Р. ВИТ и О. ХАЛУПА2 АММАН\ИЕРУСАЛИН • ЭЛЬ-КЕРАК«ТАТРЫ» НЕ СДАЮТСЯ План поездки на юг Иордании, в древнюю столицу набатеев город Петру родился в отеле «Филадельфия» в Аммане. Правда, перед тем как принять его, мы долго колебались, так как было известно, что дорога туда очень трудна. Но вот сомнения позади. В конце концов у нас автомобили высокой проходимости. «Татры» так просто не сдаются, поэтому решено двинуться из Аммана на Мадебу, Эль-Керак, Эт-Тафилу и Эш-Шобек и попытаться проехать в долину Муса, откуда имеется единственный доступ к Петре.ухудшается, превращаясь в полевую или лесную стежку. К концу дня спускаемся в глубокий каньон, который по своей монументальности не имеет равных во всей окрестности. Будто некий сверхъестественный плуг на несколько десятков километров разрезал скалы — создав огромные косогоры. Дорога, проложенная по этой долине, спроектирована очень смело, хотя и не совсем безопасно. Она как бы врезана в глиняные склоны, которые укреплены бочками из-под асфальта, заполненными глиной и камнями. Там, внизу, видна узкая полоска зелени у небольшого потока, пробивающегося по этим диким местам. Быстро падает стрелка альтиметра — с 800 до 180 м над уровнем моря. Включаем третью передачу с демультипликатором и притормаживаем. Мы заночевали в маленьком придорожном трактирчике, неожиданно оказавшемся в этих местах, а на следующий день по такой же плохой дороге двинулись дальше, на юг. Дорога поворачивает то направо, то налево. Волнующую картину представляет ущелье Вади-эль-Хаса в 20 км за Эль-Кераком. Тут вообще уже нельзя вести речь о какой-либо дороге. Иногда из одного места сразу расходится по четыре пути, и не знаешь, по какому ехать. А через 50—100 м они снова сходятся в один. На юго-востоке внезапно возникает огромная долина Вади-эль-Араба, соединяющая южную часть Мертвого моря с заливом Акаба, где проходит воображаемая граница между Иорданией и Израилем. Но и на второй день пуги мы не добрались до подступов к королевству набатеев. Когда стемнело, пришлось остановиться в каменистой пустыне, в 10 км перед населенным пунктом ЭшШобек. Двигались 12 часов без остановки, а проехали всего 155 км. Встречались места, где мы едва дышали. После дождя остались не лужи, а целые пруды, и «Татры» больше походили на пароходы, плывущие по Влтаве, чем на автомобили. Ночь прошла спокойно. Но если бы даже началась артиллерийская канонада, все равно никто из мае не проснулся бы: все очень устали. Головокружительный спуск в долину Вади Муса (долина Моисея) привел на перекресток дорог Шобек—Маан, находящийся непосредственно возле источника Айн Муса. Здесь, как гласит предание, Моисей сотворил знаменитое чудо. Он дотронулся палочкой до скалы, скала отверзлась и показалась вода. Самое примечательное, что после негоникто этого уже не мог повторить. Мы, во всяком случае. Дорога заканчивается у полицейского поста в деревне, охраняющего вход в королевство набатеев. Иорданский полицейский сообщает, что дальше можно двигаться только^яешком или на лошадях. Появляются кони и их владельцы, наперебой расхваливающие животных. Быстро взбираемся в седла. Начался путь на Петру. Она расположена в 6—8 км на запад от Вади Муса. Прячущаяся между олеандрами и карликовыми эвкалиптами тропинка вьется то по краю склона, то по дну глубокой пропасти. Основанная две тысячи лет назад, столица набатеев является неприступной крепостью. Единственный до ­ ступ к ней — узкий проход в скале — могли защитить четыре-шесть человек. Массивные скалы состоят из красновато-коричневого песчаника с оттенками от розовато-бежевого до густо-красного. Петра была когда-то богатым городом. Здесь велась торговля между европейскими государствами и арабскими странами. Отсюда европейцы вывозили главным образом духи, дорогие ткани. На подъездах к Петре ив самом городе кони идут спотыкаясь. Автомобили, действительно, не могли сюда добраться. Значительную часть обратного пути мы идем пешком. Несколько наших приборов несет ослик. На себе познаем, что в таких случаях приходится терпеть животным. НОВЫЙ ГОД В ПУСТЫНЕ Восточный берег Мертвого моря и его окрестности — дикое нагромождение гор. Горизонтали на карте этой местности переплелись в буйном танце. А немного в сторону, к границе Саудовской Аравии, рельеф становится спокойнее. Здесь проходит железная дорога, которая когда-то соединяла Дамаск, Амман, Маан и Медину. Сейчас она заканчивается в Маане. Железнодорожная линия проходит с севера <на юг и, кажется, призвана быть важнейшей иорданской коммуникацией. Но за два с половиной дня мы видели только один поезд на станции Джурфэд-Даравиш. Зато мы встретили сотни грузовых автомобилей, двигавшихся по совершенно разбитой дороге в обоих направлениях. У нас, автомобилистов, сердце разрывалось при виде извивающихся пяти- и семитонных машин, которых шоферы буквально гнали по дороге, хуже которой ничего не придумаешь. На легковых автомобилях сюда не осмеливаются забираться, разве только по шпалам железной дороги. А мы считали рассказы таксиста из Аммана анекдотичными! Нам пришлось на себе ис-Первые 70 км преодолеваем легко, хотя дорога очень узкая и для объезда движущихся навстречу грузовиков «Татрам» приходится спускаться правыми колесами на ил. Постепенно дорога Продолжение. См. «За рулем» N° 1 —12 за 1960 г. и № 1—5 за 1961 г.24