Марек ДОМАНЬСКИЙРассказ-шуткаэтот новогодний вечер я был в гостях. Не буду описывать праздничный стол, тосты и обычный ритуал подобного времяпрепровождения. Скажу короче: уже близилось утро, к о ­ гда мы стали расходиться по домам. Мне предстояло пройти три километра по шоссе, в потемках ик тому же под дождем. Последние троллейбусы уже давно вернулись в парки. Правда, время от времени мимо проносились автомобили, но кто же станет среди ночи тормозить из-за одинокого путника? «Дело дрянь, — подумал я. — Придется протопать пешком эти три километра. Ну, ничего, прогулка — дело полезное...» Асфальтированное шоссе было обсажено деревьями. Слева от шоссе тянулось озеро, справа было кладбище, огороженное низким забором из песчаника. И больше ничего, полнейшее безлюдие: ни дома, ни огонька, ни единой живой души. В довершение всех бед усилился дождь. И вдруг я увидел, что по шоссе бесшумно едет автомобиль. Сначала мне показалось, что он еще далеко, но, сориентировавшись, убедился, что нас разделяют всего несколько метров, азтомобиль движется очень медленно и фары светят еле-еле. Когда автомобиль догнал меня, он остановился. Нащупав в темноте рукоятку дверцы, я открыл ее, вскочил на заднее сиденье и, повеселев, сказал: — С Новым годом ! Чрезвычайно благодарен вам, товарищ. Мне нужно добраться только до первых домов окраины. Ну и погодка, а? Водитель, видимо, не расслышал ме ­ ня, потому что дождь сильно барабанил по крыше. Я уселся поудобнее и стал ждать. Автомобиль почему-то не трогался. Я подумал, что дело, может быть, во мне, и сказал еще раз: —Очень вам благодарен, я прекрасно устроился. Опять никакого ответа. Продолжаем стоять. Лишь после некоторого времени мы, наконец, поехали, но как-то удивительно медленно и плавно, как будто мы вовсе и не ехали, а плыли среди тьмы и тумана, поднявшегося с озера. Ни звука мотора, только шум дождя, ни зги не видно — за окнами кромешРисунки Л. Рейсфельда. ная тьма, а впереди чуть светится фиолетовым светом щиток управления. — Простите, — говорю я снова. — Что это происходит с вашей машиной? Ведь мотор не работает, а мы едем... Не успел я это сказать, как меня прямо вжар бросило, — за рулем и вообще в автомобиле никого не было. Фиолетовый свет лампочки на щитке управления падал на пустое сиденье водителя... Я не трус. Наконец в подобном случае смелость не при чем. Мне захотелось тут же выскочить из этой проклятой машины — но... дрожащей рукой я никак не мог в темноте нащупать рукоятку дверцы. Между тем, мы продолжали ехать почти по самой обочине шоссе; клочья тумана вползали в окна машины и длилось !все это страшно долго, как во сне, когда хочешь, но не можешь проснуться. Наконец автомобиль остановился. М ы были на развилке: одна дорога вела в город, другая — на кладбище. Дождь немного утих. В нескольких метрах виднелись ворота кладбища, они были открыты. В темноте белели памятники и кресты, и один из них тянулся своими огромными белыми руками прямо к дороге. Говорят, что в такие минуты перед глазами человека проходит вся его жизнь. Лично мне на это почему-то не хватило времени. Я всем своим существом старался угадать намерения таинственного автомобиля. Движется он к воротам кладбища или не движется? Въедет туда со мной вместе или не въедет? А что, если въедет?.. А машина тем временем все стояла и стояла. Казалось, что она колеблется, словно дает мне какой-то срок на размышление, чего-то ждет от меня. Но что мне было делать? Подводить итоги жизни? Возносить молитвы за грешные души кающихся автомобилистов? Тут из мрака вдруг показалась синяя, жилистая, волосатая рука, приблизилась к рулевому колесу и медленно повернула его влево. От вида этой руки можно было умереть на месте. Однако в ней было освобождение, спасение жизни — ведь дорога влево вела в город. Вскоре машина опять тронулась. Я плохо помню, что было потом. Мне кажется, что тут я вновь обрел способность мыслить и это меня окончательно добило. Потом показалась окраина го ­ рода, дома, огни, люди. В какой-то момент я собрал все силы и выпрыгнул из автомобиля. На этот раз дверца открылась. В два прыжка оказался в подворотне ближайшего дома, перевел дыхание и выглянул на улицу — автомобиль исчез и все вокруг выглядело совершенно обыденно. Напротив светился окнами бар «Под Флисакем», из которого, как мне было известно, посетителей не выгоняли до утра. Так что со мной произошло? Что это было? Сон? Духи? Галлюцинация? Когда я, размышляя обо всем произошедшем, закурил сигарету, из-за угла показался мужчина в насквозь промокшей темной спецовке и сапогах. Вид у него был ужасно измученный. — Извините, — обратился он ко мне, — нет ли у вас сигареты? Мои отсырели, — добавил он, тщетно чиркая спичкой... Я предложил ему свои. Мужчина, взяв сигарету, жадно затянулся и, чувствуя, что нужно дать какое-то объяснение, сказал со злостью: — Машина забарахлила, черт бы ее побрал. Пришлось толкать от самого поселка в Выжкове, и такая она, холера ее возьми, тяжелая оказалась, что ноги чуть не отвалились... Некоторое время мы стояли в подворотне и молча курили, а потом я пригласил его в бар напротив. — Это по какой причине? — спросил он. — Да так просто, — ответил я. — Люблю поболтать с шофером... Перевел с польсного Е. ЧЕРНЯВСКИЙ.ВРедакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Корректор М. М. Островская. Художественно-технический редантор Л. В. Терентьева. Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 26/1.Тел. К 5-52-24, К 4-60-02. Рукописи не возвращаются. Сдано в набор 2.ХП.60 г. Г-74501. — Бум. 60 X 92'/t 2,25 бум. л. 4 печ . Л. Тираж 345 000 экз . Цена 30 коп. Поди, к печ. 2.1.61 г. Зак. 1951.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.