екабрь минувшего года с необычными «весенними» дождями и оттепелью спутал планы не только московских лыжников и конькобежцев, но и мотоспортсменов. Вначале «полетел» декабрьский календарь ледяных гонок на стадионе в Лужниках, а затем пришлось переносить и традиционные соревнования на приз имени Валерия Павловича Чкалова. На этот раз кросс 1960 года проходил... в 1961 году, причем погода вынудила изменить и постоянную трассу. С Химкинского водохранилища она переместилась в Рублевский лес. Еще накануне соревнования дистанция зимнего кросса напоминала разбитую осеннюю дорогу. Лишь в самый последний момент погода смилостивилась ив ночь на 8 января выпал обильный снег. Так что для участников и зрителей это был настоящий чкаловский кросс. Участники и зрители... М не пришлось быть и тем и другим. Четырнадцать раз, начиная с первого мотокросса 1939 года, я выходил на старт этого интереснейшего зимнего соревнования. Затем превратился в болельщика, зрителя. Но до сих пор чкаловский кросс остается для меня одним из самых любимых волнующих соревнований. Отрадно было видеть, что мастерство спортсменов в этой командной гонке за последние годы не померкло. Усложнившаяся трасса потребовала от гонщиков тщательной подготовки техники и большого напряжения сил. Победа в этом кроссе зависит не только от индивидуального мастерства гонщиков, но и от единой тактики, умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Почти все команды выдержали этот трудный экзамен. Не могу забыть острый, полный драматизма, поединок мотоциклистов в классе 350 см 3 . На втором круге отказало магнето на мотоцикле армейца Н. С око ­ лова (команда ЦСКА лидировала в гонке). Некоторое время его пришлось бук-ДТ РАССАсировать, а затем устранять неисправность. Но армейцы не пали духом и продолжали гонку а предельном темпе. Правда, они не вошли в первую тройку (слишком много времени было потеряно), но добыли те два очка, которые решили судьбу командного приза. В то же время семь очков команды «Трудовых резервов», победившей в этом классе, но не включенной в сборную, не сыграли никакой роли в комплексном зачете. Большого успеха добилась команда Мо ­ сковского инженерно-физического института, занявшая второе место. Несомненный рост мастерства продемонстрировали спортсмены, выступавшие 3 на мотоциклах класса до 175 см . Команда ЦСКА в составе А. Савельева, А. Олейникова, А. Яковлева иЮ . Романова показала абсолютно лучшее время на сорокакилометровой трассе (57,33.5). Вторыми были досаафовцы Московской области.У ХОДИТвив тактическую изобретательность, вырвали победу. Среди женщини юношей первенствовали представители ЦСКА. О юношах следует сказать особо. Участие их в таких соревнованиях — несомненно полезное дело. Правильно и то, что их включили в комплексный зачет и предоставили равные права со взрослыми (одинаковое количество очков за занятые места). Удивление в связи с этим вызывает лишь позиция руководителей мотоспорта в московском «Буревестнике», выступивших против такого равноправия. Когда Московская мотосекция отклонила их возражения, они совершили беспрецедентный неспортивный по ­ ступок — сняли все заявленные ранее команды и отказались участвовать в кроссе. Ссылки на то, что в студенческом об ­ ществе не может быть юношеской мотосекции — несостоятельны. Ведь сущест-В РУБЛЕВСКИЙКак ив прошлом году, наибольшее количество спортсменов — 40 человек — стартовало в классе 125 см 3 . С большим преимуществом гонку выиграла команда «Трудовых резервов» (59.13,4). Пришедшая второй команда Московского городского автомотоклуба ДОСААФ проиграла ей около 9 минут. Интересным оказался заезд в малочисленном классе — классе мотоциклов с колясками, где победу оспаривали всего две команды: Ц СКАи Московского автомотоклуба ДОСААФ . Досаафовцы во главе с заслуженным мастером спорта Е. Косматовым, проя-ЛЕСЭпизод борьбы на трассе: досаафовцы — заслуженный мастер спорта Е. Косматое и Ю. Пушкин обходят армейский экипаж Н. Айвазова и Н. Карасева.вуют у них команды юных в других видах спорта. С введением политехнического обучения почти каждый институт Москвы взял шефство над одной, а иногда и несколькими общеобразовательными школами. Найти среди школьников ребят — любителей мототехники, конечно, не представляет труда. Так что никаких оправданий здесь нет и быть не мо ­ жет. М не кажется, этот инцидент заслуживает серьезного разбора. Обладателем главного приза в третий раз стала команда ЦСКА , которая набрала в комплексном зачете 16 очков. На последующих местах «Трудовые резер ­ вы» (15 очков) и городской автомотоклуб ДОСААФ (13 очков). Кросс имени В. П. Чкалова — соревнование традиционное, но, к сожалению, некоторые из его традиций незаслуженно забыты. И здесь в первую очередь следует сказать о массовости. Количество участников из года в год уменьшается, и это вызывает законную тревогу. Я помню время, когда в кроссе стартовало свыше 300 спортсменов, а в этом году их было немногим более 100 человек. Наверное, стоит подумать над учрежде ­ нием специальных поощрительных призов организациям, выставившим наибольшее количество спортсменов. В интересах развития мотоциклетного спорта следует решить вопрос об участии в кроссе команд городов Российской Федерации и союзных республик. Открытые старты будут способствовать росту спортивного мастерства гонщиков. Теперь о зрителях. Их было много. «Стучись в любую дверь — напрасно! Все ушли на кросс!» — говорил нам Пч В. Федоров, председатель рублевского райисполкома и член оргкомитета соревнований. Но постоянных «химкинских» зрителей я почти не увидел. И даже не потому, что их смутила поездка в Рублево, просто-напросто никто не был оповещен о кроссе. Я не увидел в городе ни одной афиши о соревновании, разве что в городском автомотоклубе, где о нем все знали и без рекламы.j.i»»fr