ЧТОПОКАЗАЛИСТАРТЫКРУПНЫЙ УСПЕХ СОВЕТСКИХ И ЧЕХОСЛОВАЦКИХ КОНСТРУКТОРОВВ БРНОВпечатления конструкторав содружестве с чехословацкими специалистами. Это были известные уже читателям «За рулем» С-159 («Чезет3 ЦКЭБ») в классе 125 сми С-259 («ЦКЭБЯва») в классе 250 см 3 , а также наш новый гоночный мотоцикл С-360 (класс до 350 см 3 ). Расскажем кратко о спортивных итогах гонок. В классе легких мотоциклов первое место занял Дегнер на МЦ-125, показавший среднюю скорость 124,2 км/час и скорость лучшего круга 126,4 км/час. Второе место досталось новозеландцу Хемплеману также на МЦ-125 и третье чеху Малине, выступавшему на «ЧезетЦКЭБ» (он показал среднюю скорость 122,5 км/час). Советский гонщик А. Васин упал и не закончил дистанцию. В классе мотоциклов до 250 см3 первенствовал чехословацкий гонщик Счастный на мотоцикле «ЦКЭБ-Ява» (средняя скорость 133,7 км/час, лучший круг — 140 км/час). На последующих местах были его соотечественники Малина и Бартош, стартовавшие на одноцилиндровых «Чезет-250». Советский гонщик Н. Севостьянов половину дистанции шел в лидирующей группе (восьмым), но из-за поломки аккумуляторной батареи вынужден был прекратить борьбу. Заезды в классе до 350 см3 также принесли успех Счастному, выступавшему на мотоцикле «Ява-350» выпуска 1960 года (средняя скорость 139,3 км/час). За ним на такой же машине финишировал Хавел. В гонке мотоциклов с рабочим объемом двигателей до 500 см3 первое место досталось Хоккингу (Родезия). На фирменном «МВ-Агуста» он показал среднюю скорость 142 км/час и скорость лучшего круга — 145 км/час. Теперь о главном — как проявили себя в этих напряженных скоростных испытаниях гоночные мотоциклы. В классе до 125 см3 самые высокие технические показатели имели МЦ-125 с двухтактным двигателем мощностью 23—24 л. с. (при весе мотоцикла 70 кг). «Чезет-ЦКЭБ» хотя и несколько уступал им в динамике (мощность 21 л. с , вес 80 кг), но также зарекомендовал себя•МОТОЦИКЛЫ «ЦКЭБ-Ява» ЗАНИМАЮТ ПЕРВЫЕ МЕСТА В БОЛЬШИХ СОРЕВНОВАНИЯХ о асфальтовому кольцу бешено мчатся мотоциклы. На прямых участках скорость их превышает 200 километров в час. У поворотов гонщики сбрасывают газ, но так «закладывают» свои машины, что кажется будто несутся они на боку и вот-вот заденут рулем за асфальт. Десятки тысяч зрителей, плотным кольцом окружающие восемнадцатикилометровую трассу, с напряженным вниманием следят за борьбой сильнейших мотоспортсменов. ...Такую картину можно наблюдать в Брно вот уже десять лет подряд в последнее воскресенье августа. В этот день разыгрывается Большой приз Чехословакии, посвященный дружбе народов. В 1960 году гонки были особенно представительны. В Брно собралось более 150 спортсменов из 12 стран — Чехословакии, ГДР, Англии, Швейцарии, Австрии, ФРГ и др. Среди участников можно было увидеть весь цвет чехословацких кольцевиков — Счастного, Хавела, Малину, представителя Родезии Хоккинга, занявшего в чемпионате мира (класс до 350 см 3 ) второе место вслед за знаменитым Сюртизом. Был здесь лучший гонщик ГДР Дегнер — неоднократный победитель гонок чемпионата мира в классах до 125 и до 250 см 3 , англичане Дейл, Андерсен и многие другие признанные мастера шоссейно-кольцевых го ­ нок. Впервые в таких крупных соревнованиях приняли участие советские гонщики. Ни наши спортсмены Н. Севостьянов и А. Васин, ни мы, конструкторы, сопровождавшие их, не строили воздушных замков и не рассчитывали на победу. Старты в Брно мы рассматривали как разведку, позволяющую прежде всего проверить боевые качества новых гоночных мотоциклов, подготовленных намиПкак надежная скоростная машина. Небезынтересно отметить, что мотоциклы «Чезет-ЦКЭБ», принадлежащие заводу «Чезет», в этом году стартовали в девяти соревнованиях и заняли шесть первых, семь вторых и шесть третьих мест, причем случаев схода с дистанции почти не было. 3 В классе до 250 см вне конкуренции были мотоциклы «ЦКЭБ-Ява», изготовленные ЦКЭБ в содружестве с чехословацким заводом 9 мая («Ява»). Эти мотоциклы имеют вес 125 кг и снабжены двигателем мощностью 38 л. с. Гораздо хуже проявили себя мотоциклы МЦ-250, имеющие более сильный двигатель (40 л. с ) . Из трех стартовавших машин финишировала только одна (четырнадцатое место). Такие низкие результаты объясняются, родимо, недостаточной надежностью этих мотоциклов, их чувствительностью к высокой температуре окружающего воздуха (в Брно она достигала 32—33 градуса). В течение спортивного сезона 1960 года мотоциклы «ЦКЭБ-Ява», принадлежащие заводу 9 мая, участвовали в тринадцати гонках. Спортсмены, выступавшие на них, заняли 11 призовых мест, в том числе пять первых и четыре вторых. Наши С-259 стартовали в пяти соревнованиях (три первых и одно второе место). Таким образом, сейчас можно уверенно говорить о высоких ходовых качествах этих машин. В классе до 350 см3 наиболее скоростными оказались «Ява-350» и английские «Нортоны». Мотоциклы «Ява-350» были представлены на 15 гонках, где заняли десять первых и три вторых места. На двух этапах мирового чемпионата во Франции ив Италии Ф . Счастный на этом мотоцикле занял вторые места, что обеспечило ему общее четвертое место в этом классе. В мировом чемпионате «Ява-350» заняла третье место в первенстве заводской марки. Мы не случайно столь подробно остановились на выступлении «Явы-350».Мотоциклы «ЦКЭБ-Ява» в Брно. Конструкция этого мотоцикла совершенно аналогична С-259, за исключением рабочего объема цилиндров. На базе последнего ЦКЭБ мотоцйклостроения также разработал мотоцикл класса до 3 350 см — С-360. К сожалению, его не удалось испытать и подготовить к стартам в Брно. С-360 стартовал несколько позже — в международных соревнованиях, проведенных в Праге и Хэбе (ЧССР), где он занял вторые места. Поскольку создание новых мотоциклов класса до 350 см3 не входит в план совместных работ ЦКЭБ и завода 9 мая,18