24
25
НОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ © ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НИМ % ДОПУСКАЕМЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯедерация автомотоспорта СССР приняла новую классификацию для автомобилей, участвующих в спортивных соревнованиях. Разработаны также технические требования к ним на 1961 год.ФГОНОЧНЫЕАВТОМОБИЛИНаиболее существенные изменения претерпела классификация гоночных автомобилей. Она составлена в соответствии с международными правилами, но с учетом особенностей отечественного спортивного автомобилестроения. В текущем году соревнования могут быть проведены на гоночных автомобилях, соответствующих по рабочему объему двигателя следующим пяти формулам: I формула — до 1500 см 3 ; II формула — до 750 см 3 ; III формула — до 500 см 3 ; IV формула — автомобили типа «Юниор», рабочий объем двигателя которых связан с минимальным собственным весом автомобиля, а именно: до 1360 см 3 —500 кг; до 1100 см3 — 400 кг; до 1000 см 3 — 360 кг; V формула — свободная, для всех автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 1500 см 3 . Может возникнуть вопрос, почему IV формула включает в себя автомобили трех групп с различными параметрами? Объясняется это тем, что для постройки отечественных юниоров используются в основном агрегаты автомобиля «Москвич-407» и, в частности, двигатель, рабочий объем которого 1360 см 3 . Уменьшение последнего путем гильзования цилиндров вряд ли приемлемо, а другие способы достижения этой цели не под силу большинству спортивных организаций. Кроме того, охлаждение двигателя при установке гильз ухудшается. Между тем формула «Юниор», утвержденная ФИА, объединяет две группы автомобилей — с двигателями рабочие объемом 1100 и 1000 см а . Для /раыненич шансов в соревнованиях им установлен различный минимальный вес.Требования к гоночным автомобилям содержат следующие ограничения: машины должны быть одноместными, любой конструкции, обеспечивающей безопасное движение с высокой скоростью и эффективное торможение. Отработавшие газы следует выпускать тек, чтобы сни не попадали в кабину водителя и не создавали помех движущимся сзади автомобилям. Помещение водителя нужно надежно изолировать металлическими перегородками от моторного отсека и от валов силовой передачи. Сиденье оборудовать подушкой и спинкой, а также боковинами, обеспечивающими удобное положение на поворотах. Перед местом водителя устанавливают ветровой отражатель, Топливный бак должен быть отделен от места водителя и от двигателя перегородкой из несгораемого материала. Топливный насос устанавливают на двигателе или раме; размещение его на неподрессоренных частях запрещается. Электрооборудование гоночного автомобиля может ограничиваться приборами зажигания. Разрешается пускать двигатель рукояткой, иметь которую при отсутствии стартера обязательно на всех автомобилях с двигателем рабочим объемом свыше 500 см 3 . Щиток приборов требуется оборудовать тахометром, указателями температуры воды, масла и манометром. Перед местом водителя надо иметь зеркало заднего вида. Колеса автомобиля должны быть одного размера. Допускается применение разных передних и задних шин. Запасное колесо не обязательно. Несбходима предохранительная дуга, защищающая голову водителя; она может входить в каркас спинки сиденья. Основные технические требования к автомобилям «Юниор» остались прежними. СПОРТИВНЫЕ АВТОМОБИЛИгруппы: А — с рабочим объемом двигателя свыше 3000 см 3 ; Б — до 3000 см 3 ; В — до 2300 см 3 ; Г — до 1600 см 3 . Спортивные автомобили должны иметь не менее двух рядом расположенных мест. Размещение их одно за другим (тандем) не разрешается. Кузов может быть открытого или закрытого типа. Внутренняя ширина его, измеренная касательно к задней части рулевого колеса на высоте 250 мм от пола, должна быть для автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1000 см 3 — не менее 1000 мм ис рабочим объемом свыше 1000 см 3 — не менее 1100 мм. Пол пассажирского отделения • — сплошной, изолированный от валов силовой передачи. В автомобиле с закрытым кузовом нужно иметь две надежно запирающиеся двери (по одной с каждой стороны), открывающиеся как снаружи, так и изнутри. Размер стекол — не менее 300 XX 180 мм. Открытые автомобили могут вместо дверей оборудоваться амбразурами шириной в верхней части не менее 400 мм и глубиной не менее 150 мм. Передние и задние колеса должны быть закрыты (не менее одной трети каждого) крыльями, надежно прикрепленными к кузову или составляющими с ним одно целое. Требуется, чтобы в плане крыло перекрывало шину по ширине при прямолинейном положении колеса. Не допускается задевания за крыло даже в случае крена и прогиба подвески. С целью повышения пожарной безопасности моторный отсек следует изолировать от помещения водителя металлической перегородкой и надежно закрыть капотом. Последний снабжается запором с предохранителем, исключающим возможность самооткрывания. Минимальная ширина ветрового стекла для'всех спортивных автомобилей установлена: 900 мм при рабочем объеме до 1000 см 3и 1000 мм, если он превышает 1000 см 3 . Высота — не менее 250 мм. Применять можно только безопасное стекло, не дающее острых осколков. Допускается использование органическо-Классификация спортивных автомоби лей не изменилась. Они, как ив прошлом году, подразделяются на четыре24 го стекла при условии его полной прозрачности. На автомобилях с закрытым кузовом ширина заднего стекла — не менее 500 мм и высота — 100 мм. Сиденья должны быть жестко закреплены в кузове. Общая ширина их не менее 100 мм, а высота спинки — 300 мм. В закрытых кузовах расстояние от средней части подушки сиденья до крыши — не менее 850 мм. Необходимо, чтобы электрооборудование автомобиля включало в себя: аккумуляторную батарею, генератор, стартер, две автомобильные фары спереди, задний фонарь, стоп-сигнал, звуковой сигнал и освещение. Автомобиль должен иметь спидометр, амперметр, указатель температуры воды в системе охлаждения и масла в картере двигателя, указатель давления масла в системе смазки. Желателен также тахометр. Обязательна установка зеркала заднего вида площадью не более 60 см 2 . Емкость топливных баков не должна превышать: для автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1000 см 3 — 60 л; от 1000 до 1500 см 3 — 80 л; от 1500 до 2000 см 3 — 100 л; от 2000 до 3000 см3 — 120 л; свыше 3000 см 3 — 140 л. Систему выпуска отработавших газов надлежит оборудовать глушителем; выпускную трубу надо вывести так, чтобы не создавать опасности пожара и чтобы отработавшие газы не поднимали пыли с поверхности дороги. Управляемые колеса должны иметь поворот не менее 30° в каждую сторону. Для ограничения его применяют специальные упоры. Ограничивать поворот пределами червячной передачи не допускается. Для тормозов колес передней и задней оси необходим раздельный привод, действующий от одной педали. Независимый ручной тормоз обязателен. Размеры передних и задних колес должны быть одинаковы. Выбор типа шин свободный. На автомобиле надо иметь, по крайней мере, одно запасное колесо, надежно укрепленное вне пассажирского помещения. Располагать дополнительные запасные колеса на сиденьях запрещается. СЕРИЙНЫЕ АВТОМОБИЛИ Нет изменений ив классификации серийных легковых и грузовых автомобилей, допускаемых к участию в ралли и кроссе. Они должны соответствовать техническим условиям заводов-изготовителей. Вместе с тем разрешается заменять: приборы освещения {с соблюдением ГОСТа 8769-58), аккумуляторную батарею (при условии, что ее напряжение остается прежним), катушку зажигания, конденсатор, прерыватель-распределитель и свечи зажигания. Если серийная модель выпускается с различными радиаторами и баками, которые предназначены для эксплуатации в тех или иных климатических условиях, то их можно использовать и для автомобилей, участвующих в соревнованиях. На легковых автомобилях допускаетсяустановка дополнительных топливных баков в багажнике, когда для прохождения дистанции соревнований не хватает бензина, содержащегося в основном баке. Однако об этом должна быть сделана оговорка в положении о соревнованиях. В карбюраторе можно заменять жиклеры и дроссель, допускается также снятие или замена воздушного фильтра. Кроме того, только на легковых автомобилях разрешается: растачивать цилиндры, но не более чем на 0,6 мм; изменять крепление и балансировку колес при условии, что сами колеса и их размеры стандартны; изменять передаточные числа в коробке передач и главной передаче, если завод-изготовитель выпускает эти агрегаты с различными передаточными числами; устанавливать шины любого типа, если они подходят без изменения обода; заменять марку и тип амортизаторов, но не их число и принцип действия. Так вместо рычажных гидравлических амортизаторов можно применять телескопические, но не допускается установка фрикционных; вводить изменения в тормозную систему с целью увеличения ее эффективности и лучшего отвода тепла, например, устанавливая два главных тормозных цилиндра. Необходимо также, чтобы детали тормозной системы, имеющие поверхности трения (барабаны, колодки и т. п.), оставались без изменения. Тип тормозных накладок и способы их крепления к колодкам могут быть выбраны любые. Допускается применение оборудования, способствующего улучшению эксплуатации автомобиля, повышению удобства и безопасности пассажиров. Однако оно не должно влиять на полезную отдачу двигателя и работу трансмиссии, а также отражаться на «держании» автомобилем дороги. . В ралли разрешается снимать колпаки колес и всякого рода украшения. Возможно также снятие бамперов, но это должно быть предусмотрено положением о соревновании. До настоящего времени в конструкции грузовых автомобилей, участвовавших в кроссах, запрещалось вносить какие-либо изменения. Это сковывало инициативу спортсменов и конструкторов; в то же время соревнования показали необходимость повышения динамических качеств и проходимости серийных машин. Поэтому теперь к участию в кроссах допускаются улучшенные грузовые автомобили. В их конструкцию разрешается вводить существенные изменения, а именно: форсировать двигатель путем повышения степени сжатия, снятия ограничителя числа оборотов, улучшения наполнения цилиндров горючей смесью и т. п., но без замены при этом основных деталей (блока и головки цилиндров, коленчатого вала) и с обязательным сохранением существующей системы газораспределения;устанавливать один или несколько карбюраторов любого типа (впрыск топлива и установка нагнетателей запрещаются); изменять передаточные числа главной передачи, если выпуск соответствующих шестерен предусмотрен заводом-изготовителем; устанавливать амортизаторы любого типа как в передней, так ив задней подвеске. С целью повышения проходимости автомобилей и предупреждения буксования могут быть применены дополнительные устройства, обеспечивающие раздельную блокировку правого и левого колес ведущей оси. Допускается установка шин любого типа при условии, что они могут быть смонтированы на серийных ободах. В улучшенных легковых автомобилях повышение степени сжатия двигателя разрешается только путем механической обработки головки цилиндров, использования более тонкой прокладки (или ее устранения) и установки поршней с выпуклым днищем. Цилиндры двигателя могут быть расточены, но не более чем на 1,2 мм. Допускается установка масляных фильтров любого типа, аппаратуры для непосредственного впрыска топлива (вместо карбюратора). Применение заборников для подачи свежего воздуха в систему питания разрешается только при условии, что они не ухудшат внешний вид автомобиля. Применять четырехступенчатую коробку передач и изменять передаточные числа в коробке передач и главной передачи можно в том случае, если заводом-изготовителем были выпущены соответствующие агрегаты. Можно заменять рессоры (или пружины), устанавливать стабилизаторы поперечной устойчивости, заменять колеса (при условии сохранения размеров ободов стандартной модели). Тормозную, систему разрешается совершенствовать с тем условием, что будут использованы все ее заводские детали. Улучшенный автомобиль должен иметь все оборудование, устанавливаемое на стандартной модели (стеклоочистители, приборы освещения, сигнализации и т. п.). Обязательно наличие предохранительных поясов для каждого члена экипажа. При изменениях конструкции серийных, а также при постройке спортивных и гоночных автомобилей разрешается применять детали и агрегаты только отечественного производства или изготовленные в странах народной демократии. Новые технические требования открывают широкие возможности для совершенствования конструкции существующих и создания новых образцов скоростных машин. А. САБИНИН, председатель технической комиссии Автомобильного комитета ФАМС СССР.25