26
27
«ФИАТ-600» С ДВИГАТЕЛЕМ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ/#e4^e^te^e-A£^Если «звездой» прошлогодней НьюЙоркской автомобильной выставки был компактный автомобиль «Шевроле-Корвэйр», то в 1960 году пальма первенства среди американских автомобилей достанется. по всей вероятности, «Понтиаку» модели «Темнеет». В этой машине осуществлены конструктивны* изменения. свидетельствующие о том, что начатый в прошлом году концерном Дженерал Моторс (которому принадлежат заводы Шевроле и Понтиак) отход от традиционных принципов проектирования автомобилей был не случаен. Речь идет о принципиально новой технической ориентации инженеров концерна, вынужденного выбросить за борт многие устоявшиеся представления. К наиболее характерным особенностям автомобиля «Понтиак-Темпест» относятся: устанавливаемый под углом к вертикальной оси однорядный четырехцилиндровый двигатель сравнительно малого литража: трансаксиальная трансмиссия, т. е. размещенные в одном блоке с задним мостом сцепление и трехступенчатая нормальная коробка передач или гидротрансформатор с автоматической двухходовой коробкой: гибкий карданный вал без шарниров; независимая подвеска задних колес посредством продольных тяг и винтовых рессор (как у «Шевроле-Корвэйр»), Интересной технической новинкой является передача крутящего момента от двигателя, расположенного над передней осью, к коробке передач. В отличие от обычных карданных валов, карданный вал «Темпеста» вращается с таким же числом оборотов, что и вал двигателя, и передает лишь крутящий момент. Благодаря этому стало возможным изготовить его из тонкого прутка (подобного стержню торсионной подвески колес) длиной 2ми толщиной лишь 1,65 см. Имея опоры спереди и сзади, такой пруток прогибается под воздействием собственного веса более чем на 1 см и сохраняет это прогибание при вращении. За счет применения малонагруженных и не нуждающихся в уходе шариковых подшипников величина прогиба карданного вала увеличивается почти до 5 см. Тем самым отпадает надобность в карданных шарнирах, причем в средней своей части карданный вал лежит так глубоко, что становится практически излишней и обычная карданная труба туннельного типа. Чтобы выравнять разницу в длине, на задней части карданного вала предусмотрен ползун со шпоночными канавками. свободно связанный (в осевом направлении) с блоком трансмиссии. Гибкий карданный вал описанной конструкции сделал возможной и установку на автомобиле четырехцилиндрового двигателя, имеющего вполне спокойный ход. Как известно, четырехцилиндровые двигатели такого литража (3,2 л) не применяются уже в течение десятилетий. Для завода «Понтиак», однако, возможность использовать подобную конструкцию связана с тем. что это, по существу, «разрезанный» пополам стандартный восьмицилнндровый V-образный двигатель «Понтиак» литражом 6,4 л, что позволило организовать производство нового двигателя на имевшемся оборудовании без дополнительных капиталовложений н затрат,Шасси автомобиля «Понтиак-Темпест»«ПОНТИАК» МОДЕЛЬ «ТЕМПЕСТ»Нормальная трехступенчатая коробка передач снабжена синхронизаторами на II и III передачах По желанию покупателей устанавливается специально спроектированный для «Темпеста» автомат с делением крутящего момента. Приводное усилие передается сначала в двухходовую планетарную передачу н отсюда через трансформатор крутящего момента на заднюю ось; на прямой передаче при этом через гидравлику проходит лишь 60 проц. крутящего момента, что создает впечатление прямого механического соединения между двигателем и задней осью, а также повышает коэффициент полезного действия трансмиссии. Над созданием трансаксиальных трансмиссий (в которых трансмиссию и ведущую ось выполняют в одном блоке) в США работают уже давно. Но лишь в прошлом году этот принцип впервые нашел практическое применение на автомобиле «Шевроле-Корвэйр». Добиться же равномерного распределения веса автомобиля на переднюю и заднюю оси удалось в США только на «Темпесте» (в Европе подобная конструкция использована на итальянском автомобиле «Лянчиа»). Вес «Темпеста» без пассажиров распределяется следующим образом: на переднюю ось приходится 51 про:: а на заднюю — 49 проц.В последние годы в зарубежной печати широко обсуждалась проблема оптимального рабочего объема цилхшдров двигателя для микролитражки. По примеру фирм «Фиат» и БМВ многие европейские фирмы начали выпускать автомобили с двигателем рабочим объемом 600 см ' .Двигатель «ТемпестЕще не известны точные данные об эксплуатационных качествах новой машины. Мощность двигателя, очевидно, составит от 110 до 150 л. с , i вес автомобиля не превысит 1300 кг.Лишь советские конструкторы преодолели эту «инерцию». Как известно, двигатель микроавтомобиля «Запорожец» имеет рабочий объем 750 смз. В свете этого приобретает известный интерес тот факт, что при модернизации автомобиля «Фиат-600» для него создан новый двигатель с рабочим объемом 767 смз (диаметр цилиндра — 62 мм, ход поршня — 63,5 мм) вместо 633 смз. При сохранившейся степени сжатия 7,5 мощность поднялась с 28.5 до 32 л. с. без существенного повышения числа оборотов. Несмотря на увеличение мощности, удельные нагрузки в двигателе и трансмиссии не возросли. Литровая мощность (41,7 л. с./л) нового двигателя даже несколько ниже, чем старого. Он более эластично работает на режиме малых оборотов. Изменившаяся характеристика двигателя потребовала соответствующих изменений в трансмиссии и прежде всего в заднем мосту. Передаточное число главной передачи уменьшено с 5,375 до 4,875. благодаря чему на всех передачах достигается более высокая максимальная скорость. На IV передаче, например, при 1000 об/мин. она возросла с 20,6 до 23 км/час. Масляный фильтр инерционного типа размещен в задней части нового двигателя. Подвергнут изменению воздушный фильтр, расположенный горизонтально над ним и выполняющий одновременно функции глушителя шума впуска. Новый двигатель устанавливается также на автомобили «Фиат-Мультипла» с комбинированным грузо-пассажирским кузовом. В этом случае передаточное число главной передачи в заднем мосту увеличено до 6,43, что позволяет несколько повысить грузоподъемность автомобиля.«РОБУР-2500», МОДЕЛЬ 1961 ГОДАНародное предприятие «Робур-Верке» в Циттау (ГДР) готовится к серийному выпуску нового грузового автомобиля «Робур-2500». Он создан в результате модернизации известного двухтонного грузовика «Гарант ЗОК». Грузоподъемность нового автомобиля повышена до 2.5 т; в то же время выбранная конструкторами схема компоновки (кабина над двигателем) обеспечивает значительно большую маневренность и удобства управления. При модернизации были подвергнуты существенным изменениям почти все агрегаты и узлы. В частности, повышена до 70 л. с. мощность двигателей. На «Робуре-2500», к аки на «Гаранте», по выбору заказчика устанавливается либо карбюраторный двигатель, либо дизель. Крутящий момент передается через пятиступенчатую, полностью синхронизированную коробку передач. Переключаются передачи посредством короткого рычага, расположенного в непосредственной близости от рулевой колонки. Сухое однодисковое сцечление имеет гидравлический привод. На автомобиле применена двухкруговая система тормозов с сервоприспособлениями. Тормоза — с гидравлическим приводом, действуют на четыре колеса. Подвеска осуществляется на листовых рессорах прогрессивного действия, поддерживаемых (при полной нагрузке) полыми резиновыми рессорами. На всех колесах, кроме того, имеются гидравлические амортизаторы телескопического типа. Трехместная широкая кабина снабжена панорамным ветровым стеклом с промежуточными стойками. В холодную погоду кабина отапливается, имеется обогрев стекол. Скорость грузовика «Робур» с полной нагрузкой достигает 85 км/час. Серийный автомобиль с полной нагрузкой может преодолевать подъемы до 35 проц., а его модификации (с измененным передаточным числом в главной передаче, с приводом на все колеса и др.) — до 80 проц. Проведенные летом и осенью текущего года государственные испытания опытных образцов нового автомобиля подтвердили его высокие эксплуатационные качества. Серийное производство грузовиков «Робур» начнется в первой половина 1961 года.Задний мост и подвеска «Темпест».автомобиля26 ВЕНГЕРСКИЙ «ВСЕЯДНЫЙ» ДВИГАТЕЛЬИнженерами завода «Чепель» совместно с Научно-исследовательским моторным центром в Будапеште разработаноригинальный способ сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания, позволяющий делать их почти универсальными в отношении применяемого топлива. Первые испытания опытных образцов показали, что это подлинно многотопливные двигатели, н еуступающее по своей «всеядности» таким конструкциям, к ак МАН. Новый способ, получивший название «принцип Паннония», заключается в том, что, топливо впрыскиваетсяв камер у сгорания вихревого типа, в ерхняя половина которой не охлаждается. Необычно низкая для дизеля степень сжатия (менее 6) — другая особенность конструкции. Созданный на основе этого принципа двигатель имеет низкие давления рабочего цикла, что позволяет зыполнять детали кривошипно-шатунного механизма и газораспределения более легкими, чем соответствующие детали нормальных дизелей. Снижение веса и стоимости деталей уже само по себе очень важно. Но еще большее значение имеет режим горения топлива в двигателе новой конструкции. Оно впрыскивается на неохлаждаемые раскаленные поверхности камер сгорания; в результате чего сгорание топлива вкамере начинается уже при температуре порядка 500—550°. Благод аря этому двигатель может работать на жидком топливе любых сортов, причем процесс сгорания протекает мягко и бездымно. Топливо впрыскиваетсяв камеру под давлением 35 кг/см2. В связи с тихоходностью двигателя (номинально 1100 об/мин) он расходует в среднем 180190 г топлива на1 л. с/час. Английский журнал «Ойл Инжин», комментируя работы венгерских инженеров в области создания многотопливного двигателя, дает высокую оценку достигнутых ими результатов.в странах социалистического лагеряи постоянное улучшение их качества. На IV Международной выставке мотоциклов широко демонстрировались также двигатели, коляски, прицепы к мотоциклам и мотороллерам, р азличные узлы и детали к ним, шины, инструменты. приспособления, смазочные масла, топливо, с пециальнаяи справочная литература по мотоциклетному делу.ЗОЛОТНИКОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В МОТОЦИКЛЕТНОМ ДВИГАТЕЛЕВ Англии в течение рядалет ведутся работы по созданию гоночных мотоциклов с золотниковым газораспределением вместо клапанного. Опыт показал, что при золотниковом распределении появляется возможность значительно увеличить проходные сечения, снизить потери на преодоление гидравлических сопротивлений (создаваемых обычно клапанами), ускорить процесс открытия изакрытия впускного и выпускного сечений иврезультате значительно повысить мощность двигателя, сохранив неи зменный рабочий объем его цилиндров. Фирмой «Нортон» создан одноцилиндровый гоночный мотоциклетный двигатель рабочим объемом 500 см ' (диаметр цилиндра — 86 мм, ход поршня — 86 мм) с газораспределительным механизмом в виде вращающегося золотника, показанного на рисунке. По сравнению с обычн ым клапанным двигателем «Нортон» с таким же объемом цилиндров развивает почти вдвое большую мощность (50 л . с ) .IV МЕЖДУНАРОДНАЯ МОТОЦИКЛЕТНАЯ ВЫСТАВКАВ сентябре этого года во Франкфурте, на-Майне состоялась IV Международная выставка мотоциклов, которая по своим масштабам намного превосходила все предыдущие. Около 30 европейских заводов ифирм демонстрировали здесь последние достижения мотоциклетной техники. Среди экспонатов особенно широко были представлены мопеды, приобретающ ие все большую популярность. Во Франции, например, число их превыш ает 4,5 млн. По конструкциифранцузские мопеды мало чем отличаются от велосипедов и имеют одну передачу. Интерес представл яет мопед «Мобилетте» модель AV-79, с набженный автоматической бесступенч атой коробкой передачи автоматическим сцеплением. Большинство из демонстрировавшихся навыставке мопедов по своей конструкции весьма близки кмалолитражным мотоциклам. Двигатели некоторых модел ей имеют мощность 6 — 6.5 л. с. п ри весе мопеда до 75 кг. Почти все модели снабжены пружинной подвеской обоих колес, трехступенчатой коробкой передач, частичной легкосъемной облицовкой ифарами большого диаметра. Как правило, мопеды двухместные, или жев них предусматривается возможность установки второго сиденья. По внешнему виду мопеды, в зависимости от облицовки, подразделяются на два типа: с портивныйи дорожный. Интересной новинкой явились малол итражные мотоциклы с рабочим объемом двигателя 50 смз, т. е. таким жо какиу мопеда. Вместо педалей велосипедного типа на них установлены подножки и кик-стартер. Диаметр колес уменьшен по сравнению с минимально допустимым для мопедов, что дает возможность увеличить рабочий ход подвески и сделать ее более мягкой и комфортабельной. В отличие от мопеда усил еныэкипажная часть, коробка передач (обычно трех, иногда четырехступенчатая), подвеска колес, тормоза и некотор ые другие узлы. Максимальная скорость большинства моделей малолитражных мотоциклов ограничена иравна примерно 40 км/час. Исключение составляет экспонируемый на выставке мотоцикл этого класса «Виктория-155». Он отличается красивым внешним видом. новизной форм и линий. Топливный бак ифара диаметром 130 мм выполнены в одном блоке и установлены на независим ых от рамырезиновых креплениях. Хорошо развитое оребрение цилиндра и его головки, а также вентилятор обеспечивают достаточное охлаждение цилиндр а при любых скоростях. Усовершенствованная подвеска с большим рабочим ходом, н изкое расположение центра тяжести и малый диаметр колес (580 мм) позволяют развивать высокие скорости. В производстве мотоциклов преобладают машины классов 125 и 175 смз. т. е. с небольшим рабочим объемом двигател яиповышенными литровыми мощностями. Характерно, что на дорожных мотоциклах класса 125 и 175 смз и на машинах с большим рабочим объемом во многих странах и прежде всего в Италии широко применяют четырехтактные двигатели. Увлечение легкими мотоциклами совсем не означает, что производство тяж елых дорожных и спортивных мотоциклов с рабочим объемом 350. 500 смз и более прекращено. На выставке представлены «классические» < английские тяжел ые мотоциклы фирм «Нортон» и «Матчлесс» с одно- и двухцилиндровыми четырехтактными двигателями и подвесками такого же типа, что иу «МВ-Агуста». Высокую оценку получили мотоциклы и мотороллеры Чехословакии — единственной из социалистических стран, принявшей участие в выставке. По данным экспозиции можно сделать заключение, что для мотоциклов Европы характернычетырехтактные верхнек лапанные двигатели снижним расположением распределительного вала и толк ающих штанг, четырехступенчатая коробка передач (на мотоциклах класса от 125 смз и выше), ножные переключатели передач, усовершенствованные воздушные фильтрыи глушители шума всасывания. Как показала выставка, сейчас все более широко используют штампованныерамы или отдельные штампованные элементы. Для подвески переднего колеса мотороллеров обычно применяют длинк орычажныймаятникс гидравлическими амортизаторами двойного действия, подвеску же переднего колеса мотоциклов в последнее время все чаще выполняют в виде телескопической вилки с большим рабочим ходом. Жесткость талой подвески может регулироваться в зависимости от нагрузки. Маятниковую подвеску заднего колеса применяют для мотоциклов и мотороллеров всех классов и для большинства мопедов. Довольно часто батарейное зажигание заменяют маховичным магнето, а цепную передачу помещают в масляную ванну. У спортивных мотоциклов и мопедов цепь заключена в кожух. Тормозные барабаны колес выполняются с возможно большим диаметром, но небольшой ширины . В настоящее время обычно устанавливают шины следующих размеров: на мотоциклах — 18". мотороллерах — 8 и 12", мопедах — 23 и 24 . м алолитражных мотоциклах — 17", а в последнее время даже 16". Р азмершин на заднем колесе мотоцикла обычно несколько больше. чем на переднем. Сиденье, к ак правило, двойное с наполнителем из губчатой резины или пенопласта; ш ирина руля небольшая. Много внимания уделяется внешней отделке, о краскеи формам облицовки. Следует также отметить, что в мат ериалах выставки отмечался неуклонный рост выпуска мотоциклов в СССР иУстройство и работа этого механизма видны из рисунка, на котором изображен разрез головки 2 цилиндра с запрессованной стальной втулкой 3и золотником 1. Один канал 4является впускным; по нему подводится горючая смесь из карбюратора. Выпускной канал 7 служит для вывода отработавших газов. При вращении золотника оба канала поочередно сообщаются с цилиндром 6. Привод механизма осуществляется от коленчатого вала через вертикальные, параллельно расположенные валики. снабженные шестернями, которые выполняют функции масляного насоса, обеспечивающего смазку и охлаждение золотника. Последнее достигается благодаря внутренним полостям в теле золотника. Уплотнение его достигается с помощью уплотнительных колец, для которых на концах золотника предусмотрены канавки 5. В двух крайнихканавках размешаются кольца, а средние служат для отвода газов, если они сюда попадают. По внутренним канавкам отводится также масло, п роникающее со стороны наружных уплотнительных колец. Впрочем, именно система уплотнения является пока самым уязвимым местом конструкции. Трудности создания такой системы, которая полностью предохранял а бы от проникновения газов и смеси и не пропускала масло в камеру сгорания, пока еще не преодолены. Этим и объясняется, что золотниковая система газораспределения, несмотря на все ее достоинства, не получает распространения.27