую выпускают издательства ДОСААФ, «Физкультура и спорт», «Машгиз» и другие. Такие нужные и полезные книги, как «Учебник начинающего мотоциклиста» В. В. Швайковского и «Мотоциклы» А. В. Серова и В. В. Швайковского изданы тиражом всего в сто тысяч экземпляров. Не менее популярные среди мотолюбителей пособия М. Г. Гинцбурга «Мотоциклы», И. М. Серякова «Книга юного мотоциклиста», А. Т. Волкова и К. И. Шувалова «Мотороллеры» имеют тиражи всего по 25 тысяч. В нашей стране миллионы мотолюбителей, и такие тиражи являются для них буквально «каплей в море». Не случайно книгопродавцы, которые нередко жалуются на избыток на складах различного рода «неходовых» книг, никогда не отказываются от мотоциклетной литературы, имеющей постоянный и неизменный спрос. К слову сказать, справочников по мотоциклам у нас вообще почти не выпускается. Десять лет назад тиражом в 8,5 тысяч экземпляров (!) был издан «Атлас конструкций советских мотоциклов» Я. Э. Малаховского и Л. В. Зубкова. Стоит ли говорить, что необходимо срочно переиздать эту полезную работу массовым тиражом, дополнив ее описанием тех новых моделей и конструкций, которые вошли в обиход в течение десятилетия, минувшего со времени первого издания. В дальнейшем целесообразно было бы по каждой новой модели выпускать приложение к «Атласу». Мне кажется, что распространение «Атласа» и приложений к нему следует проводить по подписке. Очень странно, что до сих пор не выпущено ни одного методического пособия для преподавателей мотокурсов. А ведь я не ошибусь, если скажу, что у нас в стране их насчитывается много тысяч, они есть буквально в каждом поселке, в каждом городе. Преподавание же на курсах ведется «стихийно», без единой системы, без единого метода; обучение проходит так, как подсказывает инструктору его личный опыт. Я убежден, что этот досадный пробел в самое ближайшее время должен быть ликвидирован. Опытные преподаватели, которые живут и работают в различных уголках нашей страны, вполне могут разработать хорошее методическое руководство для инструкторов мотоциклетных курсов. На мой взгляд, .будет По следам неопубликованных писемМАЛО КНИГ О МОТОЦИКЛАХвесьма полезным, если, например, издательство ДОСААФ объявит конкурс на лучшее методическое пособие для преподавателей мотокурсов. Хочется высказать еще один упрек. Он касается уже не тиражей, а качества и «оперативности» выпускаемой литературы, которая весьма отстает от жизни. Так в книге М. Г. Гинцбурга «Мотоциклы», изданной в 1959 году, приведены лишь технические характеристики таких машин, как ИЖ-56, М-61, М-52, К-175 и К-58. А читатели хотели бы познакомиться с конструктивными особенностями этих мотоциклов, которые уже давно ив больших количествах ходят по дорогам страны. Но нужной литературы пока нет. Характерно, что почти во всех книгах по мотоциклам повторяются одни и те же чертежи, иллюстрации и рисунки. Главное же — они относятся к мотоциклам устаревших моделей — М-72, ИЖ-350, К-125 и др. А нынешнего читателя чаще всего интересует, как выглядят отдельные узлы двигателя, силовой передачи и ходовой части новых мотоциклов ИЖ-56, К-175, М-52, М-61 и т. д. Вообще для того, чтобы мотолюбители своевременно могли ознакомиться с конструкциями отдельных машин, лучше всего наладить выпуск брошюр, посвященных каждой новой конструкции. Однако такой «почет» пока был оказан лишь мотоциклу М-72. Для повышения качества издаваемых книг и увеличения их наименований, помоему, необходимо на ближайшие несколько лет разработать тематический план по выпуску мотоциклетной литературы. С этим планом следует широко познакомить работников мотоциклетной промышленности, конструкторских бюро и учебно-курсовой сети, спортсменов и тренеров. Их нужно также привлечь к созданию учебников, руководств, методических пособий и других научно-технических книг. В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода» предусмотрен значительный рост выпуска мотоциклов, мотороллеров, мопедов. Почему же до сих пор отстает выпуск мотоциклетной литературы? Нашим издательствам нужно как можно скорее восполнить этот существенный пробел. Артем, Приморский край. Н. МИЩЕНКОВ, преподаватель мотокурсов.По страницам зарубежных журналов СПРИНТЕРАВТОМОБИЛЬ!В дни Олимпийских игр нынешнего года в редакцию журнала «Иллюстриртер Мотоспорт» (ГДР) позвонил по телефону читатель и, сообщив о споре, в озникшем среди группы рабочих Берлинского кабельного завода, настоятельно попросил ответить на волнующий всех вопрос: — Может ли автомобиль, либо мотоцикл пройти 100-метровую дистанцию быстрее, чем Армии Хари, т. е. быстрее. чем за 10,0 секунд? Этот вопрос не застал врасплох редакцию и она опубликовала на страницах своего журнала занятные выкладки , которые здесь приводятся. «Когда спринтер проходит 100 метров за 10 секунд , то для нас, представителей технических видов спорта, такая скорость представляется, разумеется, мизерной. Ведь это всего лишь 36 км/час. Но не спешите с вьтводами. Дело в том, что спринтер проходит дистанцию со стартом с места. Если учесть это. то дело значительно осложняется. Чтобы пройти 100 метров за 10 секунд , необходимо Ускорение в2 м/сек-'; для этого требуется мощность двигателя, которая редко встречается на легковых автомобилях. Расчеты показывают , что автомобиль, п роходящий со стартом с места 100 метров за 10 секунд, должен иметь техничес кие параметры, значительно лучшие. чем характерные для современного этапа его развития . В соревновании хорошего спринтера с автомобилем на дистанции 100 метров автомобиль практически не имел бы ник аних шансов. Иное дело — мотоциклы. Здесь, правда, ш ансытоже появляются лишь у машин с рабочим объемом двигателя более 250 смз, т аккак при. меньш их кубатурах трудно обеспечить необх одимую динамину разгона. Но уже нд «Яее-350» вполне можно рассчитывать на успех.СКАНДАЛ В ДИРЕКЦИИ «КРАЙСЛЕР»А мериканская газета «Нью-Йорк Тайме». а такжежурнал «Лайф» подробно реценз ируютвышедшую недавно книгу известного журналистаФрэнка Гибнея «Операторы», в которой рассказывается, в частности, о скандале. разыгравшемся в «высоких сферах» к рупного американс кого бизнеса, а именно — в дирекции концерна «Крайслер» — одного из трех столпов современного американского автомобилестроения. Генеральный директор этого концерна некий Вильям Ньюберг, проработав на своем посту 64 дня, был внезапно уволен, как говооится, «без выходного пособия». При разборе дела выяснилось, что Ньюбергу не могут быть предъявлены никакие юридические обвинения: речь типа лишь онекоторыхнарушениях «этичес ких норм» а мериканского бизнеса. Что же совершил «неэтичный» генеральный директор? Об этом ничего не говорится. Известно только, что Ньюберг сам предложил возвратить концерну круглуюсуммув 450 000 долларов, если... будет изменена формулировкапричины увольнения, а именно, если увольнение будет облечено в форму «освобож."он 6должности по собственному желанию». Так и было сделано. Б ывший служащий концерна после этого легко вынул из кармана почти полмиллиона долларов, к оторые он столь же легко перед тем присвоил. Х арактерный Эпизод! В стране, где кап италистический грабеж является жиз ­ ненной нормой общества, не нашлось юридических оснований для привлечения Ньюберга к ответственности. Его лишь пожурили за «нарушение этики * .Читательница нашего журнала Р. Идырова обратилась в редакцию с жалобой на начальника Пржевальской грузовой автобазы Д. Бообекова, который, не имея на то оснований, уволил ее с работы. В своем ответе редакции председатель республиканского комитета профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог тов. Балашов сообщил, что факты указанные в письме подтвердились: Бообеков действительно нарушил трудовое законодательство. Р. Идырова восстановлена на работе.В городе Усть-Каменогорском Казахской ССР не было специализированного магазина по продаже частей к автомобилям, мотороллерам и велосипедам. Не была организована и торговля бензином. Об этом написал в редакцию читатель нашего журнала т. Эрдман. Редакция направила это письмо для принятия мер в ЦК КП Казахстана. В своем ответе зав. отделом торгозофинансовых и плановых органов ЦК КП Казахстана т. Джимбаев сообщил, что специализированный магазин будет открыт в ближайшее время, а торговля бензином уже организована.31