английский сатирический журнал «Панч» изобразил на своих страницах Генри Форда-младшего, приценивающимся ко всей английской промышленности... Сделка вызвала тревогу ив Западной Европе, где газеты затрубили о «надвигающейся американской экспансии» и, надо сказать, не без оснований. Дело в том, что в самой Америке роста спроса на автомобили не предвидится. Понимая это, американские автомобильные короли стали недвусмысленно поглядывать на мировые автомобильные рынки и главным образом на Европу. Правда, прямое нападение, то есть широ-кий экспорт в Европу автомобилей с маркой «сделано в США», не достигло бы цели, потому что в большинстве западноевропейских стран таможенные пошлины довольно высоки. Поэтому концерны США возлагают надежды на свои европейские филиалы, рассчитывая превратить их в своего рода «троянских коней» в Европе. Основания для таких расчетов имеются серьезные, к ак это станет ясно из приводимого ниже короткого обзора капиталовложений американских концернов в европейскую автомобильную промышленность.По страницам зарубежных журналов«ПАРИЖ ЗАДЫХАЕТСЯ»Ш^Й«ТРОЯНСКИЕ КОНИ» АМЕРИКАНСКИХ МОНОПОЛИЙВ ЕВРОПЕ «Дженерал моторе», захвативК онцернпочти половину внутреннего шийавтомобильного рынка США, имеет в Европе несколько крупных филиалов. Это прежде всего английская фирма «Воксхолл», выпускающая 245 тысяч автомобилей в год, и западногерманская фирма «Адам Опель», занимающая второе место В своей стране по выпуску продукции, после фирмы «Фольксваген». Сейчас «Дженерал моторе» планирует резкое увеличение производства на заводах этих фирм. Так, заводы «Воксхолл» должны увеличить годовой выпуск автомобилей ужев 1961 году на 100 тысяч единиц. А фирма «Опель» при финансовой поддержке «Дженерал моторе» намеревается построить новый мощный завод в Дюссельдорфе. Кроме того, концерну «Дженерал моторе» принадлежат Антверпенский завод по сборке автомобилей в Бельгии, годовой выпуск которого составляет 50 тысяч машин, а также автосборочные заводы в Швейцарии ив Дании. На долю концерна «Форда» приходится немногим более трети внутреннего рынка США, но зато в Европе Форд преуспел, пожалуй, больше своих соотечественников. В Англии ему теперь принадлежат 100 проц. акций фирмы «Форд мотор К0 », производящей 486 тысяч автомобилей в год, в том числе малолитражку «Англия» — весьма опасную конкурентку для немецкого «Фольксвагена» и французского «Дофина». В Западной Германии «Форд» имеет Кельнский завод, производящий 150 тысяч автомобилей ежегодно. Интересно, что еще три года назад концерну принадлежало только 85 проц. акций этого завода, а остальные распределялись между западногерманскими акционерами. Однако последние столь упорно жаловались на скудость получаемых дивидендов, что концерн в конце концов.решил «облегчить» их участь и скупил у них все анции. По сообщению некоторых западных газет, Форд собирается в 1962 годуПод таким заголовком орган Всеобще; го автомобильного клуба в ФРГ — жур. нал «Моторвельт» опубликовал обширную статью своего парижского корреспондента Вальтера Бинга, который описывает катастрофическое положение, создавшееся с автомобильным транспортом в Париже. Многочасовые автомобильные «пробки» образуются в центре столицы Франции каждый день в «часы пик». благодаря чему способом пешего хождения удается попасть к месту назначения наладить на Кельнском заводе производгораздо быстрее, чем любым видом гоство нового автомобиля «Кардинал». родского транспорта, в том числе и на Концерну «Форд» принадлежат также такси. Париж является единственной евавтосборочные заводы в Бельгии, Нидерропейской столицей, где после 21 часа ландах и Дании. Каждый из них выпуавтобусное сообщение сокращается на скает 10 — 3 0 тысяч машин ежегодно. 75 проц.; большинство улиц запруКроме того, концерн заключил недавно жено не только движущимся, но и стоясоглашение с итальянской фирмой «Инщим транспортом в связи с недостатком ноченти» по сборке новой модели малогаражей и стоянок. литражного автомобиля «Англия». Всего за границей у «Форда» девять предприяБыло бы неверно считать вее это тий, самые мощные из них находятся в «естественным результатом продолжаюЕвропе. щейся моторизации страны», как это пыКонцерн «Крайслер» является наитаются представить иные официальные меньшим в пресловутой американской лица. Главная причина нарастающего па«Большой тройке», но иу него нералича движения состоит в том, что мало филиалов в Европе. Имея 100 проц. транспортные артерии города почти не акций английской фирмы «Крайслер энд претерпели изменений за... последние Додж», производящей грузовые автомо50 лет. Если в 1910 году общая длина пабили, он располагает также 25 проц. акрижских улиц составляла 1020 км, то к ций компании «Симка», второй по вели1 января 1961 года она «достигла» цифчине французской автомобильной фирры 1125 км. Из 4440 парижских улиц и мы. Но, пожалуй, еще большее значение, переулков почти 1500 (т. е. 35 проц.) чем пай в «Симне», имеет доля «Крайсимеют односторонний проезд. лера» в крупнейшем итальянском конГородской муниципалитет мотивирует церне «Фиат», имеющем широкие деловсе это отсутствием необходимых средств. вые связи в капиталистическом мире. В то же время полиция «делает невидан«Крайслеру», кроме того, принадлежит ные денежные успехи», безжалостно завод по сборке автомобилей в Нидерланштрафуя за нарушения правил стоянки. дах, а также общеевропейский склад заВ 1960 году было подвергнуто штрафу пасных деталей в Бельгии. 879.318 парижан за хранение автомобиСудя по всему, американские автомолей вблизи расставленных по всему гобильные монополии придают все более роду знаков «стоянка запрещена». Почсерьезное значение разгорающейся экоти половина этих штрафов была наложеномической войне. на за превышение сроков стоянки втак Если еще недавно основной поток аменазываемых «голубых зонах» — спериканских капиталов направлялся в Лациально отведенных площадках, где тинскую Америку и Канаду, то ныне оставлять автомобиль можно не более «Дженерал моторе» (в 1961,—1962 годах) чем на 1 час. И, тем не менее, положение собирается вложить в свои европейские нисколько не улучшается — достаточно филиалы 500 миллионов долларов, а пройтись ночью по улицам Парижа, что«Форд» — 385 миллионов долларов. бы увидеть не десятни, не сотни, а тысячи бездомных машин. Все это свидетельствует, что проникновение американских автомобильных монополий в Европу идет полным ходом. Вот почему звучит многозначительно предсказание английской «Файнэншл тайме»: «В истории автомобильной промышленности попытка Форда скупить акции английской компании вряд ли будет «ЗАПАДНЫЙ ВОЗДУХ» последней».Vsm,« *DmВ ШИНАХЕВРОПА В АКТИВНОЙ ОБОРОНЕ«ТРАБАНТА»строенным экспертам кажется невозможным, чтобы внутренний европейский рынок смог поглотить всю намечаемую продукцию. Европа стоит на пороге перепроизводства — вот вывод, к которому приходят специалисты. В одной из западногерманских газет появилось сообщение о том, что некая «группа промышленников» намерена предъявить иск народному предприятию «Закеенрннг» в Цвиккау (ГДР) по поводу того, что выпускаемый этим предприятием малолитражный автомобиль «Трабант» является якобы «западной констКонечно, предстоят еще более «крово§ KAR0SSEIJE5AU рукцией». В качестве доказательств пролитные бои» между монополиями. предъявители «иска» приводят сходство Первым вестником этого явился открывконструкций «Трабанта» с некоторыми шийся весной в Женеве 31-й «Автомозападногерманскими моделями и ряд бильный салон» — большая торговая выдругих сомнительных доводов. ставка автомобилей. Не удовольствовавВысмеивая это вздорное сообщение, гашись обычным показом своей продукции зета «Нойес Дойчланд» пишет, что оно на стендах, автомобильные фирмы решивполне под стать и другим клеветничели на этот раз показать ее в действии. Недалеко от выставочных залов, на южским измышлениям в отношении ГДР, публикуемым на страницах западногерном берегу Женевского озера, был отгоманской прессы. Что касается «системы рожен участок шоссе, где автомобили доводов» в отношении «Трабанта», то га"I '\ '"»' конкурирующих фирм, управляемые лучзета иронически предлагает дополнить шими гонщиками, начали, как тонко подих следующими: метил западногерманский еженедельник как стало известно, шины выпускаемо«Штерн», «бешеную гонку за покупатего на народном предприятии автомобиля лем». «Трабант» хищнически накачиваются исБлижайшее будущее покажет, кто выключительно при западном ветре; ходит в лидеры этой гонки, являющейся совершенно нруглую форму колее отражением жестокой экономической «Трабанта» и, особенно, его рулевого ковойны, ведущейся не на треках, а в тиши леса коммунисты могли позаимствовать банковских кабинетов. только у «"Мерседеса» и нигде более.Примечательно, что миллионные вло" ж енияв американские филиалы в Европе совпадают со значительным ростом капиталовложений на большинстве заводов европейских автомобильных фирм. Так, западногерманская фирма «Фольксваген» намеревается вложить в расширение своих заводов в этом году около 600 миллионов западногерманских марок, доведя годовой выпуск до 1 000 000 автомобилей, французская «Рено» — 150 миллионов новых франков, итальянская фирма «Фиат» — 50 миллиардов лир; значительные инвестиции предусматривает известная западногерманская фирма «Даймлер-Бенц». Следует отметить при этом, что европейские фирмы-экспортеры стремятся не просто расширить производство автомобилей, но и заменить выпускаемые модели новейшими. Так, фирма «Фольксваген» выпустила новую модель автомобиля, серийное производство которого начнется уже в нонце текущего года. Ускоренная замена старых моделей новыми наблюдается сейчас на французских, итальянских и английских заводах, В связи с этим, к ак отмечает западная печать, даже самым оптимистично наЙа яЕ-jiU23