Р. ВИТ и О. ХАЛУПАПродолжение, см. «За рулем» № 1—12 за 1960 год. ОСВЕЖАЮЩИЙ ДУШ ПО-АНАТОЛИЙСКИ Асфальт кончается, и снова автомобили движутся по пыли. Дорога никуда не годится, приходится уменьшить скорость. Начинается зигзагообразный подъем до высоты 860 м. И хотя термометр показывает не более 29°, очень душно. Поднимаемся на небольшой хребет, и в тот же момент ударяет такой сильный порыв ветра, что автомобиль вздрагивает. Воздух становится все более холодным. Включаем стеклоочистители, поскольку на ветровых стеклах появились первые капли дождя. Останавливаемся и плотно закрываем двери. Через минуту наши автомобили становятся похожими на подводные лодки. Ветер врывается в кабины. Полностью закрываем окна. Внезапно ливень прекращается, но результаты его «работы» видны повсюду. По полям текут настоящие реки, вокруг простирается безграничное озеро. Только перила мостиков указывают направление дороги. Воздух очистился, снова показалось солнце. Через несколько минут от воды нет и следа — ее жадно впитала растрескавшаяся земля. А немного подальше, где дождя не было, пыльная анатолийская дорога. Впереди город Динар. ТУРЕЦКИЕ ДОРОГИ Сравнительно недавно в Турции было мало хороших дорог. Сейчас положение изменилось. В стране построены превосходные автомагистрали, довольно много автомобильных дорог с твердым покрытием. На строительстве дорог работают американские дорожные машины. Улучшаются и местные дороги. Специальной фрезой, которая одновременно может также стабилизировать дорожное' покрытие, прокладываются кюветы. Часто встречаются таблички с надписями: «Внимание! Ремонт дороги!» Это меньше всего объясняется заботой правящих кругов страны — особенно бывшей у власти клики Мендереса-Баяра — о благе народа. Одна из главных причин интенсивного строительства дорог Турции — ее участие в агрессивных блоках НАТО и СЕАТО. С дороги вокруг озера Бурдур открывается унылый вид на мертвую землю. Много крошечных полей. Современные дорожные машины резко контрастируют с дедовским способом обмолота и очистки зерна ветряными мельницами. За озером Бурдур поднимаемся в горы. Такое ощущение, что находишься не на земле, а на какой-то другой, безжизненной планете: мертвые сопки, пласты выветрившейся лавы, крутые обрывы, конусообразные известняковые фигуры. Ни цветочка, ни травинки. Гористая, каменистая пустыня — первая на нашем пути. Дорога, извиваясь крутыми серпантинами, устремляется вверх. Солнце все больше раскаляет мертвую голую землю. Поднимаемся на «Лунные горы» до перевала на высоте 1225 м. И вот на нас уже веет влажный ветер со Средиземного моря. Постепенно изменяется ландшафт. Сначала дорога, буквально изгрызанная утесами, окаймляется тернистым полукустарником, затем буковой порослью, а после перевала Чильфикджи, с которого мы по крутым поворотам спускаемся на плоскогорье, появляются кусочки пахотной земли; здесь уже люди (благодаря также и наличию подземной воды) могут кое-как существовать. Перед Анатолией уровень масла в красном автомобиле понизился до предела. После минутной стоянки под двигателем образовалась лужа. Снова масляный радиатор! Поэтому с утра мы на ногах, приводим автомобиль в порядок перед подъемом на горный массив Тавр. Лишь в десятом часу отправляемся в путь. По турецкой Ривьере тянется приморская дорога, с разбитым покрытием, которое только на 45 километре сменяется асфальтом. Вскоре попадаем в древнегреческий Аспендос с его огромным театром, до сих пор поражающим туристов смелостью архитектурной мысли. Это один из немногих, хорошо сохранившихся памятников древности, увиденных нами в Турции. Зрительный зал и авансцена, галереи и боковые своды стоят, будто их совсем не тронуло время. Местами прекрасно сохранилась старая штукатурка. ПО КОЗЬИМ ТРОПАМ ТАВРА За Манавгатом шоссе поворачивает на север. Оно то вздымается прямо до неба, то внезапно исчезает в скалистых ущельях. Перед въездом на большое плоскогорье установлена табличка с надписью: «Tehlikeli virjlar, 30 км», а затем снова: ««Tehlikeli virjlar, 46 км». Эти слова показывают, что тот, кто проедет таким путем измучается из-за повторяющихся поворотов на протяжении стольких километров, сколько обозначено в табличке. В дальнейшем у серпантинов указателей нет, за исключением разве только особенно опасных подъемов и спусков. За Манавгатом начинаются горы Тавр.шшштт