ИНЖЕНЕРЫОТВЕЧАЮТНАВОПРОСЫЧИТАТЕЛЕЙКАК ПРОВЕРИТЬ УГЛЫ РАЗВАЛАМ СХОЖДЕНИЯ ПЕРЕДНИХ КОЛЕСМногие читатели просили редакцию рассказать на страницах журнала о проверке и регулировке углов развала и схождения передних колес автомобиля с независимой подвесной. «Опыт показывает, — пишет мастер спорта Б. Мартынов из г. Жуковского, — что основной причиной преждевременного и чрезвычайно быстрого износа покрышек является непоавильная установка передних колес машины. Поэтому я обращаюсь в редакцию с просьбой подробно разъяснить, как нужно регулировать углы развала и схрждениял. При движении автомобиля передние колеса должны иметь правильное положение, обеспечивающее его устойчивость, легкость управления им. нормальный износ шин и деталей переднего моста. Правильная установка передних колес определяется углами развала и схождения, углами поперечного и продольного наклона шкворня (или стойки подвески автомобиля «Москвич-407»), а также соотношением углов поворота колес при движении на закруглениях. Проверка и регулировка углов развала и схождения передних колес при отсутствии осмотровой канавы выполняется на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Проверить угпы развала можно с помощью комбинированного прибора ГАРО (рис. 1). Этот прибор имеет четыре уровня, закрепленных в металлическом корпусе. Два уровня (без шкалы), расположенных на тыльной стороне, служат Для первоначальной установки прибора на колесе. Два других, расположенных на лицезой стороне, предназначены для проверки углов развала и наклонов шкворня. На шкалах определения развала и продольного наклона шкворня знаками «плюс" и «минус» обозначены положительные и отрицательные значения этих углов. Прибор имеет два измерителя углов поворота с двумя шкалами и указателями поворота колес (стрелками), а также два выпуклых и два плоских диска для облегчения поворачивания колес при регулировке. Углы развала проверяются этим прибором следующим образом. Сняв колпаки дисков, ставят передние колеса в положения прямолинейного движения ис помощью специального кронштейна закрепляют прибор на одном из колес установочными уровнями вверх и строго горизонтально (рис. 2). Автомобиль перекатывается на половину оборота колеса так, чтобы пузырек уровня шкалы поперечного наклона шкворня стал против нуля (рис. 3). Затем определяется величина угла развала колеса. У «Волги» и «Победы» она должна составлять 0 тЗО', а у «Москвича-407» в пределах от 0' до При любых отклонениях углы необходимо отрегулировать. На «Золге» регулировка осуществляется поворотом эксцентриковой втулки нижнего пальца стойки; верхней эксцентриковой втулкой регулируется продольный угол наклона шкворня. Развал колес и угол продольного наклона шкворня «Москвича-407» регулируют поворотом эксцентриковой бронзовой втулки, имеющей восемь граней под ключ. При повороте этой втулки метка, имеющаяся на одной из граней, должна быть установлена вперед (к радиатору). Схождение колес проверяется раздвижной линейкой, которую устанавливают между шинами передних колес (спереди) таким образом, чтобы ее упоры прижимались к выпуклым частям шин, а нижние концы цепочек касалисьпиц, а стрелка указателей стала протио нулевых делений шкал. Последние должны быть против центров колес (рис. 5). Поворачивают колеса вправо на 20° по указателю шкалы левого колеса и затормаживают.Рис. 2. Исходная установка при определении развала.прибораРис. 1. Шкалы прибора для проверки развала колес: 1 — шкала развала колес: 2 — шкала поперечного наклона шкворня: 3 — шкала продольного наклона шкворня. земли (рис. 4). Автомобиль перекатывают вперед так, чтобы линейка оказалась сзади, а нижние концы цепочек снова касались земли. После этого нужно сделать отсчет величины схождения по шкале. Затем перекатить автомобиль так, чтобы линейка встала в исходное положение, а стрелка — на кулевое деление шкалы. В случае несовпадения стрелки с нулевым делением шкалы, необходимо установить ее на нуль и замер повторить. При положительном значении схождения колес нулевое значение шкалы перемещается наружу от стрелки. Величина схождения колес для автомобилей «Волга» и «Победа» должна составлять 1,4—3,0 мм, а для автомобилей «Мооквич-407» быть в пределах 1,52,5 мм. Если схождение колес имеет отклонение от нормы, то его ликвидируют вращением боковых рулевых тяг (на автомобилях «Волга» и «Победа»), либо правой тяги (на автомобиле «Москвич407»). Углы поперечного и продольного наклонов шкворня и углы поворота колес также проверяют указанным выше прибором. Для этого передние колеса автомобиля устанавливают на поворотные диски в положение, соответствующее движению по прямой. Ввертывают удлинители в стержни скоб указателей поворотов. Устанавливают ящики со шкалами против передних колес так, чтобы удлинители легли на шины колес ниже сту-Устанавливают пузырьки уровней шкал поперечного и продольного наклоноз шкворня ьа нулевые деления (кромка шкалы поперечного наклона шкворня должна быть параллельной колесу). Затем поворачивают колеса влево на 40° по указателю шкалы левого колеса (рис. 6), т. е. на 20° в другую сторону от нулевого деления, и определяют углы наклонов шкворня по соответствующим шкалам прибора. Снимают прибор, не нарушая положения колес, и подсчитывают соотношения углов при повороте колес налево, т. е. угол поворота правого колеса при повороте левого на 20°. Укрепив прибор на правом колесе, доводят угол поворота колес влево до 20°, по указателю шкалы правого колеса.Рис. 3. Положение прибора после прок атывания колеса при определении развала.Рис. 4. Установка линейки при определении схождения колес. Неправильный угол поперечного наклона шкворя означает, что погнута стойка шкворня, рычаги подвески или поперечина переднего моста. Неправильное соотношение углов поворота колес является следствием погнутости поворотных рычагов. Необходимо иметь в виду, что точных результатов при проверке углов колес можно добиться лишь правильно используя приборы. В заводских инструкциях к новым автомобилям рекомендации по проверке углов колес даны без учета изменений,17