конструкции их разрабатывались самостоятельно. Приведем некоторые сравнительные данные по этим мотоциклам. У двигателей С-360 и «Ява-350» различные диаметры цилиндра (D) и хода поршня (S). На С-360 сохранены те же соотношения параметров, что и на С-259, а именно: D = 62 мм, S ?т 57,6 мм, S/D = *" 0,93. У «Явы-350» применены поршни и поршневые кольца от двигателя «Явы» 1958 года: D - 59 мм, S = 63,4 мм, S/D = 1,077. Мощность двигателя С-360 равна 50 — 50,6 л. с , у «Явы» — 48—49 л. с. К тому же С-360 обладает более высоким крутящим моментом, т. е. большей мощностью при более низких оборотах. На основе этих сопоставлений можно предположить, что новый мотоцикл С-360 сможет показать хорошие результаты на международных соревнованиях 1961 года. Итак, что же показали старты в Брно! Прежде всего, что за короткий срок мы преодолели отставание нашего гоночного мотоцйклостроения и создали машины в классе 125 и Z50 см3, которые по своим ходовым качествам находятся на уровне лучших современных мотоциклов иномарок и могут успешно соперничать с ними. Двухлетняя работа советских и чехословацких конструкторов над созданием этих машин была весьма плодотворной и вполне себя оправдала. Первые испытания нового мотоцикла ЦКЭБ С-360 выявили его перспективность и конструктивное совершенство. Спортивные итоги гонки были для нас, скажем прямо, мало утешительными. Они еще раз подчеркнули, что наши спортсмены уступают в мастерстве лучшим иностранным кольцевикам. Однако мы не склонны винить в этом только самих гонщиков. Причина неудач кроется не в их личных качествах, а в том, что они поставлены в худшие условия (в смысле тренировок), чем их зарубежные коллеги. Чехословацкие мастера Счастный и Хавел в сезоне 1960 года участвовали в восемнадцати-двадцати гонках, а Севостьянов и Васин — только в пяти. Чехословацкие спортсмены соревнуются только на кольце, наши же гонщики стартуют еще ив кроссе, и в шестидневке. Неудача в Брно не должна обескуражить ни спортсменов, ни тренеров, ни руководителей спортивных организаций. Опыт, необходимый для выступления в серьезных международных гонках, приводит не сразу. Для того чтобы новая мотоциклетная техника, создаваемая в ЦКЭБ, могла быть эффективно использована, необходимо изменить существующую у нас систему подготовки спортсменов и прежде всего ввести специализацию. Нужно создать нашим гонщикам такие условия, чтобы в течение сезона они могли участвовать не менее чем в 15 соревнованиях на кольце. Для этого следует расширить календарь, чаще посылать лучших гонщиков на международные соревнования, приглашать зарубежных спортсменов. Только тогда спортивная квалификация наших кольцевиков будет приведена в соответствие с техническими возможностями новых советских гоночных мотоциклов. С. ИВАНИЦКИЙ, главный конструктор ЦКЭБ по гоночным мотоциклам. Серпухов.СОВЕТСКИЕ ГОНЩИКИ ВПЕРЕДИ ШВЕДОВ И ПОЛЯКОВ. ИГОРЬ ПЛЕХАНОВ ПОБЕЖДАЕТ В СЛАНАХ, ЛЕОНИД ДРОБЯЗКО — В ЧЕСКЕ-БУДЕЙОВИЦЕ конце сентября 1960 года п Чехословакию для участия в соревнованиях с польскими, шведскими и чешскими гонщиками вылетела команда советских спортсменов в составе трех уфимцев — И. Плеханова, Б. Самородова, Ф. Шайнурова и одессита Л. Дробязко. К этому времени закончились гаревые гонки на первенство Европы и мира, и наши противники смогли выставить команды в наилучших составах. Вначале была проведена командная гонка. Она состоялась на Страговском стадионе — крупнейшем мотоспортивном сооружении страны. Нашим спортсменам, всего лишь два года выступающим в этом виде мотоциклетных соревнований, пришлось встретиться с настоящими «асами» гаревых дорожек, имеющими за плечами многолетний опыт международных встреч. Швед Берндт Нильссен, например, рассказал нам, что только в нынешнем сезоне он стартовал почти в тридцати гонках с участием зарубежных спортсменов. Непривычной для нас оказалась и страговская дорожка, имеющая не щебенчатое, а асфальтовое основание. К тому же трехдневный беспрерывный дождь сделал верхний слой ее полужидким. Несмотря на все это, советские гонщики выступили успешно. Правда, в результате упорной борьбы, проходившей в присутствии 145 тысяч зрителей, они уступили победу хозяевам: Я. Махачу, Л. Томичеку, С. Свободе и А. Касперу, набравшим 20 очков. Но и второе место, завоеванное нашими спортсменами (12 очков), было почетным, если учесть, что они оставили позади себя таких грозных соперников, как шведы и поляки. Перед гонкой никто из наших противников не предполагал, что русские покажут столь высокий класс езды. Но вот начались заезды, и стало ясно, что польские и шведские гонщики не выдерживают нашего напора. Они демонстрировали разнообразную и красивую технику езды, но при возникавших обострениях отказывались от борьбы. Исключение составил лишь один из последних заездов, в котором борьба за первое место шла между Шайнуровым и шведом Съестеном. Последний при входе в вираж навалился на уфимца, прижал его к бровке и буквально заставил упасть. Это стоило нам трех очков. Если бы Шайнуров имел больший опыт международных встреч, он, конечно, применил бы контрприем и избежал падения. Еще три очка были потеряны в самом последнем заезде из-за поломки передней вилки на мотоцикле Леонида Дробязко. Не случись этих неудач — наша команда могла бы стать победительницей. После гонок на Страговском стадионе стало ясно, что в предстоящих четырех соревнованиях на личное первенство «русские новички» могут претендовать на первое место с не меньшим основанием, чем шведы, чехи и поляки. Разбившись на две группы, спортсмены выехали для продолжения встреч в другие города Чехословакии. 5 октября дважды звучал Гимн Советского Союза вВчесть победителей соревнований в Сланах и Ческе-Будейовице — Игоря Плеханова' и Леонида Дробязко. Нелегко досталась им победа. Гонки проходили в совершенно непривычной для нас обстановке — при электрическом освещении. Дождь испортил асфальто-гаревую до-1 рожку в Сланах, превратив ее в своеоб разный гаревый каток. И все же замечательные советские спортсмены не растерялись и, продемонстрировав высокое мастерство, одолели опытных соперников; Увенчанные золотыми венками, горячо приветствуемые зрителями, они совершили круг почета. На соревнованиях в Сланах вторым' был швед Ларссон, третьим — чех Каспер. Б. Самородов занял седьмое место. В Ческе-Будейовице на второе и третье места вышли Свенссон (Швеция) и Капала (Польша), Ф. Шайнуров был восьмым. В заключительных соревнованиях 9 октября Дробязко и Шайнуров стартовали вБа иска Быстрице, а Плеханов и Самородов — в Копшевницах. Леонид Дробязко, получивший травму, не смог вести гонки в присущем ему наступательном стиле и занял лишь девятое место. Оставшийся без поддержки Ф. Шайнуров сражался отчаянно, но после поломки коленчатого вала (в последнем заезде) был отброшен на седьмое место. Недосягаемым оказался здесь чемпион Польши Капала, который и стал победителем этих соревнований. Второе место занял Свенссон, третье — Махач. Мало, кто сомневался в том, что ив Копшевницах победит И. Плеханов. Действительно, в первом же заезде он далеко уходит от своих соперников. Когда же до победного финиша остается один круг, происходит непредвиденное — отлетает подножка, и Плеханов оканчивает гонку последним. Это сразу лишает его шансов на победу. Теперь вся надежда была только на Б. Самородова. И он не подкачал. В напряженной обстановке, когда противники жаждали реванша, Самородов действовал стремительно, используя различные тактические уловки. Это принесло ему успех. Проиграв только одно очко Нильссену (Швеция), он занял второе место. Хорошо выступал и Плеханов. Выиграв два заезда, он занял шестое место. •' Международные старты на чехословацких мототреках были серьезным экзаменом для наших гаревиков. И они выдержали его с честью. -Во многом их успеху сопутствовал тот исключительно теплый и радушный прием, который был оказан советским спортсменам многочисленными зрителями и организаторами соревнований — руководителями чехословацкого мотоспорта. Трудно переоценить значение этих встреч, обогативших наших мастеров гаревой дорожки спортивным и техническим опытом, который очень пригодится в грядущих схватках на мототреках. В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта.19