ЦЕНА СОВЕСТИ— Ну что ж , г ражданин начальник, давайте беседовать начистоту, Врал я все: д умал , п омогут мне те, кто на воле остался. А они, трусы, д аже передачи не принесли. Теперь все расскажу , как было. А было так... Водители автобазы № 30 треста Мосавтожелдор Анатолий ФетисовиНико ­ лай Марчук перевозили мотоциклыс баз ышмагазин . Работа нетрудная. Времени свободногомного . Пока разгружают автомобиль, м ожно потолкаться упри ­ лавка. Пригляделись. Спрос на машиныбольшой . Бывают ижелающие продать. Но у них никто не покупает — нужна справка из магазина, без которойв ГАИ мотоциклы не ставят на учет. Ф етисови Марчук решили попробовать достать справки . Пошли кконтролеру магазина Н. И. Эпштейну, п редложили 500 рублей. Ждали всего: выгонит, позовет милицию . Э пштейн не выгнал — потребовал тысячу рублей за каждую справку. И ни ко ­ пейки меньше . Так началось. За полтора года прода ­ ли справок двадцать по две тысячи каж ­ д ая : тысячу — Э пштейну , д ругую — с е ­ бе. Занимались не только справками . Нек оторые покупатели торопились, просили записать их на более ранний срок . За передвижкувочередитоже брали тысячу. Искали желающих купить машинувообще вне очереди . С таких «причиталось» по 4 — 6 тысяч. Легкая жизнь понравилась. Начали пьянствовать. Ф етисовдажебросил работу... н ого8 торговых делах человека. А по ­ том уже захватила его приобретательская стихия, ж ажданаживы . Вызывает возмущениеи отношение к шайке преступников их «клиентуры». Д есяткилюдейпрошлиперед следствием. К аждый считает себя честным чел овеком . А между тем все они переплачивали спекулянтам. И никому из них не пришлов голову, что наладить нормальн уюторговлюможно будет лишь тогда, когда жуликов схватят за рукииобез ­ вредят, и что сами покупатели, п окры ­ в ающие спекулянтов, п одкармливающие их, являются прямыми соучастниками преступления. С транную слепоту проявили поотно ­ ш ениюк спекулянтам работникиТими ­ р язевского райотдела милиции . Полтора года на виду у всех буквально на улице шла распродажа машин, а сотрудники милиции так ничего и не заметили,пателя, к оторому предназначалась, о ка ­ зывалось практическиневозможно . Не все мотоциклы прибывали вмага ­ зин исправными. Когда покупатель-очер едник отказывался брать мотоциклсдефектами , д ирекция вместо того , чтобы составить акт и вернуть машину поставщ ику , продавала ее по своему усмот ­ рению. Н аконец единственные документы , нео бходимые для регистрации вГАИ , — бланки справок из магазина — выдавались директорувнеограниченномколи ­ честве, что открывало самые широкие возможности для покрытия спекулятивных сделок. Таковы основные недочеты торговлимотоциклами , на которых строили свое благополучие дельцы из магазина № 59. М ногие из этих недочетов присущииор ­ ганизации продажи автомобилей. М ожно ли устранить эти дефекты? Д у ­ мается, что можно . Д ля этого надо, на наш взгляд, п оло ­ жить конецсвободе , с которойторгую ­ щие организации сбывают автомобили имотоциклы всем икаждому . Ведь нико ­ м у не придет в голову продать, н апри ­ м ер , р ужье человеку, не имеющемуспе ­ циального разрешения . А мотоцикл? В неумелых руках он может оказаться не менее опасным и для самого владельца и для окружающих . Н еобходимозапре ­ тить продавать мотоциклыи автомобили тем , кто не имеет водительских прав. Права надо проверять при постановке на очередь , а припродажемашины делать на них соответствующуюотметку . Это позволит легко определить, к акую по счету машину приобретает их владелец, а следовательно, п оможет найти испеку ­ лянтов. Запись на очередьипродажадолжны проходить встрогоопределенные дни недели в присутствии общественных контролеров , в ыборныхи часто сменяе ­ мых. О рганизациейконтроля должны заняться партийные икомсомольскиеор ­ ганы, милиция и автомотоклубы ДОСААФ. Н аконецсправки из магазинов , н еоб ­ х одимые для постановки машин на учет вГАИ , д олжен заменить специальный отр ывной талон, в ключенныйв паспорт мо ­ тоцикла изаполняемый администрацией магазина припродаже . (Это же вполне можно сделать иприпродажеавтомоби ­ лей). Не будем утверждать, что предлагаем ые нами меры являются единственнымиисамымилучшими . Важно понять главн ое : м отоциклыи автомобили ни вкоем случае не должны быть средствомспе ­ куляции инаживы . В. М АЦУК . _ ПОПРАВКА В части тиража второго номера нашего журнала за 1961 год на второй странице обложкив оглавлении упомянуты статьи «Советский карт» и «Лодна на крыльях » . фактически этих статей на страницах журнала нет. Ошибка допущена в связи iс тем, что из номера по техническим об| стоятельствам в последний момент была ' снята цветная вкладка. ' _**У головное дело № 26 446 быстро разрослось до пяти пухлых томов . Ф етисовиМарчук оказались далеко не единственными. «Не зевали» и другиесотрудникима ­ газина, спекулировали мотоциклами касс ир Хоботова, п родавцы Беляев, Бобков иЦарьков . Действовали все вместе икаждый по отдельности. Продавали оптомиврозницу . И над всеми возвышалась солидная фигура директора . К огда читаешь биографиюД . Л . К ога ­ на, не хочется верить глазам. Этому чел овеку Советская власть дала все. О н получил высшее военноеобразование , работал на ответственных должностях. А вот выйдя в запас, стал во главе шайки спекулянтов. Страницы уголовного дела устами де ­ сятков людейв различных словах и выр ажениях повествуют об активной роли директора магазина в спекулянтских ма ­ хинациях. И менноон передавал спекулянтам чистые бланки справок , лично участвовал воформлении сделок, записывал воче ­ редь подставных лиц, получал взятки с покупателей. Без еголичного участия спекулянты никогда не могли бы так «развернуться». К учкепреступников удалось затащить в свои ряды этого внедалекомпрошлом , б езусловно , честного, но не очень опытО позиции руководителей Москультторга стоит поговоритьособо . С реди части работников этой организации расп ространено мнение, что главная причи ­ на спекуляции кроетсявнедостаточном выпуске мотоцикловпромышленностью . Так ли это? К онечно , промышленность должна быстрее увеличивать производ ­ ство мотоциклов дефицитных марок . Но дело не только вэтом . С развитием техники появляются и будут появляться все новые и новые, более совершенныемо ­ дели машин . И до тех пор , пока массо ­ вое производствокаждой из них не будет налажено, она останется дефицитной, т. е. м ожет стать предметомспеку ­ ляции. Если, к онечно , р аботникиторгов ­ ли не сумеют правильно организовать продажу. Так давайте жепосмотрим , к ак сейчас ведется торговлямотоциклами . Было время , к огдаочередью за автом обилямиимотоциклами управляли сам и покупатели. Этот порядокпорождай немало злоупотребленийи был отменен . Теперь очередьюруководятдиректоры магазинов. Стало ли от этого лучше? В теории все прекрасно . Покупатель приходит вмагазин . Его записывают вкнигузаказов , на его имя заполняют отк рытку . К огда подходит очередь , он получает своюоткрыткупо почте иприхо ­ дит за мотоциклом . П рактическибольшой наплыв покупа ­ телей позволял Когану оформлять при клиенте толькооткрытку , а вкнигу фамилии вписывались позднее . Это откры ­ вало пути кзлоупотреблениям . Трехдневный срок явки покупателя, вполне пригодный для москвичей , о ка ­ зался недостаточным для большинства иногороднихзаказчиков . Их заказы аннулировались, и дирекция получала возм ожность использовать предназначенные им машины по своему усмотрению . А поскольку исполнение заказов реги стрировалось вдругойкниге , п роверить , дошла ли каждая машина дотогопоку -30