М О ТО ЦИКЛЕ ТНОЕО дополнительных соревнованиях в многодневкеа последние годы организаторы международных многодневных соревнований все чаще стали отходить от традиционной схемы многодневки, включавшей дорожные испытания и заключительную шоссейно-кольцевую гонку. Например, в трехдневном «Татранском рейде», который ежегодно проводит Польский союз мотористов, шоссейно-кольцевая гонка заменена «классической ездой» — специальным соревнованием на мастерство вождения (суть его заключается в том, чтобы провести мотоцикл по сложному участку, не касаясь ногами земли). В четырехдневке, ежегодно организуемой в ГДР, дорожные соревнования были усложнены участками классической езды, а вместо кольцевой гонки проводился так называемый «скоростной подъем». Наконец, на самых крупных соревнованиях этого рода — XXXV шестидневке ФИМв Австрии — дорожный этап включал целый комплекс дополнительных состязаний: на разгон-торможение, скоростные подъемы и кроссы. При этом сохранялась и заключительная шоссейно-кольцевая гонка. Такое усложнение многодневных соревнований, превращающее их, по сути дела, в мотоциклетное многоборье, преследует определенную цель — придать им более спортивный характер, повысить требования к мастерству участников. Разберем подробнее каждый из видов дополнительных соревнований.Зцветными флажками или стойками, расставленными с интервалом 1,5—2 метра. Спортсмену разрешается остановиться перед участком для его осмотра, наблюдать, как преодолевают его другие гонщики. Каждый такой участок обычно обслуживают три судьи — старший судья и секретарь находятся в конце участка и один судья в начале его. Остановимся несколько подробнее на организации судейства классической езды. Оценивается здесь только качество езды без учета времени, затраченного на преодоление участка. Судьи для показа штрафных очков, начисляемых участникам за нарушения, имеют по две указки белого цвета с черными цифрами на них — 0 и 1; 5 иЮ (по одной цифре с каждой стороны). Штрафные очки начисляются по следующей шкале: касание ногой земли один раз . 1; касание ногой земли более одного раза (два, три и т. д.) . . 5;Трассы для подъема подбираются различной крутизны и протяженности. Они могут включать и горизонтальные отрезки. Желательно, чтобы участок скоростного подъема был частью общей трассы дорожных соревнований. Грунт крутых подъемов должен обеспечивать хорошее сцепление с колесами мотоцикла. Подъемы же большой протяженности и небольшой крутизны могут иметь самое разнообразное покрытие. Крутизна подъема должна быть такой, чтобы опытный спортсмен мог преодолеть его, не сходя с мотоцикла. Длина участка скоростного подъема зависит от его крутизны и грунта, она мо ­ жет колебаться от 300—500 метров до 5—6 километров. Ширина трассы нигде не должна быть меньше 2 метров. Так, трасса скоростного подъема XXXV шестидневных соревнований проходила по узкому, извилистому горному шоссе, круто поднимавшемуся вверх. Покрытие его постепенно ухудшалось к вершине: на нем появлялись ухабы, выбоины, даж е канавы. Трасса кроссового участка также должна быть частью трассы дорожных соревнований. На той же многодневке в Австрии тринадцатикилометровый кроссовый участок начинался на вершине горы высотой в 1100 метров, шел по грязной извилистой дороге, затем спускался в горную долину и оттуда поднимался вверх. Подъем проходил по грунтовой горной дороге и имел каменистое покрытие вперемежку с песком и глиной. Выступавшие корни деревьев и большие валуны местами оставляли для проезда лишь узкую полоску. После подъема трасса снова уходила вниз по горно-лесным дорогам, а перед финишем опять устремлялась вверх.остановка на участке с касанием земли обеими ногами, падение, сход с мотоцикла и т. п. . . . 1 0 . В тот момент, когда спортсмен въезжает на участок (заднее колесо мотоцикла пересекло линию начала участка), судья подает сигнал старшему судье, поднимая указку с цифрой 0. Затем при каждом нарушении он показывает цифру, соответствующую количеству штрафных очков. Старший судья вначале дублирует своей указкой цифры, показанные первым судьей, а затем, по мере приближения гонщика, сам определяет и показывает начисляемые ему очки. После этого он быстро суммирует очки и при выезде спортсмена с участка показывает ему результат. Секретарь записывает это в протоколе.«КЛАССИЧЕСКАЯЕЗДА»Как мы уже сказали, классическая езда — это проверка мастерства вождения мотоцикла на труднопроходимых участках. Для классической езды может быть выбран подъем и спуск со щебенчатым или травяным покрытием и выступающими корнями деревьев, высохшее русло ручья, берег реки с каменистым и песчаным грунтом и т. п. Однако эти участки при всей их сложности не должны быть опасными, т. е. включать крутые обрывы, глубокие броды, трамплины. Длина участков классической езды в зависимости от их характера и рельефа может быть от 50 до 100 метров при ширине 2—4 метра (схема 1). Участок может состоять из двух отрезков по 30—50 метров, соединенных небольшой незачетной полосой. В этих случаях по решению организаторов соревнования отрезки рассматривают или как один общий участок, или как два отдельных. Все участки классической езды обозначаются в маршрутных картах и размечаются на трассе. Разметка участка по ширине осуществляется специальнымиТрасса кросса может быть линейной или кольцевой. Длина трассы не должна превышать 5—10 км при ширине не ме ­ нее двух метров. Размечается она так же, как и трасса дорожных соревноваПОДЪЕМ НА ГОРУ И КРОСС ний, но указатели устанавливаются чаще, дороги для постороннего движения Эти соревнования относятся к скороперекрываются. стным, т. е. оценка результатов в них Охарактеризованные здесь трассы производится по времени, затраченноскоростных соревнований по своей му на прохождение трассы. сложности рассчитаны на сильнейших В этих соревнованиях применяется сигонщиков. Задача организаторов многостема зачета, по которой за лучшее вредневок заключается в том, чтобы подомя, показанное на участке в данном классе, спортсмену начисляется 360 побрать такие трассы, которые соответствовали бы масштабу состязаний, спорложительных очков. Всем остальным тивной классификации участников, соучастникам положительные очки опрестоянию машин и т. д. Очень сложная деляются по формуле: трасса может затянуть соревнования, вызвать большой сход участников, лучшее время слишком легкая — не позволит достаХ360 точно хорошо выявить мастерство гондостигнутое время щиков, снизит эффект многодневки. Местонахождение скоростных участВ организации скоростных соревноваков указывается в схемах трассы. Старт ний — подъемов и кроссов много обскоростного участка располагается за щего. Поэтому их можно рассмотреть пунктом KB (по ходу движения) и дополздесь вместе.8 МНОГОБОРЬЕнительно оборудуется, как это показано на схеме 2: наносится стартовая линия, устанавливается оборудование для хронометража и работы секретариата. В непосредственной близости от старта отводится место для мотоциклов участников. В конце скоростного участка оборудуется финиш, который связан со стартом телефоном. Участники стартуют группами. Старт дается с заведенным двигателем. Хронометраж осуществляется любым методом с использованием радио или телефонной связи. На старте в контрольной карте спортсмена можно не делать никакой отметки, однако на финише судьяВ помощь участнику СпартакиадыСкоростной подъем на горуСЕКРЕТАРЬ ГАБАРИТНЫЙ СТОЛБИКИ фЛАЖОИЫ ДЬЯУчасток «классической езды».Схема 2. лотнищем. Через каждые 100 метров по всему участку (на обочине) устанавливают ярко окрашенные тумбочки (или флажки), которые служат ориентиром для участников. К линии финиша примыкает зона остановки длиною 2 метра. Ее выделяют яркой краской и далее через каждый метр наносят линии, на концах ко ­ торых ставят цифры от единицы до восьми. Старт индивидуальный, с места ис заведенным двигателем. Хронометраж — любой, обеспечивающий точность. В зависимости от способа хронометража изменяется количество и расположение судейского состава. Участник должен по возможности в минимальное время преодопеть зачетный участок и остановить мотоцикл точно в двухметровой зоне. Если участник показал лучшее время в своем классе и остановил мотоцикл точно в двухметровой зоне, он получает 360 положительных очков. Остальные результаты определяются по указанной выше формуле. При неточной остановке мотоцикла количество набранных участником очков (по формуле) уменьшается на два за каждый метр сверх разрешенной двухмеУровой зоны остановки. Если мотоцикл остановлен на расстоянии более 10 метров от линии финиша, участнику прибавляют к показанному им времени 10 секунд (иными словами, это время ухудшается на 10 секунд).' * ••1-ЛИНИЯ БЕЛОГО фЛАГА 2-ЛИНИЯ ЖЕЛТОГО фЛАГА 3-СТАРТОВАЯ ЛИНИЯ СТОЯНОЧНАЯ ПЛОЩАДКАВ многодневные соревнования 1961 года, которые входят в программу Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, также включены дополнительные состязания: разгон-торможение, подъем в гору (скоростной подъем) и кросс. Организация их — дело не сложное. Очень важно при этом, как уже указывалось, правильно выбрать трассу. Необходимо учитывать возможность привлечения зрителей. Поэтому лучше использовать трассы, расположенные в парках или пригородной зоне с хорошими подъездными путями, куда обычно приходит много людей. В. ДРОБИЦКИЙ, главный тренер ЦАМК СССР.Схема 1.обязан сделать соответствующую запись в контрольной карте участника. Время, затраченное на скоростной участок, нейтрализуется ив основном графике дорожных соревнований не учитывается.Участок «Разгон-торможение»РАЗГОН-ТОРМОЖЕНИЕ Этот вид соревнования также относится к скоростным. Участок для выполнения разгона-торможения (схема 3) выбирается на прямом отрезке шоссе с гладким бетонным или асфальтовым покрытием длиной 400—500 метров. Ширина участка ограничивается проезжей частью шоссе. Старт и финиш обозначают хорошо видимыми линиями, тумбами или по2. «За рулем» Яа 5Схема 3.Рисунки С. Завалова.