ак-то вМинскийгородскойкоми ­ тет ДОСААФ пришли студенты Белорусского университета Иосиф Левый и Степан Люкиш . Не объясняя цели своего прихода, о ниположили на стол небольшой сверток: «Вот дискитормозных барабанов от М-201. Вышли из строя после... 50 километров». О каза ­ лось, что на первой жетренировкеуно ­ Во II, III и IV группах один спортсмен вых спортивных мотоцикловМинского более высокого разряда может быть зазавода не только «полетели» диски, но менендвумяследующего , н изшего рази отломались подножки , погнулись оси ряда. Н апример , чтобы отнести соревно ­ колес. Спустя немного времени, давание (в данном классе) к о II группе , ла трещину рама. требуется участие внем8 мастеров Студенты получали машины прямос спорта или 16 перворазрядников . Это завода, г деимдаже предоставлялась значит, что II группа будет сохранена ивозможность выбора. Правда, выбиратьв том случае, к огдавданном классе то, по существу, было не из чего : все выйдут на старт 7 мастеров спорта и не спортивные машины скорее напоминали менее2 спортсменов I разряда, или мотоциклы , побывавшие в кроссовых 6 мастеров спорта и не менее 4перво ­ боях, чем новую продукцию . На них бы ­ р азрядникови т. д . ли оборваны тросы, погнуты щитки, п о - . Обратная замена —• двух участников царапана краска. По настоянию «потрен изшего разряда одним более высоко ­ бителей» завод привел их впорядок . Но го разряда — не разрешается. Таким «порядок» был чисто внешним : рамы иобразом , если в классе стартовало не двигатели были из разных комплектов , 8 спортсменов I разряда, а только 6и вместо кроссовых на колесах стояли один мастер спорта, то соревнования не обыкновенныедорожные шины. м огут быть отнесены к11группе , так 1Можно рассказать иодругом «слук акв ней должно быть не менее 8 чечае». Комитет ДОСААФМинского автоловек не нижеI разряда. завода организовал агитационный мото ­ п робегк Брестской крепости . В тор ­ жественной обстановке стартовали ино ­ вые М-201, о днако финишировали они... Как известно, начисление классификав кузовегрузового автомобиля. В пути ционных очков зависит от вида, г руппы поломались диски тормозных барабанов, соревнования и занятого спортсменом отказали коробкиперемены передач, места. Н о судейские коллегии, выдавая вышли из строя кривошипно - ш агунные справки, часто забывают еще одно об ­ механизмы. стоятельство, к оторое иногда влияет на Спортсмены Минского Дома офицеколичество классифицируемых мест, а ров, П ятигорского автомотоклуба, М о ­ и менно : число участников. с ковского лесотехнического института имногиедругиев один голос заявляют, Н ормами установлено, что число мест, что М-201 — плохая машина. С трибуны по которым начисляются очки , д олжно отраслевой конференции работников мо ­ быть на 2и5 меньше, н ежели спортстоциклетной промышленности также бы ­ м енов , стартовавших (а не финиширо ­ ло сказано, что автомотоклубы и первичвавших!) в данном классе. Это правило ные организации ДОСААФ отказываютприменяется, о днако , р едко , так как не ся приобретать мотоциклыМинского зазаканчивают соревнование обычно вода. больше, ч ем два или пять человек. ТаО днако главный инженерМинскогоким образом, в подавляющем большинм отоциклетного завода А. Клюквачев, стве случаев, все финишировавшие учакоторому мы изложили претензии стники, если позволяет соответствующая спортсменов, лишь пожал плечами: «Потаблица, получают классификационные думаешь, п одножки отлетели. Д аи воо чки . Н апример , если из 25 стартоваво бщея впервые слышу жалобы на наши ших вкроссе по II группе соревнований мотоциклы». п ришлик финишу 22 человека, то очки «Впервые слышу» — эти слова, к ак по получат 20 из них (25—5), если жефи ­ у говору , повторили идиректор завода нишируют 18 человек, то всем им наП. Банников, и главьый конструктор числяют очки. Г. Вейнер, и начальник ОТК Е. Ш кирич . Требует разъяснения ещеодинво ­ В озможно , что жалобы на М-201 не прос — к ак быть, если спортсмены на- I поступали, ибо по существующим ныне брали классификационные очкив 1960 правилам рекламации на спортивные мо ­ году? С портсменам , не выполнившим тоциклы заводом не принимаются. Но полностыо нормативов старой классифидает ли это право на формальнуюотго ­ к ации , о чки аннулируются. Разряд жеворку вроде «впервые слышу»? По нашео формляют только втом случае, если му мнению , нет, не дает. За два года, в материал на присвоение его был отправтечение которых выпускаются М-201, рулен до 1.1.1961 года. ководители завода обязаны были поинтересоваться качеством продукции своеИ последнее. Почетное звание мастего предприятия, а ' заодно и обратить ра спорта присваивается тем спортсме ­ внимание на то, в каких условиях соз ­ нам, к оторые не только показывают выдается спортивный М-201. сокие спортивные результаты, но ипо ­ Превращение обычных двигателей вмогают готовить разрядников , учатся, спортивные происходит на заводе в ланеустанно совершенствуют свое ма ­ боратории при отделе главного констстерство. р уктора , к оторая ютится в подвале, в Г. АФРЕМОВ, суды всесоюзной категории. двух небольших комнатушках. Здесь наводители. Чтобы разъяснить это поло ­ ж ение , обратимся опять-таки кпримеру . Д опустимв первенстве города на мото ­ циклах класса 125 см3 участвуют 8 мастеров спорта и8перворазрядников , в классе 350 см3 — 2 мастера спорта и 10 перворазрядниковивгруппежен ­ щ ин — 12 спортсменок III разряда. С портсменыдолжны быть распределены потремразнымгруппам соревнований: в классе 125 см3 — п о II группе , в классе 350 см3 — п оillиженщины — п о IV группе.Т(мём^if MA СФ&хрту&ъ мяо/?Кпримитивном оборудовании несколько человек форсируют серийные моторы . П рямым следствием этой кустарной технологии является ненадежность спортивных двигателей, быстрое снижение их мощностипри эксплуатации. Ссылаться вданном случае на отсутствие производст ­ венных площадей не приходится — завод располагает отличным цехом мелких се ­ рий (где, кстати говоря , кабинет начальника иего заместителей занимает площадь намного большую , ч ем названная лаборатория), но места для группы , р а ­ ботающей со спортивными двигателями, здесь не нашлось. Требования заводского контроля кка ­ честву готовых изделий на минскиеспор ­ тивные мотоциклы , видимо, не распространяются. Только этим можно объяснить многие дефекты М-201. Н апомнимпродискитормозных барабанов, о которых так много говорили спортсмены . Д иски эти ломались ещеприпроверке машин на заводе, о чем свидетельствуют акты испытаний. Конструкторы утверждали, что поломкипроизошлипо вине литейн ого цеха, к оторый нарушил рецептуру сплава. Л итейщикиже считали, что дело в неправильном расчете. Но какбы то ни было, а целая партия машин, и меющих дефекты, попала в спортивные организа ­ ции. Но не только низкое качество изготовления создало плохую славу М-201. М ин ­ ский спортивный мотоцикли по своей конструкции оказался мало пригоден для спорта. Очень плохо действует гидравлическая амортизация передней вилки (этот недостаток, кстати сказать, был такжеобнаруженещепри испытании М-201 на заводе), рама мотоцикла тя ­ желая, фильтр не обеспечивает нормаль ­ ной работы двигателя, снижает егои без того малую мощность. С ловом , по всем статьям М-201 уступает своему «сопернику» — спортивному мотоциклу К-125 того же класса. И этому удивляться не приходится. В довольно большом отделе главного кон ­ структора завода спортивная группа чувствует себя более чемскромно . В ней всего шесть человек. На их обязанности усовершенствование существующих и создание новых моделей, п одго ­ товка их к производству. К онструкторы спортивных мотоциклов , no-существу, не имеют экспериментальной базы, так как упомянутый уже цех мелких серий загружендругими заказами и все работы, связанные со спортивными мотоциклами , выполняет в последн юю очередь. Естественно, это мешает экспериментировать, искать новые пути вразработке современных оригинальных конструкций. Не используют на заводе ипредложе ­ ния испытателей, спортсменов, с тремя ­ щихся улучшить отдельные узлы маши ­ ны. Их инициатива не встречает поддерж ­ ки, Н еизбежныежеошибкии неудачи, связанные споисками верных решений, п орой являются поводом для административных взысканий. Мастер спорта А. Стефанович, например, был отстранен от работы испытателя за переделку рамы кмотоциклу . Весьма показательна в этом отношении и история с испытателем мотоцикловма ­ с тером спорта Л . Вороновичем — о дним?