20
21
КОМБИНИРОВАННЫЕ17 iS КВ-4 I7& \+В \Боч. 17 iS 1*18 i 18оч.\.1\ \ \ / / /VI34S JH3-I0 1 Зоч.Пр153211п! — - + Л7—-1 1ЩЩНИНВНВС И СТЕПНЫ23чзJ3Uнв-аLj||i -Ф+В-2 1 4оч. 1!Р АЛЛ2UM КВ-8 Г. М. СОЛОВЬЕВ, судья всесоюзной категории| im. \, КВ-8ПС\j1ш *4\\Ю* НВ-7Л i+г ' АОоч,IBISWдрWVких случаях не изменяется. Опаздывающие участники получают штрафные очки на каждом основном пункте KB независимо от пенализации опоздания на предыдущих пунктах. На секретных пунктах KB пенализируется только опережение расписания (сверх установленной льготы). Принцип «постоянства скорости» (ПС) заключается в том, что при опоздании на какой-либо основной или секретный пункт KB участники получают штрафные очки, но расписание сдвигается на величину отклонения. Таким образом, спортсмены не подвергаются повторной пенализации за одно и то же опоздание. При опережении измененного, нового расписания участникам начисляются штрафные очки независимо от опережения на смежных пунктах КВ. Расписание в сторону уменьшения опоздания не изменяется. По принципу «двух расписаний» (ДР) при первом же опоздании расписание сдвигается на его величину. Впоследствии расписание изменяется как в случае увеличения опоздания, так ив случае уменьшения его. Благодаря этому участники, во-первых, при повторных отклонениях не подвергаются вторично штрафу за предшествовавшие и, во-вторых, имеют право уменьшить опоздание на любую величину и даже войти в основное расписание. На всех пунктах KB пенализируется опоздание против действующего, а опережение — относительно основного расписаний. При системе перемежающихся принципов возможно шесть вариантов перехода с одного из них на другой. Переходы будут рассмотрены ниже на примерах опозданий (поскольку опережения основного расписания не влекут за собой его изменений). Для разбора примеров применен метод сопоставления относительных величин отклонений, которым пользуются секретариаты большинства судейских коллегий. При этом движение по действующему — основному или измененному — расписанию обозначается знаком «равенства» ( = ), опоздание знаком «плюс» (-f-)i а опережение знаком «минус» (—). ПЕРЕХОД С ПС НА ПР Допустим, что на пункт КВ-3 участник прибыл в 15 час 45 мин. вместо 15 час 32 мин по основному расписанию, т. е. имеет отклонение «-|-13» (опоздание), возможно являющееся суммой•Условные обозначения: наиболее крупных автомобильных ралли 1960 года был введен ряд новшеств, обостривших спортивную борьбу в дорожных соревнованиях. Вместе с тем выявилось, что у участников и судей (имеются в виду секретари) возникали затруднения в расчетах расписания движения и определении результатов. Поскольку ив последующих ралли будут широко применяться модернизироВванные системы, целесообразно остановиться на их особенностях, тем более, что нередко в одном соревновании применяются все три принципа ралли, описанные в № 12 журнала за 1959 год. Такая система может быть названа системой перемежающихся принципов. Напомним, в чем заключается каждый из этих принципов. Принцип «постоянства расписания» (ПР) означает, что расписание ни при ка-Рftтрзфхм20 предшествовавших поэтапных опозданий. Ему начислено соответствующее количество штрафных очков и далее назначено движение по принципу «постоянства расписания». Так как по этому принципу спортсмен должен приходить на 'каждый пункт KB во время, предусмотренное основным расписанием, ему, несмотря на отъезд с пункта КВ-3 с отклонением «+13», следует прибыть на пункт КВ-4 по основному расписанию, т. е. с результатом « = ». Если участник на ближайшем этапе не ликвидирует опоздания, т. е. прибудет на пункт КВ-4, допустим, с отклонением « + 6 » , то он будет оштрафован шестью, а при отклонении «•+18», т. е. при увеличении имевшегося опоздания, — всеми восемнадцатью очками. Дальнейшие расчеты — обычные для принципа «постоянства расписания». Таким образом, основа перехода ПСПР заключается в том, что участник , хотя и имеет опоздание , считается переступившим «порог нового принципа» своевременно. После нескольких этапов, пройденных по принципу ПС с опозданиями, суммарное отклонение может оказаться очень большим, Последующий переход на принцип ПР вынудит спортсменов стремиться как можно скорее «войти в расписание», чтобы избежать повторных штрафов, и они будут развивать очень высокие скорости. Поэтому переход с принципа «постоянства скорости» непосредственно на принцип «постоянства расписания» применять не следует. * ПЕРЕХОД С ПС НА ДР j Условимся, что, как ив предшествовавшем примере, участник прибыл на пункт КВ-3 с отклонением от основного расписания «+13». Ему начислено соответствующее количество штрафных очков и далее назначено движение по принципу «двух расписаний». Известно, что в соответствии с новым принципом спортсмен имеет право по своему усмотрению либо продолжать движение с назначенной средней скоростью, либо ликвидировать опоздание. Следовательно, покинув пункт КВ-3 с отклонением «+13», он может прибыть на пункт КВ-4, соблюдая заданную скорость, с этим же отклонением; оно теперь даст начало новому расписанию, и участник не подвергнется пенализации. Спортсмен может уменьшить свое опоздание на любую величину, например, прибыть на пункт КВ-4 с отклонением « + 1 » или даж е «—3», также без пенализации (подразумевается, что льгота на опережение основного расписания составляет не менее 3 мин). Если же спортсмен придет на пункт КВ-4 с результатом, в частности, «+17», то это составит прирост опоздания на четыре минуты («+17» минус «+13»). В этом случае участник пенализируется четырьмя штрафными очками и новым становится расписание « + 17». В дальнейшем ведется расчет, обычный для принципа «двух расписаний». Таким образом, основой перехода ПС — ДР является то, что на пороге нового принципа участник « н аследует » н овоерасписание . Он не штрафуется повторно за предшествовавшие опоздания, что делает такой переход менее опасным, чем переход с принципа «постоянства скорости» непосредственно на принцип «постоянства расписания».ПЕРЕХОД С ДР НА ПР Он соответствует переходу ПС—ПР, т. е., несмотря на имеющееся опоздание и «узаконенное» новое расписание, считается, что участник «переступил порог» нового принципа своевременно, т. е. по основному расписанию. Однако переход с ДР на ПР менее опасен, чем с ПС непосредственно на ПР, так как при движении по принципу «двух расписаний» первоначальные опоздания за редкими исключениями ликвидируются и во всяком случае не происходит принудительного накапливания отклонений. ПЕРЕХОД С ДР НА ПС Предположим, что на пункте КВ-7 участник получил отметку в 18 час 16 мин вместо 18 час 14 мин по основному расписанию, т. е. имеет отклонение « + 2 » (опоздание на 2 мин). Так как по вступающему в силу принципу спортсмен не имеет права сократить время, назначенное для прохождения расстояния между пунктами КВ-7 и КВ-8, он должен прийти на пункт КВ-8 с отклонением, зафиксированным wa КВ-7, т. е. « + 2 » , которое, таким образом, является новым расписанием. Как опережение, так и новое опоздание, например, прибытие на пункт КВ-8 с отклонением « + 6 » повлечет пенализацию (в последнем случае четырьмя штрафными очками из расчета « + 6 » минус «+2»), а расписание дальнейшего движения будет исчисляться от последнего отклонения, т. е.к ак бы по новому расписан ию , допустим, с отклонением «+12». Но в отличие от перехода на принцип «постоянства скорости» спортсмен имеет право на пути к следующему пункту KB уменьшить на любую величину и даже полностью ликвидировать опоздание. Таким образом, новое расписание при рассматриваемом переходе необходимо лишь для того, чтобы предотвратить повторный штраф за опоздание, когда оно увеличится, т. е. чтобы при отклонении «+16» участник штрафовался не шестнадцатью очками, а только четырьмя за новое опоздание («+16» минус «+12»).#* *Еще более существенным, чем введение системы перемежающихся принципов ралли, является применение новой системы перемежающихся параметров, определяющих режим движения на отдельных этапах. В соревнованиях до 1960 г. режим движения объявлялся только в виде нормы времени на известное расстояние. Это значит, что в маршрутных документах участника указывалось расстояние между двумя пунктами KB (например, 126 км) и норма времени на его прохождение (скажем, 1 час 45 мин). По двум параметрам спортсмен определял трет ий — среднюю скорость движения (в рассматриваемом примере 72 км/час). Располагая полученными данными, он мог составить как отвлеченный график движения (в данном примере автомобиль должен проходить 1 км за 50 сек, 6 км — за 5 мин и т. д., или за 1 мин — 1,2 км , за 10 мин — 1 2 км и т. д.), так и конкретное расписание, ориентированное на объявленные пункты KB, пересечения дорог или населенные пункты, расстояния между которыми точно известны по справочным материалам. При этом основное расписание на всю дистанцию может быть разработано заранее, до старта, и в дальнейшем, если будут отклонения от основного расписания, только корректироваться. Правильно составленное расписание и тщательный контроль за его соблюдением по часам, километровым указателям расстояний и автомобильному одометру * гарантируют своевременное прибытие на все основные пункты KB и расположенные между ними секретные пункты, Но в качестве параметра режима движения может задаваться только средняя скорость без указания расстояний между пунктами КВ. В таком случае все пункты KB являются как бы секретными, потому что точное месторасположение их неизвестно. Здесь особое, решающее значение для успеха > дорожных соревв нованиях приобретает ориентировка в расстояниях. Полагаться на точное соблюдение средней скорости движения, ориентируясь по спидометру, нельзя, так как, во-первых, сами по себе приборы не гарантируют точности, лежащей в пределах обычно предоставляемой льготы, и во-вторых, результат движения с пониженной или с повышенной скоростью не поддается точному учету. Фактическая средняя скорость должна проверяться сопоставлением истекшего времени с пройденным расстоянием в основном по километровым указателям. * Одометр — счетчик пройденного пути; обычно монтируется в комбинации со спидометром — указателем скорости движения.«+6».Таким образом, переход ДР—ПС в своей основе соответствует переходу ПС—ДР, т. е. у частник «наслед ует » н овоерасписаниеис самого начала этапа идет по нему. ПЕРЕХОД С ПР НА ПС Допустим, что спортсмен прибыл на пункт КВ-16 с отклонением « + 7 » , за что штрафуется семью очками. Так как по действовавшему принципу расписание не изменяется, он должен был бы считаться вышедшим на следующий этап своевременно. Но ввиду того, что далее назначено движение с постоянной скоростью, спортсмен, как и при переходе с принципа «двух расписаний», не имеет права сократить время движения между пунктами КВ-16 и КВ-17. Чтобы был выполнен принцип «постоянства скорости», спортсмен должен считаться вступившим на новый этап с фактическим отклонением. Следовательно, хотя по предшествовавшему принципу расписание не изменялось, участник соответственно предстоящему принципу считается прошедшим пункт КВ-16 с отклонением « + 7 » . Оно становится его новым расписанием, и при дальнейшем опоздании на пункт КВ-17, например, до «+12» участник будет оштрафован только пятью очками («+12» минус «+7»). В основе перехода ПР—ПС много общего с переходами ДР—ПС и ПС—ДР. Только вместопрямого « н асле ­ дования» нового расписания оно условносоздается для спортсмена к началу движения по принципу «постоянства скорости». ПЕРЕХОД С ПР НА ДР Он соответствует переходу ПР—ПС, .т. е. у частниксчитается прошедшим последний пункт KB!21