• устарел программа ?HeК НАЛ ДА ОСС СН ОХО РС АНТ ИЬ ТЬВ статье «Не устарела ли программа?» ( с м . № 12, 1960 г.) авторы совершенно справедливо ставят актуальный вопросо пересмотре программ обучения шоферов III класса иповышении их квалифи ­ к ации на II иI классы. Действующие программы обучения, изданные в 1957 годуМинистерством авт омобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, не отвечают требованиям сегодняшнего дня и нуждаются в переработке. Но нельзя согласиться с авторами статьи, что незначительное увеличение знаний при повышении квалификации сводится, по существу, только козна ­ комлению с различными конструкциями автомобиля. В действительности это не так. Так, н апример , по квалификационной характеристике шофер II класса, к роме знаний, полученьых при обучении на III класс, д олжен дополнительно уметь управлять автомобилями всех типов имарок , определять и устранять эксплуатационные неисправности и самостоятельно выполнять все виды технического обслуживания автомобилей, проверять качество работ по техническому обслуж иваниюитекущемуремонту автомобилей иприцепов . К роме того, ш офер II «лаооа обязательно должен знать устройство, р аботуи техобслуживание наиболее распространенных автомобилей отечественного производства, правила пользования гаражнымоборудованием , основные сортагорюче - с мазочных материалов, м етоды работы передовых шо ­ феров по увеличению производительности автомобилей и т. д . Шофер I класса, к роме навыков и знаний, обязательных для шоферов III и II классов, д олжен дополнительно уметь производить основные регулировочные работы, в том числе требующие снятия с автомобиля иразборки агрегатов и механизмов, п роизводить работы по ре ­ монту автомобилей вобъеме , соответств ующем квалификации слесаря-монтажника 5-го разряда . К рометого , он должен получить основные сведения о материалах, применяемых при изготовлении иремонте основных деталей автомобиля, изучить организац ию ремонта автомобиля, технические условия работ, выполняемых при эксплуатационных ремонтах, основы организа ­ ции первичного учета в автохозяйстве И т. д . Шоферы II иI классов должны не только твердо знать правила движения L*автотранспорта, но и уметь раскрыть их существо и объяснить вкаждомконкрет ­ н ом случае, ч ем вызваны или обусловлены те или иные правила, а также их значение ворганизациибезопасногодвиже ­ ния. Из приведенного выше видно, что шо ­ фер, п ройдякурс обучения по повыше ­ н ию квалификации, повышает вместе с тем свой культурно-технический уровень, углубляет и расширяет знания, полученные на различных этапах обучения, Что касается выдвигаемого авторами положенияотом , что критериемоценки повышения квалификации шоферовмо ­ гут быть только уровень знаний о научных основах автомобильной техники иуровень навыков по отдельным ее отраслям, то оно весьма расплывчато, лишено конкретностии не может быть приемлемымпоотношениюк такой массовой рабочей профессии, к акшофер . Существующие программы подготовки и повышения квалификации шоферов , нуждаясь вопределеннойпереработкесучетом новейшей автомобильной техник и , развитием централизованных перево ­ з окиизменением условий эксплуатации автомобиля восновном все же правильно определяютобъем знаний ипракти ­ ческих навыков для водительских кадров. Главный недостаток в деле подготовкии повышения квалификации шоферов заключается, по нашему мнению , в низком качестве процесса обучения , неполноц енномпроведении практических работ, недостаточной учебно-материальной базе для проведения занятий по техничес комуобслуживаниюивождению автом обиля , отсутствии в школах новейшегооборудованияи новых моделей автомобилей. Для приближения обучения шоферов кпроизводственнымусловиями лучшег о освоения учащимися практических навыков по техобслуживанию автомобиля ивождениюнеобходимо создать при автошколах учебно-производственные автобазы с установленным планом пере ­ возок. Учитывая, что большое количество во ­ дителей имеютнизкуюобщеобразова ­ тельную подготовку , н еобходимо ввести впрограмму , повышения квалификации шоферов на I класс раздел общетехни ­ ческих сведений (основы физикиихи ­ мии). Д о 1956 года органы Госавтоинспекции проводили экзамены по вождениюприповышении классности шоферов . С1956 года они были отменены . Ж изньпо ­ казала, что экзамены по проверкема ­ стерства вождениянеобходимо возобновить, о собенно исходя из требований безопасности движения . У сложнившиеся условия городскогодвижения , ш ирокое применение прицепов, автопоездов и т. д . т ребуют от водителя высокого мастерства вождения . Это значит, 'что при пересмотре программ необходимо включить вкурсобучениянекоторое количество часов на приобретениешоферамипра ­ вильных навыков вождения автомобилей новых мароки управления ими вуслож ­ ненных условиях. Так кик значительное количество водителей имеют слабый общеобразова ­ тельный уровень знаний , крайне важно , чтобы шоферымоглипериодическипо ­ вышать свою квалификацию, п ереходя последовательно из одного класса в другой (III—II—I). Исходя из того, что автомобильный парк непрерывно совершенствуется, внед ряются более производительные мето ­ д ыорганизацииперевозокгрузови пасс ажиров , представляется необходимым увеличить стаж производственной работы для шоферов , п овышающихсвоюквалификацию на I класс, д о двух лет. Д оводы авторов статьи, что повыше ­ ние классности шоферов не отражается на повышении производительности труда водителей, а приводит только к получ ению надбавки к зарплате, голословны иопытом работы водителей, р аботаю ­ щих в автохозяйствах Главмосавтотранса, не подтверждаются. Наоборот, как правило, ш оферами - н оваторами , участникам ибригадкоммунистическоготруда являются водители, повысившие свою квалификацию. Д ля поднятия роли классности шофе ­ р ов очень важно , чтобы руководство автобаз более строгоподходилокотборушоферов , направляемых на курсы повышения квалификации, учитывая не тольк оформальный стаж, но и деловые качества (высокие показатели производст ­ венной деятельности, отсутствие нарушения правил движенияи т. д.). П одготовка водителей и повышение их квалификации — дело государственной важности инадо повести об этом на страницах нашего журнала большой раз ­ говор. В. СТОЛОВИЦКИЙ, заведующий филиалом № 1 учебного комбината Главмосавтотранса.7