[ЛИ НЕ СПОРТ?Под таним заголовном в № 1 нашего шурнала была опубликована статья Б. Нузнецова, отнрывшап диснуссию вокруг вопроса об автомобильных кроссах. Ниже публикуются первые отнлини на статью, поступившие в редакцию.ДВУХ МНЕНИЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ Можно ли допустить, чтобы новые автомобили после 100 км пробега направлялись в капитальный или восстановительный ремонт? Нет, нельзя. Но увы, к таким печальным последствиям привели автомобильные кроссы, проводившиеся в окрестностях Ленинграда четыре года назад, Как сотрудник ГАИ я был тогда на трассе, наблюдал за порядком. И невольно стал свидетелем этого «побоища».' Мне, старому автомобилисту, было очень жаль поломанных грузовых автомобилей. Если пользоваться терминологией автора, то можно сказать, что они действительно «костьми легли на поле брани». Иные ретивые гонщики ломали пополам рамы, отрывали передние и задние мосты, уродовали кузова и кабины. Зрители, присутствовавшие на кроссе, весьма нелестно отзывались об устроителях соревнования. Всем было неприятно смотреть, как увечат народное имущество. Во время Великой Отечественной войны мы очень старались сохранить технику, в том числе и автомобили. Если бы ломали их так, к ак на кроссах, то вряд ли удавалось бы выполнять задания командования. Ни для кого не секрет, что наши видавшие виды газики и ЗИСы дошли до Берлина, побывали во многих столицах Европы. Так разве могут автомобильные кроссы иметь военно-прикладное значение? Нет, конечно. Автомобильный спорт должен развиваться на базе спортивных автомобилей. Двух мнений на этот счет быть не может. Б. ИВАНОВ, майор милиции , с таршийинспектор Госавтоинспекции Ленинграда. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСЫЛКАИ НЕВЕРНЫЙ ВЫВОДВопрос, поднятый в статье «Спорт или не спорт?», несомненно шире, чем вопрос о том, проводить ли кроссы на грузовых автомобилях. По сути дела автор касается проблемы «чистого» спорта. Тов. Кузнецов прав, когда указывает, что нельзя относить к спорту соревнования на так называемых эксплуатационных машинах, управляемых шоферами-профессионалами, не имеющими никакой общеспортивной подготовки. Такие состязания ничем не отличаются, скажем, от соревнований на скорость передачи телеграмм или кладки кирпичей, и если уж проводить их, то не в рамках спортивных мероприятий. Однако, вывод автора «...автомобильный спорт должен развиваться на базе спортивного автомобилестроения» глубоко ошибочен. Даже если бы у нас серийно выпускались спортивные автомобили, исключение из спорта соревнований на обычных машинах лишило бы его массовости. Иными словами, это — линия на развитие «чистого», а по существу, профессионального спорта. Не прав Б. Кузнецов, когда, обосновывая свои доводы, говорит, будто бы водномоторники соревнуются только на скутерах. В отечественную ив международную классификацию мотосудов, наряду с классами скутеров и глиссеров включены мотолодки и катера. Соревнования по моторным видам спорта, проводимые на специальных спортивных гоночных средствах, н е должны противопоставляться состязаниям на серийных автомобилях. мотоциклах, судах. Нужно развивать, поощрять массовые виды моторного спорта, а не отводить им временную роль. Основой же их развития могут быть лишь серийные машины. Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ, судья Всесоюзной категории , председатель Федерации водномоторного спорта СССР. Н А ГАЗ-51 Аргументация автора статьи «Спорт или не спорт?» не убедительна. С его точкой зрения нельзя согласиться. По моему мнению, кросс, проводимый на грузовых автомобилях, позволяет всесторонне проверять боевые качества спортсменов. Конечно, надо подходить к не-му разумно. Вряд ли придет кому-нибудь в голову организовать ' соревнования на тяжелых машинах типа ЯАЗ-210 или МАЗ-525. Но, скажем, на ГАЗ-51 проводить кросс можно и нужно. Что же касается популяризации автомобильного спорта, то в этом отношении грузовик может дать не меньше, чем гоночная машина. То, что автомобили отрываются от своей непосредственной работы. РЕПЛИКА конечно, нехорошо. Но в крупных автохозяйствах, а их теперь больше, нежели мелких, это незначительно скажется на выпуске автомобилей на линию. Зато участие даже нескольких спортсменов в соревнованиях очень важно для коллектива. Нужно развивать этот вид автомобильного спорта, организуя дело так, чтобы на состязания не попадали случайные люди. Что же касается различных соревнований на гоночных машинах, картах, то они должны идти своим чередом. Одним словом, я — за кросс на ГАЗ-51 и ему подобных -автомобилях. М. СТРЕЛЬНИ К.Москва.В ЗАЩИТУ КРОССА Автомобильный кросс надо проводить обязательно. Он очень полезен для водителей, особенно тех, которым приходится работать в сложных дорожных условиях. в частности, на вывозке зерна. В подтверждение своей мысли приведу пример. Поздней осенью 1959 года я со своим ' товарищем Н. Сокоревым ехал на автомобиле ГАЗ-51 из Купинского района в Новосибирск. У села Волчано-Бурлинск стояла колонна грузовых автомобилей. Шоферы нам объяснили, что здесь без трактора не проехать. Мы, имевшие опыт участия в кроссах, внимательно осмотрели дорогу и убедились, что это не так. Затем отъехали назад ис разгона проскочили «непроходимый» участок. За нами двинулись водители колонны, но преодолеть препятствие смогли не все; малоопытным шоферам оно оказалось не под силу. Кстати говоря, их удивила и скорость 30—40 км/час, которую мы держали на такой дороге. Я убежден, что, если бы в Сибири больше проводилось кроссов, — городских, областных, межобластных — перевозки зерна проходили бы успешней. К сожалению, 2. «За рулем» № 4. они не везде в почете. После же опубликования статьи «Спорт или не спорт?» к ним стали пренебрежительно относиться руководители многих автохозяйств Новосибирска. И не потому, что их убедила статья. Они рассуждают примерно так : р аз редакция журнала «За рулем» не одобряет кроссы, значит они не нужны. Довод Б. Кузнецова, будто кроссы укорачивают «жизнь» машин, не убедительный. Автомобили, если ведут их умело и расчетливо, вполне пригодны после соревнований к эксплуатации. Опять-таки сошлюсь на случай из своей практики. В прошлом году в Риге наша команда СКА СибВО заняла первое место на первенстве Вооруженных сил СССР по автомобильному кроссу. Ее включили в сборную армейскую команду, члены которой на 18 автомобилях направились на всесоюзные соревнования в Горький. За 20 часов они прошли 1600 км, т. е. средн яя скорость была 80 км/час. А ведь все эти автомобили только что участвовали в кроссе. М. БОРОДИН, спортсмен I разряда, гвардии старшина.Москва.Б. К УЗНЕЦОВУЯ поддерживаю основные положения статьи «Спорт или не спорт?». Но не могу согласиться с автором, когда он говорит, что нельзя допускать грузовые автомобили вообще к соревнованиям. На мой взгляд, нужно проводить состязания на грузовых автомобилях по фигурной езде, на экономию топлива, на точность выполнения правил движения. Такие соревнования не окажут вредного влияния на автомобили и не принесут ущерба автохозяйствам. И. ЕМЕЛЬЯНОВ, шофер.Астрахань. Ниши дискуссии