За нашу'СоветскуюО рТИВН Ь! ЙРодинуIЖ УРнл ft,НОВОЕВ[ Е СВ Й mm, w$gr ДЙ ТИ" '""•"•МОТОЦИКЛОСТРОЕНИИБеседы с работниками но нетрунторсних бюро мотозаводов.СПЕЦИАЛИЗАЦИЯВ. РОГОЖИН, начальник и главный конструктор ЦИЭБ мотоцйклостроения «При нынешних объемах производства в СССР проведение экономически обоснованной специализации и кооперирования является жизненно неотложным делом». Эти слова из решений июльского Пленума ЦК КПСС целиком адресованы также ик нашей мотоциклетной промышленности. СССР прочно занимает первое место в мире по количеству выпускаемых мотоциклов. Но перспективные планы идут гораздо дальше. Они рассчитаны на то, чтобы в недалеком будущем наша страна стала в ряд ведущих по производству мотоциклов на душу населения. Специализация как раз и является главным направлением, на котором должна решаться эта задача. При социалистическом плановом хозяйстве, где отсутствует конкуренция, нет никакой необходимости организовывать на одном предприятии производство мотоциклов нескольких моделей. У нас есть все возможности специализировать заводы на выпуске одного основного типа и тем самым резко поднять производительность труда при значительном снижении стоимости, ибо специализация открывает зеленую улицу комплексной автоматизации производства с широким применением поточных линий. Сейчас уже немало сделано для специализации заводов: в Минске выпускается мотоцикл класса до 125 см 3 (он будет заменен моделью 250 см 3 ), во Владимирском совнархозе — до 175 см 3 , в Удмуртском до 350 см 3 , наконец, Ирбит и Киев изготовляют тяжелые мотоциклы. Осуществлена специализация в производстве мотороллеров и мотовелосипедов, а также мелких серий спортивных и гоночных мотоциклов. Рост мотоциклетного производства ставит на повестку дня вопрос о создании, специализированных предприятий по выпуску запчастей, потребность в которых сейчас еще не удовлетворяется. Специализация производства предопределяет максимальную унификацию одноименных узлов и деталей. Последнюю намечено провести по трем группам: мотоциклы с двухтактным двигателем, силовая передача у которых осуществляется посредством втулочно-ропиковой цепи;ИУНИФИКАЦИЯливаться из различного материала, но они обязательно должны быть взаимозаменяемыми. В двигателе принята компоновка маслонасоса, разработанная Киевским заводом. Она обеспечивает возможность отливки картера под давлением. В целях повышения ремонтоспособности коленчатого вала в новых машинах он будет разъемным ис усиленным шатунным подшипником. В новом двигателе сохранен воздухоочиститель Ирбитского завода, но дополнительно к нему будут сделаны закрылки для забора воздуха из зоны меньшей запыленности. Четырехступенчатая коробка передач усовершенствована механизмами запуска и переключения (последний будет закрытым). В унифицированной модели намечено использовать раму с рычажной подвеской Киевского мотозавода. Задняя вилка с шарнирным соединением и улучшенными амортизаторами (автомобильного типа) и передняя телескопическая вилка с подрессоренным передним щитком (типа М-62) тоже будут взаимозаменяемыми. При размере шин 4-17" тормозные барабаны с лабиринтным уплотнением будут иметь диаметр 203 мм и ширину ко*' лодки 35 мм. Диаметр оси колеса коляски — 20 ША. Подвеска коляски и ее колеса будут такие же, как ив конструкции К-750. Унификация моделей мотоциклов Ирбитского и Киевского заводов сделает их совершеннее существующих, значительно облегчит эксплуатацию и ремонт.мотоциклы с четырехтактным двигателем и карданным валом; уникальные гоночные машины. Вот как, например, выглядит осуществляемая сейчас унификация двигателей по диаметрам цилиндров:£х ач ^ю х _о х £ а о « а: о рX гею sloq• • °, Е XЕXX XТRa-ш ооа •; ч иX'а . га( 3 Q.E162 62 62 62О ЕС« К О XX 66 58 5S 58аМотороллеры Мотоциклы*200 175 350 1751 121Будет осуществлена унификация по поршневой группе мотоциклов ИЖ, «Ковровец» и мотороллеров «Вятка». В новой модели «ИЖ-Юпитер» (до 350 см3) использован двухцилиндровый двигатель (объем каждого цилиндра — 175 см 3 ), по конструкции аналогичный двигателю «Ковровца-175» и будущей модели мотороллера «Вятка-175». По поршневой группе будут унифицированы и мотороллеры «Тула». Такая унификация облегчит снабжение потребителей запчастями. В 1961—1962 годах Ирбитский и Киевский мотозаводы перейдут на выпуск единой унифицированной модели мотоцикла с рабочим объемом двигателя 650 см 3 . В новой конструкции будет обобщен опыт и лучшие достижения обоих предприятий. Двигатель новой машины будет верхнеклапанным. Цилиндры могут изготавПЛАСТМАССЫ НА СМЕНУ МЕТАЛЛУИнженер H. ПОЛЯКОВ, начальник лаборатории стендовых испытаний ЦКЭБ нашу жизнь широко и властно входят новые материалы, рожденные современной химией. Без пластмасс, синтетических смол, искусственного волокна немыслимо сегодня развитие техники. Для технического прогресса в мотоциклостроении особую роль играют пластмассы. Трудно даже назвать все возможности их использования. Бензобаки и грязевые щитки, облицовка и защитные шторки карбюратора, рычаги, патрубки, даже боковые коляски — все это можно делать из пластмасс. С вводом в строй новых мощностей химической промышленности и увеличением производства синтетических материалов пластмассы все больше будут вытеснять металл из конструкций мотоциклов, мотороллеров, мопедов. О том, какой это дает эффект, можно судить хотя бы по экспериментальному образцу ижевского мотоцикла, многие детали которого сделаны из пластмассы. Он на 12 кг легче обычного ИЖ-56.В1