ХЙЯЕБ=а*ХомсP. ВИТ и О. ХАЛУПА{ 4 НМЛ н•^ИЕРУСАЛИМ • ЭЛЬ-КЕРА*досаду. По арабскому обычаю, он говоДорога плохая, много во-ронок. Кажетрит много, еще больше жестикулирует ся, будто мы попали сюда после бомруками, сопровождая свои жесты сердибежки. Автомобили едва ползут. Проезтыми и жалобными гримасами. При этом жаем пять, десять, двадцать километров. он каждую минуту указывает на Евфрат. Деревни так и нет. Ясно только, что от — Ну, что же делать, — отвечаем ему линии нефтепровода мы незаметно отпо-чешски. — Двигаться назад придется клонились к востоку. тебе, у нас прицепы! Карта и компас все же помогают взять Он не понимает ни слова, но наш жест правильное направление. Перед самым достаточно выразителен. Араб сначала Дейр-эз-Зором неожиданно попадаем на огорчился, но столь же скоро развесеасфальтовую дорогу. Через 5 километлился. Пожимаем друг другу руки, ров въезжаем в столицу бедуинов на Евсмеемся. Оказывается, стражи моста на фрате. противоположных его сторонах не доРомантическое представление об этом говорились между собой. Всем трансгороде быстро рассеивается. Здесь нет портным средствам на северной его стони шатров, ни верблюжьих стад. Высятся современные здания: школы, учреждероне приходится- двигаться в обратном направлении. А с юга за нашими «Татрания, рестораны; висит мост через Евфрат, построенный французами, протянуми» следует огромный поток машин и животных. лись довольно широкие улицы. Что же действительно бедуинского осталось в столице бедуинов? Прежде всего, одежЗДЕСЬ ЖИВУТ ДРУЗЬЯ да: типичные рубашки — галлабийя, одетые поверх юбок. Короткие рукава не Мы едем из Дейр-эс-Зора в Халеб. прилегают, а торчат по сторонам. БедуиРешаем отправить прицеп голубого авны обычно просто завертываются в это томобиля домой. Причина не только в одеяние, не засовывая рук в рукава. искривленной тормозной тяге и левой На улицах встречаются чехословацкие части оси. Движение по бездорожью автомобили, мотоциклы разной кубатуры. показало, что в результате беспрерывМысленно представляем себе, как бы выных ударов дышла прицепа сильно изглядела, например, Вацлавская площадь нашивается задняя часть шасси автомов Праге или площадь Свободы в Братибиля. А нам необходимо сократить до славе, если бы по ней неслась Ява-350 с предела возимое оборудование, уменьтремя бедуинами в развевающихся платшить количество запасных частей. ках и одеяниях, напоминающих ночные Хотя дорога до Халеба имеет асфальрубашки. товое покрытие, трудно избавиться от Двигаясь по мосту, мы имели немало ощущения, что мы все еще движемся веселых минут. За нашими «Татрами» на по пустыне. Неровная дорога вынужнего въехали легковые и грузовые автодает ехать очень осторожно. Местность мобили, повозки, мотоциклы; тут же слеоднообразная, ровная, селения встречадуют стада овец и коз, пешеходы, ются редко. Проезд регулируют солдаты. Халеб — один из самых древних гоПод нами несет свои мутные воды Евродов мира — больше и многолюднее фрат. Мост заметно покачивается. Тут Дамаска. Современные кварталы его ездят очень медленно. Ведь не знаешь, хорошо благоустроены, старые арабв какой момент паренек или женщина с ские кварталы и базары очень живописогромной вязанкой сухого хлопкового ны. На самом высоком месте распохвороста на голове появится перед раложена цитадель и археологический диатором. музей, где хранится одна из самых замечательных коллекций Ближнего и — Предоставим аллаху разобраться в Среднего Востока. ситуации, — смеемся мы, когда посередине моста встречаемся с нагруженной Выезжаем на главную транспортную деревом трехтонкой. артерию Сирии — автостраду, ведуРазъехаться негде. Шофер грузовика щую на юг, к Дамаску, и далее в Иорсигналит нам. Не остается ничего другоданию. го, как ответить ему тем же. Он заглуМы должны обязательно побывать в шил двигатель, мы сделали то же самое. Хомсе, городе, в котором нашу страну За трехтонкой на мосту появилось стадо знают особенно хорошо. И вот он пеовец, коров, ослов и мулов. ред нами. Здесь находятся сахароваАраб в темно-голубом клетчатом платрочный завод и обувная фабрика, по%и подошел к нам, чтобы выразить свою строенные и осваиваемые под руководством специалистов из Чехословакии, с использованием опыта готвальдовских Продолжение. Начало см. «За рулем» предприятий. Но самая главная достоШШ 1 — 12 за 1060 г. и №№ 1-4 за 1961 г.примечательность города —' большой нефтеочистительный завод, построенный в прошлом году Чехословацким техноэкспортом. В ознаменование пуска нефтеочистительного завода были изготовлены специальные значки. Работников Техноэкспорта наградили орденами Объединенной Арабской Республики. Чехословацкие специалисты, соревнуясь с крупными зарубежными фирмами, построили оснащенное по последнему слову техники предприятие. Проект и документация гигантской стройки были разработаны в невиданно короткий срок. Все оборудование привезли на пароходах в сирийскую пристань Латакию, а затем чехословацкие шоферы доставили его к месту назначения. В общей сложности им пришлось транспортировать 23 тысячи тонн груза. Перевозили машины и сборные конструкции. Случалось, что на автомобиль грузили до 35 тонн. Благодаря самоотверженной работе шоферов, нефтеочистительный завод был сооружен точно в срок. Мы посетили это предприятие, когда строительство было уже закончено. Здесь вырабатывается и отправляется во все уголки страны высокооктановый бензин, керосин, дизельное топливо. Эти продукты экспортируются ив соседние государства. На освещенной солнцем равнине серебром сияет завод —- символ дружбы и сотрудничества чехословацкого и арабского народов. Жители Хомса познали вкус кнедликов и гуляша, пирогов и калача, и не случайно чешская кухня получила у горожан большое признание. Как только узнают, что приезжий европеец — «чик» (так тут называют чехов), его встречают улыбками и приветствуют^ крепким рукопожатием. Из Хомса до Дамаска добираемся быстро. Автомобили хорошо бегут на прекрасному асфальту. Но тормоза голубого прицепа не работают, поэтому приходится все время быть начеку. Перед зданием чехословацкого консульства в Дамаске прямо на тротуар выгружаем из автомобиля и прицепа ящики, сумки, инструменты, фотоматериалы, ключи, табуретки. Подвижность — прежде всего, поэтому все лишнее вон1 Счет идет на граммы. Вопрос чаще всего раарешается так: «Обойдемся и без этого!» Все необходимое перекочевывает Hi прицепов в автомобили, а на них удаляются лишние книги, документы, оптика и приборы.30