Советское предложение встречено с интересомминувшей осенью Париж встретилделегатов очередного конгресса | ФИА менее приветливо, чем впредыдущие годы. Не было ласкового осеннего солнца, той тишины и прозрачности воздуха, которыми так славится столица Франции в октябре. Пасмурным, дождливым предстал перед нами этот огромный красивый город в свой традиционный «сезон». Больше стало забот у парижан, меньше улыбок на их лицах. Причина этому — ежедневное повышение цен, главным образом на продукты питания, сокращение производства в ряде отраслей промышленности, в том числе автомобильной. Нас поразило малое число делегаций, участвовавших на конгрессе. На этот раз было представлено всего 29 стран из 64 членов ФИА. Делегации Чехословакии, ГДР, Болгарии и Румынии не смогли приехать в Париж, поскольку не получили въездных виз. Как всегда, на конгрессе проводились выборы членов комитета и различных комиссий, полномочия которых истекли в 1960 году. Делегатов ФАМС СССР вновь избрали в международную техническую комиссию, а также в международную комиссию по автомобильному движению. В ФИА в качестве постоянных членов единогласно были приняты ассоциация автомобилистов Румынской Народной Республики, автомобильный клуб Туниса и конфедерация моторного спорта Австралии. Непостоянными членами Федерации стали: автомобильно-туристский клуб Болгарии, моторный клуб Цейлона и автомобильная ассоциация Малайи. Спортивная секция утвердила календарь международных соревнований на 1961 год, условия проведения мировых и европейских чемпионатов, условия розыгрыша кубков ФИА, новую формулу для гоночных автомобилей. Были рассмотрены и другие вопросы развития автомобильного спорта. Новый календарь изобилует разнообразными соревнованиями. Всего их предусмотрено провести 238, в том числе 74 международных шоссейно-кольцевых и горных гонок, 72 ралли и 92 национальные гонки с открытым стартом. Наибольшее число состязаний (48) падает на Францию, в Англии их будет 38, в Бельгии — 17, в США — 9. В календарь включены ралли «За мир и дружбу» (июнь), а также ралли в ряде стран народной демократии. В ГДР намечено провести 4 шоссейно-кольцевые гонки на «Юниорах». Кроме обычного чемпионата мира на гоночных авт'омобилях 1 формулы (в нынешнем году она ограничивает литраж 1500 см 3и вес 450 кг), предполагается провести еще один чемпионат на гоночных автомобилях новой формулы, так называемой «межконтинентальной». Есть ли в ней новизна? Нет. По существу, это — бывшая первая формула, сохраненная по настояниям английских, итальянских и американских фирм, выпускающих автомобили большого литража. «Межконтинентальная» формула предусматривает рабочий объем цилиндров двигателя не менее 2000 см 3и не более 3000 см 3 . Наддув запрещается, топливокоммерческое, вес автомобиля не ограничивается. Чемпионат мира по «межконтинентальной» формуле будет разыгран в6 соревнованиях, на первенство не только гонщиков, но и конструкторов. Отношения между фирмами, производящими гоночные и спортивные автомобили, с одной стороны и спортивной комиссией ФИА с другой из-за введения новой первой формулы резко обострились. Пришлось создать специальную подкомиссию конструкторов, которая будет участвовать в установлении классификации автомобилей и различных ограничений для них. Спортивная секция ФИА с большим интересом заслушала сообщение представителей ФАМС СССР о целесообразности введения чемпионата для автомобилей формулы «Юниор». Этот вопрос будет детально рассмотрен на ближайшем заседании Международной Спортивной Комиссии. Секция отметила «победное шествие» картинга по Европе. Однако включать соревнования на гокартах в международный календарь признано пока преждевременным. Техническая комиссия рассмотрела по заданию спортивной комиссии вопросы об определении рабочего объема цилиндров, минимальном клиренсе гоночных автомобилей и применении ремней безопасности. Комиссия приняла предложение итальянского клуба о методике замеров диаметра цилиндра при установлении рабочего объема двигателей. Этот диаметр должен определяться как среднеарифметическая величина по двум измерениям. Продольный и поперечный замеры производят в верхнем, нижнем и среднем поясе с точностью до 0,01 мм . Наибольший из трех диаметров и принимается для расчетов. Необходимость установления минимального клиренса гоночных автомобилей диктуется тем, что многие из них на крутых поворотах или при спуске воздуха в шине начинают «чертить» дорогу, вызывая сильное искрение. Для неподрессорекных частей минимальный клиренс должен быть больше размера профиля шины, а для подрессоренных — больше максимальной стрелы прогиба упругих элементов. Комиссия продолжит изучение этого вопроса. Пока же на 1961 год признано целесообразным, чтобы минимальный клиренс был больше размера профиля шины. В Англии он принят 3", в ФРГ — 120 мм. Комиссия рекомендует применять ремни безопасности только на закрытых автомобилях — спортивных и туристских. Технические условия на них (допускаемое напряжение, динамическая нагрузка, относительное вытягивание и т. п.) будут обсуждены на следующем заседании. Интересные вопросы стояли на повестке дня заседаний секции туризма и движения на дорогах. Конгресс констатировал, что международный автомобильный туризм развивается успешно. Вместе с тем признано необходимым дальнейшее упрощение таможенных документов, страховых операций и т. д. Федерация рекомендовала и впредь заключать оправдавшие себя на практике двухсторонние договоры между национальными клубами о взаимных туристских поездках. Большое внимание было уделено безопасности движения на дорогах, борьбе с шумом ис загрязнением воздуха отработавшими газами. Если раньше автомобилистов было незначительное количество, то теперь они составляют довольно большую часть населения земного шара. А это значит, что проблема безопасности движения в той или иной мере волнует человечество. В решении ее немалую роль может сыграть автомобильная общественность. Вот почему ФИА считает необходимым, чтобы все автоклубы оказывали помощь органам, ведающим вопросами безопасности движения, занимались пропагандой правил движения и методов безаварийного вождения, организацией станций контроля за техническим состоянием автомобилей, информацией об опасных местах на дорогах, оказанием помощи пострадавшим и т. п. Федерация рекомендует проводить соревнования в этом деле между клубами и их членами. Кубок ФИА «За безопасность движения» будет присужден впервые в октябре 1961. года тому клубу, который найдет наиболее эффективные меры борьбы с несчастными случаями в своей стране. Вопросы борьбы с шумом и задымлением улиц отработавшими газами также весьма актуальны. В некоторых странах в законодательном порядке установлены нормы «шумности», за превышение ко ­ торых владельцы автомобилей штрафуются, а последние снимаются с эксплуатации. В ряде стран жестко регламентируется содержание окиси углерода в отработавших газах и выпущены приборы для их экспресс-анализа. Перед закрытием конгресса было проведено совещание представителей автомобильной прессы. Принято решение выпускать бюллетень ФИА, в котором будут публиковаться все решения комиссий, секций и конгресса, а также освещаться наиболее важные проблемы, требующие обсуждения. После совещания делегация ФАМС СССР устроила пресс-конференцию, где информировала представителей печати О новой трассе для установления рекордов ио последних достижениях советских спортсменов. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель Автомобильного комитета ФАМС СССР, делегат конгресса ФИА.26