НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙПередтуристским сезономНЕЛЬЗЯ ЛИ БЕЗ БЮРОКРАТИЗМА!Приближается сезон массовых туристских путешествий. Как же встретят туристов кемпинги и пансионаты? Этот вопрос волнует многих автолюбителей. Летом прошлого года мы предприняли поездку из Москвы на Черноморское побережье Кавказа. И, к сожалению, убедились, что в этом-деле есть еще много недостатков. Печать незавершенности лежала на оборудовании почти всех кемпингов и пансионатов, подъездных путях к ним. К Ростовскому кемпингу, например, вела плохая дорога без указателей, территорию его лишь готовили к приему туристов. В Анапском пансионате только оборудовали палатки, территория его напоминала строительную площадку. И все это в разгар лета. Пансионат «Джубга» функционирует не первый год. Времени было достаточно, чтобы продумать все до мелочей. Но вот, что пришлось записать мне в дорожном дневнике: «Душ не работает. В умывальнике нет зеркала, вешалки. В воскресенье не было ни механика, ни мойщика, ни заправщика». Нам кажется, что во всех кемпингах и пансионатах необходимо иметь несколько осмотровых канав или эстакад для обслуживания автомобилей самими автолюбителями, души с горячей водой. Вряд ли надо доказывать, что в речке или под холодным душем нельзя смыть масло с тела. На первый взгляд в кемпингах и пансионатах все благополучно. Туристов тепло и приветливо встречают, хорошо провожают. Но ведь перед ними впереди подчас большой и утомительный, часто незнакомый путь. С чем же отправляют их в дорогу, кроме пожелания «счастливого пути»? Где маршрутные схемы рекомендуемых путешествий,Тактика в мотокроссевие и не пропустить сзади идущих гонщиков. Но именно к концу дистанции, когда надо мобилизовать все силы, о тактике забывают и впадают в ошибки. Практика показывает, что самообладание на решающем этапе гонки также можно развивать в ходе тренировки, например, с помощью так называемого искусственного кучного финиша. Для этого за два круга до окончания тренировочного заезда все останавливаются, и, выстроившись на линии, вновь принимают старт. В этом случае все гонщики должны проявить не только волевые усилия, но и ориентировку, тактическую гибкость, чтобы победить усталость и успешно финишировать. Такой финиш следует повторять несколько раз. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ Итак, секреты тактики можно постичь в процессе тренировочных занятий. Но для этого нужно соответствующим обСами посудите, что ни областной центр, то рядом кемпинг. Теперь есть, где усталым путешественникам отдохнуть, привести себя в порядок. Но, к сожалению, не все еще в кемпингах благополучно. Я побывал $ двух из них — сведения о погоде, где рекомендации о Курском и Харьковском — и увидел недальнейших остановках? мало недостатков. Было бы хорошо, чтобы в новом сезоНеоправданно дорог прокат постельне во всех кемпингах и пансионатах поных принадлежностей. За пользование явились перечни и ценники услуг, списки ими в Курском кемпинге берут по 70 ближайших станций технического обслукоп. с человека в сутки, т. е. столько же, живания автомобилей, заправочных косколько за место в хорошей гостинице. лонок. Ведь в прошлом году даже дежурК тому же туристы должны сами полуные администраторы не могли ответить, чать и переносить постели от склада до где находится следующий кемпинг, как жилых помещений. его разыскать и легко ли в нем получить Каждый, кто приезжает в Харьковместо. ский кемпинг, вынужден претерпеть Как известно, кемпинги и пансионаты сложную процедуру оформления. Свеорганизованы и построены Министерстдения о туристе заносят в книгу, имеювом торговли РСФСР. Но торговли-то здесь как раз и нет! Между тем желащую 16 граф, среди которых есть и такие, как «год рождения», «номер водительно иметь в продаже географические тельского удостоверения и кем оно выкарты и книжки, схемы маршрутов, не лишне также — предметы туалета, дано», «цель приезда» и даже «национальность». Непонятно, какое значение пляжное и другое курортное снаряжение. Пока лишь продаются автодетали, имеет для администрации, старый я или молодой, русский или украинец? И зано и это обставлено весьма бюрократически. В пансионате «Адлер», например, чем еще приезжать в кемпинг, кроме того, как отдохнуть и переночевать? Додля того, чтобы купить фильтр тонкой садно, что хорошее начинание уже заочистки масла за 30 копеек, надо подражено элементами бюрократизма. писать и заполнить столько бумаг, да В обоих кемпингах установлен поряеще пройти столько инстанций «оформдок, при котором можно выехать не ления», что у многих охота к подобным раньше 5 часов утра. Почему? Как быть, приобретениям отпадает. если вы приехали днем, отдохнули и хоВсе эти недостатки легко устранимы. тите продолжать путь ночью? Хочется верить, что обслуживание туриНи в Курском, ни в Харьковском стов будет из года в год улучшаться и кемпинге нет столовой. К услугам гостеприимство в кемпингах и пансионаклиентов • буфет типа «забегаловки», — тах станет настоящим и традиционным. но цены в нем ресторанные. И уж соГ. ГЕЦОВ, всем ни к чему продавать здесь вина и Москва. автолюбитель. коньяки. Теперь о технической стороне дела. Если с вашей машиной случится в дороЕСТЬ ЕЩЕ «ПЯТНА ге какая-либо неприятность и потреНА СОЛНЕЧНОЙ ТРАССЕ» буется квалифицированная помощь, в кемпингах вы вряд ли ее получите. На Дважды на протяжении последних автомагистрали всего-навсего две стандвух лет я путешествовал на своем авции технического обслуживания автомотомобиле «Москвич-407» из Москвы в билей (в Мценске и Зеленом Гае), не счиКрым и обратно. В прошедшем году тая Харьковской станции, расположенной многие новшества на автомагистрали в центре города. И это на 1500 км пути! меня приятно удивили. Попасть туда почти невозможно; нужно потерять минимум сутки, столько желающих. Есть претензии ик автозаправочным станциям. Они не продают масло «СУ». В Симферополе же и Ялте в течение месяца в колонках не было бензина 1 сорта. разом обеспечить тренировку. Трассу И последнее. На трассе — ни вблизи обязательно следует размечать 10—20 кемпингов, ни вдали от них — мало еще флажками с древками длиной не более порядка. Работников ГАИ и ОРУД не 30 см. Наличие флажков дисциплинирует встретишь вне населенных пунктов. гонщиков, дает возможность акцентиМежду тем еще нередки такие грубые ровать их внимание на главном, легко нарушения правил движения, как обгон изменять — добавлять или выбрасына крутых спусках и подъемах, а также вать — участки и препятствия. двойной обгон и непереключение света Для подачи команд и корректировки с дальнего на ближний в темное время тактических тренировок необходим суток. электромегафон. От шоферов автомобилей, выезжаюТренировки требуют коллективного щих на трассу с грязных прилегающих анализа. Его надо проводить сразу же дорог, никто не требует очищать колеса. после окончания заездов, до возвращеМежду тем правилами категорически зания в гараж. прещается загрязнять полотно магистраЗанятия по тактике проводятся у нас раз в неделю и включают: 1) разминли. Несколько лет назад в журнале «За ку (10 мин), 2) старты по малому кругу рулем» была напечатана статья о маги(6—7 мин), 3) отработку тактики на двух страли Москва — Симферополь. Она наповоротах (по 10 мин с каждой парой зывалась «Пятна на солнечной трассе». гонщиков), 4) отработку тактики поворотов в группе из трех гонщиков (по 10 Эти пятна убывают еще очень медленно. А жаль... мин), 5) групповую отработку комплексов поворотов (10 мин), 6) разбор занятия. В. ОСТАПЕНКО, Львов. автолюбитель.28