•предлагаем рассматривать в соответствующих разделах программы, а не выделять в самостоятельные темы, как это было прежде. В программу подготовки шоферовпрофессионалов целесообразно внести следующие изменения. Материал распределить не только по темам, но и по отдельным занятиям продолжительностью 1—2 часа. Это придаст программе большую четкость и стройность и, безусловно, будет способствовать улучшению организации учебного процесса. Нужно устранить деление предметов по устройству и обслуживанию автомобиля на теоретические и производственные. Чтобы оправдать такое, на .наш взгляд, необоснованное делание, преподаватель сейчас вынужден искусственно насыщать занятия теорией, т. е. описывать отдельные детали, приборы и агрегаты вначале только словесно с использованием зарисовок, плакатов и макетов, а на занятиях по разборке-сборке («производственное обучение») то же самое объяснять и показывать уже непосредственно на агрегатах и узлах. Нетрудно, конечно, понять, на каком из этих замятий будет лучше изучена та или иная деталь или прибор. Мы стоим зд применение всех перечисленных учебных пособий, но наряду с ними при изучении устройства и обслуживания автомобиля нужно сразу же максимально использовать и материальную часть, т. е. не делать резкого разграничения между теорией и практикой. Это позволит обучающимся хорошо усваивать программный материал в более короткие сроки. Следует также отметить, что при существующем делении предметов производственное обучение по своей значимости поставлено на второй план ив связи с этим для его проведения привлекаются менее опытные кадры. В действительности же организация и проведение таких занятий требует от преподавателя более высокой квалификации. Изучение вопросов технического обслуживания автомобиля целесообразно включить в соответствующие темы по устройству автомобиля. Наконец слесарные работы как самостоятельный предмет из программы лучше исключить. Необходимые сведения о слесарном инструменте и приемах работы следует сообщать при изучении соответствующих тем по устройству и обслуживанию автомобиля и закреплять эти знания при прохождении производственной практик и по техническому обслуживанию автомобиля. Учебные планы существующей и предлагаемой программ для подготовки шоферов-профессионалов нам представляется в следующем виде (см. таблицу). Двухлетний опыт подготовки большого количества шоферов-профессионалов в автомотоклубах ДОСААФи учебных заведениях профтехобразования по сокращенной программе (534 часа) показывает, что при правильной организации и дальнейшем совершенствовании учебного процесса может быть обеспечена высококачественная подготовка шоферовпрсфессионалов и по предлагаемой программе с общим объемом 500 учебных часов. К. ШЕСТОПАЛОВ, старший инженер управления технической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ СССР.Книжная полнаСОВЕТЧИК для мотоциклистоваша промышленность выпускает свыше полумиллиона мотоциклов в год. Значит, каждый день более тысячи вчерашних пешеходов превращаются в мотоциклистов. Процесс этот далеко не прост. Для многих затруднения начинаются еще до покупки машины. Прежде всего надо узнать, какие существуют типы мотоциклов, мотороллеров, мопедов, каковы их особенности. Но вот мотоцикл куплен. И тут выясняется, что надо знать, как зарегистрировать машину, получить номерной знак. Справившись ис этим. Вы садитесь за правила уличного движения. Они имеют ту особенность, что, когда их читаешь, кажется все просто и ясно. А на практике это далеко не так. Кто бы научил пользоваться правилами движения? Кто бы посоветовал, как надо ездить? Словом, начинающему мотоциклисту на каждом шагу нужны подробные, умные советы. Много полезного он найдет в «Справочнике мотоциклиста» *, Помимо разнообразных рекомендаций и технических характеристик, справочник содержит сведения об эксплуатации мотоциклов, о проверке и регулировке их механизмов, ремонте, выборе горючего, а также сводные данные о неисправностях и способах их устранения. В книге преобладают полезные советы. Но встречаются рекомендации, без которых вполне можно обойтись. Возьмем к примеру первый раздел книги «Выбор и покупка мотоцикла». То, что в нем сказано, знает, наверное, каждый, кто намеревается купить мотоцикл. Здесь можно прочесть, что «для езды по дорогам с твердым покрытием все марки одинаково хороши» и что мотоциклы * К. II. Дементьев.. Н. Н. Юмашев. «Справочник мотоциклиста». Изд. (Физкультура и спорт». Москва. 1960.НМ-72 и ИЖ грузоподъемнее легких мотоциклов и более пригодны для работы с коляской. Между тем в Справочнике следовало бы прокомментировать особенности мотоциклов, мотороллеров и мопедов в зависимости от требований, предъявляемых к ним мотолюбителями. В разделе, где речь идет об уходе за шинами, можно прочесть: «не ездить без нужды по колеям грунтовых дорог». Такого рода неопределенные советы не единичны. Встречаются и просто неверные рекомендации. По поводу монтажа покрышки на ободе, например, сказано: «Последний участок покрышки перетянуть через край обода двумя монтажными лопатками, одновременно вдавливая покрышку ногами в углубление обода со стороны вентиля». Но ведь вентиль не даст борту в достаточной мере войти в углубление обода. По-видимому, большинство мотоциклистов так делать не станет. В противном случае у многих покрышек окажется оборванной бортовая проволока. Неточности есть ив сводной таблице неисправностей. Так, пуск двигателя мотороллера «Вятка» ставится в зависимость от заряда аккумуляторной батареи (кстати говоря, вопрос о полезности таких таблиц следовало бы обсудить и выяснить, пользуются ли ими мотоциклисты). В ряде случаев режут глаз примелькавшиеся иллюстрации из других книг. Мы в принципе не против заимствования. Но составители должны вносить и свою лепту в общий, к сожалению, скудный еще иллюстративный фонд нашей мотоциклетной литературы. Не все в Справочнике ровно, и все же в целом он окажет добрую услугу начинающим мотоциклистам. М. МАТВЕЕВ.СТУДЕНЧЕСКИЙХорошая традиция существует у спортсменов-студентов. Ежегодно в дни студенческих каникул на межвузовских соревнованиях меряются силами лучшие лыжники, конькобежцы, волейболисты, баскетболисты. В этом году к ним прибавились и мотоциклисты. Идея провести мотонросс студенческих команд принадлежит молодой мотоциклетной секции Рязанского радио-технического института, руководит которой мастер спорта В. Адоян. Предложение секции поддержали общественные организации института. Они пригласили в Рязань мотоциклистов московских вузов: Высшего технического училища имени Баумана, энергетического, текстильного и других институтов, обеспечили участников общежитием и питанием. Соревнования, проходившие по сложной двухкилометровой трассе, показали, что в институтских мотосекциях подготовлено немало способных спортсменов. Убедительнее всего говорит об этом победа члена номанды МВТУ мастера спорта Э. Самарского над известным гонщиком В. Адояном в классе до 175 см'. Лучшего результата среди вузовских команд добились спортсмены Высшего технического училища имени Баумана. Каждый, кто побывал на кроссе в Рязани, смог убедиться, как велика тяга студенческой молодежи к мотоспорту (некоторые вузы выставили даже по две команды). Хорошее начинание мотосекции Рязанского института должно найти самую широкую поддержку у комитетовМОТОКРОСС ДОСААФ вузов ив ДСО «Буревестник». Нужно, чтобы встречи мотоспортсменовстудентов стали традиционными, чтобы они проводились чаще и не только в Рязани. В. Володин. Победитель в классе до 175 смЗ Э. Самарский (МВТУ) на трассе кросса.27