Не устарела программа?лиНАШЕ МНЕНИЕ: ПЕРЕСМОТРЕТЬ!рограммы подготовки шоферов и их квалификационные характеристики пора пересмотреть. Необходимость этого назрела уже давно. Однако в статье «Не устарела ли программа?», опубликованной в 12 номере журнала, речь идет главным образом о профиле работы и квалификационной характеристике шоферов разных классов, в том числе автомехаников, но почти ничего не говорится о программах для их подготовки. Нам кажется, что эти вопросы между собой тесно связаны, а значит, и рассматривать их следует комплексно. Существующая система подготовки шоферов всех категорий и классов — шофер-любитель, шофер-профессионал (III класса), шоферы II иI классов — по специальным программам не отвечает современным требованиям. По нашему мнению, специально готовить следует только две категории шоферов: любителей и профессионалов. Для их обучения и должны быть разработаны соответствующие программы. Основными критериями для присвоения шоферам квалификации II иI классов сейчас служат: обязательное окончание курсов по специальной программе, определенный стаж работы шофером и соответствующие производственные показатели (последнее введено только с 1959 года). Согласно этим требованиям, нередко еще сравнительно малоопытный водитель, имеющий стаж работы всего два года, окончив курсы, получает квалификацию шофера II класса. Еще через год — квалификацию шофера I класса. Таким образом, за три года он может достичь предела своего профессионального образования ис этими знаниями будет работать длительный период. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иногда начинающий водитель, только что завершивший обучение, может оказаться более сведущим в новой технике, нежели шофер с солидным стажем. Считать, что программы повышения квалификации на II иI классы обеспечивают техническую «зарядку» на большой период работы нельзя, так как в них большая часть рассматриваемых вопросов, по существу, является повторением программы начальной подготовки шофера-профессионала (III класса). Например, в программе повышения квалификации на II класс главное место отведено изучению устройства и технического обслуживания автомобиля и снова, как ив программе подготовки шофера-профессионала, повторяются начальные сведения по устройству деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем охлаждения и смазки и т. д. Разница заключается лишь в том, что вместо разборочно-сборочных работ в программу введены «упражнения» (что, по существу, одно и то же), а вопросыПтехнического обслуживания рассматриваются после каждой темы. В программе повышения квалификации на I класс предмет «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» опять (уже в третий раз) предусматривает рассмотрение устройства деталей, узлов, приборов и механизмов автомобиля. Много вопросов, которые уже изучались в начале подготовки шофера-профессионала (устранение путевых неисправностей, регулировки и др.) встречаются ив разделе «Эксплуатационный ремонт автомобиля». Что касается «Правил движения транспорта», то здесь во всех программах в основном предусматривается изучение одних и тех же вопросов. Таким образом, дублируя большую часть программного материала начальной подготовки шофера-профессионала, мы фактически очень мало повышаем производственную культуру водителей. Ведь нельзя же всерьез предполагать, что если трижды изучить устройство одних и тех же деталей и механизмов (поршень, шатун, система смазки и т. д.), то От этого станет выше деловая квалификация, повысится производительность труда и качество работы! При существующих условиях повышение квалификации шоферов является каким-то отвлеченным понятием, не связанным с производственной деятельностью. И, конечно, сохранять такую систему подготовки нецелесообразно. По нашему мнению, присвоение шоферам-профессионалам II иI классов долДействующая программа Кол-во часовжно осуществляться решениями специальных комиссий данного автохозяйства (предприятия) без прохождения кур ­ са обучения по определенной программе, т. е. так, как и присваиваются в этих же хозяйствах высшие разряды автослесарям, токарям, сварщикам и др. Для этого необходимо предварительно установить соответствующие критерии (общеобразовательный уровень, стаж работы шофером, производственные показатели, дисциплина и т. д.), определяющие тот или иной класс шофера. Для того чтобы шоферы всех классов могли повышать уровень технических знаний и свою производственную квалификацию, необходимо организовать в автохозяйствах постоянную техническую учебу. При этом должны изучаться: новая автомобильная техника, гаражное и ремонтное оборудование, автоэксплуатационные и ремонтные материалы, правила движения транспорта, новое в автотранспортном процессе перевозок, опыт работы передовых шоферов и др. — в объемах, соответствующих классности шоферов. Эта учеба должна быть систематической и являться обязательной для каждого работающего шофера. Программы подготовки шоферов-любителей и профессионалов, по нашему мнению, должны быть пересмотрены в следующих направлениях. В связи с введением в действие единых Правил движения по улицам и дорогам Союза ССР, расчет часов по предметам программы обучения шоферовлюбителей необходимо изменить с сохранением существующего общего объема программы. Для этого надо уменьшить с 63 до 49 количество часов на устройство и техобслуживание ис 48 до 34 количество часов на ПУД. Время, отводимое на вождение автомобиля, не изменяется. Сократить учебные часы по предмету «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» можно, по нашему мнению, так. Вопросы регулировки двигателя, определения и устранения неисправностей и ухода за автомобилем мы Предлагаемая программа Наименование предметов Кол-во часовНаименование предметов А. Теоретическое обучение Политическая подготовка Устройство автомобиля Организация томобиля .эксплуатации ав242 22Политическая подготовка Устройство и техническое Обслуживание автомобиля Организация томобиля эксплуатации ав20152 1850 330Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР Б. Производственное обучение Слесарные работы Техническое томобиля обслуживание ав18268 32 132104Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР Производственная практика по техническому обслуживанию автомобиля Вождение автомобиля * Экзамены Итого:68 40Сборочно-разборочные работы Вождение автомобиля * В. Экзамены Итого:—24 50024 534* На каждого обучаемого по 50 часов.26