Книжнаяполкастраницам зарубежных газет и журналов„ЭТА КНИГА - Н Е КАНЦЕЛЯРСКОЕ УЛОЖЕНИЕ"Говорят, что хорошая литература для детей неизменно завоевывает сердца и взрослых читателей. Эта истина невольно вспоминается при чтении книги Зденека Трейбала*, адресованной ' начинающим водителям. Несмотря на то, что речь в ней идет о самых элементарных вещах и излагаются, по существу, азбучные истины, книгу с интересом и удовольствием прочтет каждый автомобилист, начиная от курсанта автомотоклуба и кончая прославленными чемпионами автомобильных гонок. Как достигает этого автор? Какими средствами удается ему завоевать столь широкий круг читателей? Думается, что многое решает избранная автором манера изложения. В легкой и непринужденной форме, остроумно и занимательно беседует он со своим читателем, перемежая серьезное с шуткой и учебный материал с примерами из практики. «Эта книга — не нанцелярское уложение» — заявляет автор (стр. 87) и, действительно, оправдывает свое утверждение. Ни тени назидательности. никаких следов школярства. Интересный ненавязчивый разговор об автомобиле очень органично выливается в подробный и исчерпывающий инструктаж, который Трейбал ведет с завидной последовательностью и знанием дела. Созданию атмосферы веселой деловитости весьма содействуют такжеи забавные рисунки чехословацкого художника И. Фишера, который как бы с сочувственной улыбкой следит за всеми возможными неудачами начинающего водителя, но тутже готов серьезно ему помочь четкой и ясной графикой, иллюстрирующей основные положения текста. Разумеется, не одни лишь удачно найденные литературные и графические приемы и не тольно импонирующая читателю манера изложения определяют секрет успеха новой книги. Главное — в широком техническом кругозоре автора и глубоком знании предмета, о котором он пишет. Свободно оперируя самыми сложными понятиями техники, Трейбал излагает их вполне доходчиво для начинающего ив то же время достаточно глубоко и полно для всех; большую роль при этом играет накопленный автором ценный личный опыт, крупицы которого, разбросанные по всей книге, неоспоримо интересны такжеи для тех, кто давно расстался с золотой порой своего «автомобильного детства». * Трейбал Зд. «Искусство вождения автомобиля». Перевод с чешского. Изд-во «Физкультура и спорт», 1960 г.«БОЙНЯ» НА ДОРОГАХ АНГЛИИПод таним заголовком английская газета «Дэйли Мнррор» опубликовала репортаж своего корреспондента о возросшей аварийности на дорогах страны, Оказывается, и в самых элементарснабдив этот репортаж фотографиями ных, давно известных истинах есть тонболее чем 200 водителей и пассажиров, кости, либо ускользнувшие от внимания, убитых за последнее время в результате либо незаслуженно забытые, либо попросту неизвестные. Разве не ценны, автомобильных катастроф. например, даже для опытного водителя Подавляющее большинство этих вынладки автора о движении на поворотах или, скажем, о торможении движертв, — сообщает журнал, — есть регателем? Как еще много водителей злозультат потрясающего несоответствия употребляют педалью сцепления, менясовременных технических средств трансют лампы в фарах лишь после того, к ак они придут в полную негодность, или порта и состояния дорог, остающихся годами пользуются стандартным сиденьна уровне тех времен, когда Макадам ем, даже не пытаясь приспособить его к впервые полил шоссе смолой, создав так своим индивидуальным биологическим особенностям. Обо всем этом убедительназываемое усовершенствованное поно сказано, в книге Трейбала. И нет сокрытие. мнения в том, что каждый, прочитавший Собственно, речь идет не о качества ее, задумается над собственной практикой и, возможно, внесет в нее полезные покрытий (как раз в этом отношении коррективы. английские дороги считаются лучшими Талантливое произведение 3. Трейбав Европе), а о конфигурации дорог, шила не лишено некоторых недостатков. рине полотна и пр. «Наши дороги чересХотя книга в целом переведена хорочур узки, чересчур плохо обозримы и шо и переводчику И. Ивановой вместе с редактором Л. Трипольским удалось печересчур богаты поворотами», — пишет редать живой стиль и теплые интонажурнал, критикуя британское Министерции автора, порой встречаются стилистические неряшливости; например, на стр. ство транспорта, которое «удовлетвори65 в одной строке соседствуют четыре лось преходящими мероприятиями в виглагола, из которых три (!) в неопредеде директив и приказов, не имеющих ленном наклонении («Можете позволить себе рискнуть проехать»); в другом меникакого практического значения хотя сте (стр. 101) инструмент каким-то оббы уже потому, что полицейских сил не разом «торчит на проезжую часть». На хватает даже на обеспечение обычного стр. 110 есть такой перл: «СМОТРИТЕ, чтобы ваши ГЛАЗА не расширились от порядка и соблюдение элементарных ужаса, когда вы снова ВЗГЛЯНЕТЕ на правил движения». Введенное огранишоссе!» чение скорости (в некоторых районах Некоторые неточности допущены и до 30 им/час) газета называет «идиотв автомобильной терминологии (специским, никем не выполняемым правиальный редактор А. Майоров). Отдельные рекомендации книги предлом», ставляются, по крайней мере, спорными; тан, вряд ли при обгоне обязательВ связи с тем, что выступление газено предполагать, что «другой водитель ты произвело большое впечатление на ездит плохо и что он недисциплинирочитателей (многие из них обратились с ван» (стр. 101). Чересчур категоричным запросами и письмами в различные инкажется требование «НИКОГДА, проезстанции), министр транспЪрта Англии Эрж ая поворот, не выключать сцепления» нест Марплес был вынужден сделать за(стр. 123). явление для печати, в мотором пытался объяснить «позднее начало строительстВ упрек автору следует, пожалуй, пова автострад» тем, что в послевоенное ставить также отсутствие чувства меры время более важной задачей было восв обыгрывании возможных последствий становление и строительство жилищ, в водительских ошибок. Воспринимаемые то время как другие страны могли срасначала, к ак добротные шутки (напризу строить дороги. Это «извинение», одмер, если оба водителя при обгоне «бунако, прозвучало весьма не убедительно дут стараться доказать свое», то «дисна фоне опубликованных министерством куссию придется продолжить в кювестроительства автострад. те»), слишком частые напоминания о поцифр плана Оказывается, в ближайшем будущем добных последствиях в конце-концов наАнглия должна располагать автострадачинают «приедаться». Лишь на тридцами общей протяженностью всего 450 км, ти страницах (109 — 139) мы насчитали а через 10 лет лишь 660 км. Но и эта более десятка таких претендующих на скромная цифра внушает газете сомнеостроумие, либо просто устрашающих ния, поскольку «нынешние темпы строреплик. Здесь и «роковой исход» (стр. ительства совершенно ничтожны, а пла138), и «непоправимая ошибка» (стр. нируемые капиталовложения явно недо134), и тривиальная острота о том, что статочны. Так, на 1961 год запланиро«дальше вы поедете еще быстрее, но ваны бюджетные расходы на строительуже на скорой помоство дорог в сумме 76 млн. фунтов стерщи» (стр. 118), и прелингов в то время, как для ликвидации дупреждение о том, создавшегося положения надо было бы что «трехминутная строить ежегодно не менее 240 километзадержна лучше трехров автострад, что требует не менее недельного лежания 300—350 млн. фунтов стерлингов капив больнице и трехметаловложений ежегодно». сячного ремонта автомобиля в гараже» Поводом для критического выступле(стр. 112). ния «Дэйли Мнррор» явилась, кан скаНо все эти частнозано выше, статистика дорожных прости не могут испортить общего хорошеисшествий и рост аварийности на автого впечатления от мобильном транспорте. Любопытно, что нниги Зд. Трейбала. другие аргументы в пользу дорожного Те, кто ее прочтет, будут еще не раз строительства вообще не производят мысленно обращаться к ее страницам; и ковпечатления на британское Министерстнечно, помянут добво транспорта. Так, в ответ на доводы рым словом остроумэкономического порядка министр возраного чешского автозил: «Что толку от выигрыша в скорости мобилиста, который сумел отлично соедипри движении по автостраде, если в гонить полезное с природах все равно создаются пробки? ятным и интересное Улучшение дорог приведет к еще больс необходимым. шему переполнению транспортом городов». Ю. КЛЕМАНОВ.31