28
29
£Фй^^*4Л4>М^ё^ФРАНЦУЗСКИЙ МИКРОАВТОМОБИЛЬ «АМИ-6»Фирма Ситроен опубликовала в конце апреля основные технические данные опытных образцов нового микроавтомобиля. в котором имеется ряд коиструктивных новшеств. Имея в виду большую напряженность уличного движения во Франции, конструкторы постарались создать не только компактный маневренный автомобиль, но и сообщить ему некоторые специфические качества, продиктованные «местными условиями», а именно — устойчивость работы двигателя на малых оборотах, экономичность при медленном движении в «задроеселнрованном» потоке автомобилей и др. По внешним линиям кузова автомобиль значительно отличается от привычных форм, свойственных кузовам типа «седан». Крыша автомобиля оттянута назад и образует большой козырек над задним стеклом, защищая его от дождя, брызг и пыли. Это, кроме того, позволяет значительно увеличить крышку багажника и улучшить доступ к нему. Как ив моделях автомобилей «Ситроен» среднего класса, угол наклона заднего стекла и боковых проемов почти такой же, как у ветрового стекла. Передняя часть кузова также имеет необычный вид, чему способствуют прямоугольные фары.Габаритные размеры автомобиля: длина — 3865 мм, ширина 1520 мм, высота — 1485 мм. Ваза колес — 2390 мм, колея передних колес — 1260 мм, задних — 1220 мм. Сухой вес автомобиля — 620 кг. Радиус поворота — 5,5 м. Автомобиль АМИ-6 развивает максимальную скорость 105 км/час и расходует от 5.5 до 6,5 л топлива на пробег 100 км. Емкость бензобака — 25 л. Серийный выпуск автомобиля начинается в июле 1961 года. Среди других конструктивных особенностей следует еще отметить новые фары. отличающиеся не только конфигурацией. но и всей системой зеркальной оптики. Картер фары прямоугольный и позволяет установить в нем три зеркала таким образом, что свет лампочки не уступает по своей интенсивности мощным источникам света, которые было бы невозможно разместить в этом маленьком кузове. Специальное устройство позволяет регулировать высоту луча фары соответственно нагрузке на оси, т. е. в зависимости от количества пассажиров в кузове.СОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОБУС «ИКАРУС»На заводе Икарус в Будапеште завершены работы по созданию опытного образца сочлененного автобуса, который во многих отношениях превосходит известные современные конструкции подобного рода, выпускаемые в капиталистических странах. Так, например, по удельному соотношению мощности двигателя и общего веса он значительно превосходит сочлененные автобусы «Хеншель» и «Бюссинг», выпускаемые в Западной Германии. При одинаковой с названными автобусами длине (16,5 м) и опорной площади * (40,5 ы-) венгерский автобус имеет большую общую вместимость (190 пассажиров), в том числе больше мест для сидения. Как показали испытания опытного образца, венгерский сочлененный автобус «К-180» не менее подвижен и маневренен, чем автобусные поезда. Его преимуществом перед обычным автобусом с прицепом является возможность обслуживания всех пассажиров одним кондуктором, наличие ряда дополнительных удобств для пассажиров. На автобусе установлен 6-цилиндровый, четырехтактный дизель с прямым впрыском и водяным охлаждением. Этот двигатель, размещаемый под полом, развивает мощность 180 л. с. и имеет крутящий момент 60 кгм при 1200 об/мин. Привод от двигателя осуществляется через двухдисковое сухое сцепление и гидродинамическую коробку передач (на опытном образце временно устанавливается механическая коробка передач). Средний ведущий мост автобуса соответствует по своей конструкции жесткому мосту стандартного «Икаруса». Для облегчения работы водителя автобус оборудован гидроусилителем руля. Тормозная система состоит из действующих раздельно и независимо друг от друга пневматических приводов к тормозам колес всех трех осей. В качестве стояночного тормоза применен бесступенчатый, ручной тормоз с пневматическим усилителем. Кроме того, автобус оборудован управляемым от руки приспособлением, позволяющим использовать двигатель в качестве тормоза. Обе части кузова автобуса соединены между собой штифтовой муфтой. Поперечное и вертикальное перемещения расположенной над муфтой рамы с поворотным кругом обеспечиваются двойным * Имеется в виду площадь проекции пола автобуса на дорогу. шарниром. Поворотный круг диаметром 1800 мм является частью пола-прохода между обоими салонами, которые связаны между собой «гармошкой». Кузов автобуса — несущей конструкции, выполнен из алюминиевого сплава. В зависимости от эксплуатационного назначения автобуса запроектировано два варианта кузова — для городского использования намечен четырехдверный. для междугородного сообщения — трехдверный. Подвеска колес — комбинированная при помощи обычных листовых рессор и пневматических рессор, обеспечивающих сохранение постоянной высоты входных подножек (320 им) независимо от нагрузки автобуса. На передней и задней осях автобуса имеется по два гидравлических амортизатора двойного действия, а на среднем ведущем мосту — четыре таких амортизатора. На колеса передней и средней ведущих осей устанавливаются шины размером 11.00—20, а на колеса задней оси 12.00—20. Количество мест для сидения также варьируется в зависимости от характера эксплуатации автобуса. В городском автобусе первый салон имеет 28 мест для сидения, а второй 15 (в общей сложности 43 места для сидения, кроме мест водителя и кондуктора). В междугородном автобусе для сидения имеется 71 место. Он вмещает кроме того 39 пассажиров, едущих стоя на небольшие расстояния. Габаритные размеры автобуса «Икарус» К-180: длина — 16 500 мм (первый салон — 8880 мм, второй салон — 6480 мм и проход 1140 мм). Максимальная ширина — 2500 мм. высота при полной нагрузке — 2950 мм. Радиус поворота равен 9900 мм. Максимальный поворот сочлененной части в горизонтальной плоскости составляет 30° в каждую сторону, а максимальный допустимый угол наклона в вертикальной плоскости ± 10°. Вес автобуса в заправленном состоянии равен 11 т, допустимая нагрузка колеблется от 10,5 до 12,5 т. Максимальная скорость сочлененного автобуса городского типа равна 63 км/час. При использовании его в качестве междугородного изменяют передаточное число главной передачи (кроме соответствующих изменений внутри кузова), в результате чего максимальная скорость достигает 81 км/час. Начало серийного производства сочлененных автобусов в Венгерской Народной Республике намечено на 1963 год.На автомобиле установлен двухцилиндровый оппозитный, короткоходный двигатель с рабочим объемом 602 смз (диаметр цилиндра 74 мм, ход поршня 70 мм) и принудительным воздушным охлаждением. Характерные конструктивные черты двигателя • косо установленные кла— паны, центрально расположенный кулачковый вал. алюминиевая головка цилиндра (степень сжатия 7,3 : 1). Сидящий на коленчатом валу вентилятор выполнен из пластмассы. Электрооборудование 6-вольтовое, но с генератором повышенной мощности (220 вт). Двигатель развивает мощность 21 л. с. при 4500 об/мин. Максимальный крутящий момент — 4,1 кгм при 2800 об/мин. Двигатель выполнен в одном силовом блоке с четырехступенчатой коробкой передач и дифференциалом; он настолько компактен, что позволяет разместить под капотом не только аккумулятор и ящик с инструментами, но и запасное колесо. Привод от двигателя осуществляется на переднюю ось. Сцепление однодисковое, сухое, коробка передач четырехступенчатая. без прямой передачи (передаточные числа: 5,51; 2,90; 1.92; 1.31, задний ход 5,61 : 1). Все передачи имеют синхронизаторы; главная передача выполнена с гипоидным зацеплением, передаточное число главной передачи 3,62: 1. На ведущих полуосях переднего привода применены двойные крестовые шарниры, обеспечивающие равномерность вращения колес. Подвеска передних и задних колес — независимая, при помощи продольных качающихся рычагов и горизонтальных соединительных винтовых пружин. Тормоза гидравлические, тормозные барабаны передних колес расположены у дифференциала; ручной тормоз действует на передние колеса; общая рабочая площадь тормозов составляет 566 см1. Рулевое управление — типа зубчатой рейки. Штурвал выполнен с одной изогнутой спицей. что обеспечивает хорошее наблюдение за приборами. СПОРТИВНЫЕ МОТОЦИКЛЫ «ЧЕЗЕТ»На базе новых дорожных мотоциклов 43-453 и 43-450, конструкция которых описана в «За рулем» № 6, на заводе в Страконице (Чехословакия) созданы две спортивные кроссовые модели мотоциклов, отличающихся повышенными динамическими качествами и лучшей проходимостью. Машины эти предназначены не только для спортивных целей, но могут быть также использованы для эксплуатации в нормальных дорожных условиях, по пересеченной местности. В конструкции базовых моделей произведены с этой целью весьма существенные изменения. Прежде всего они коснулись двигателя, в обеих моделях которого изменена система газораспределения, устанавливаются новые головки с двумя свечами и развитым оребрением, а также введена вторая цепь системы зажигания. Одноцилиндровый двухтактный двигатель спортивного мотоцикла 43-460 имеет рабочий объем 123.2 смЗ (диаметр цилиндра 52 мм, ход поршня 58 мм). Рабочий объем двигателя модели 43-461 равен 171,7 смЗ (диаметр цилиндра 58, ход поршня 65 мм). Зажигание в обоих двигателях батарейное. Наличие второй цепи системы зажигания, включаемой при помощи переключателя в облицовке фары, делает эти мотоциклы особенно надежными в гонках по пересеченной местности и при эксплуатации в условиях бездорожья. Целям успешного применения в кроссе служит также повышенная мощность двигателей — у двигателя 43-460 максимальная мощность составляет 8,5 л. с. при 5200 об/мин, а двигатель 43-461 при тех же оборотах коленчатого вала развивает максимальную мощность до 12 л. с. Благодаря повышению мощности двигателей обе новые модели мотоциклов имеют значительно лучшую динамику разгона, высокую максимальную скорость (соответственно 85 км/час и 100 км/час), а также отличную способность преодолевать подъемы. Этим целям служит также и новая четырехступенчатая коробка передач, в которой передаточные числа подобраны так, что наряду со способностью преодолевать крутые подъемы обеспечивается высокая скорость мотоцикла на прямых и ровных участках дороги. Вместо применяемой на стандартных дорожных моделях единой педали для пуска двигателя и переключения передач в спортивных мотоциклах установлены раздельные педали. Цепь заключена в стальной кожух. Всесторонние испытания рамы базовой модели (дорожных мотоциклов) показали,ВЕЗДЕХОД С БАЛАНСИРАМИНа одном из американских заводов создан вездеходный автомобиль нового типа, способный преодолевать препятствия в виде больших бревен, невысоких стенок и барьеров, а также двигаться по косогору. Автомобиль состоит из раздвижного (в длину) и складывающегося по вертикальной оси остова, на котором укреплены при помощи балансиров четыре колеса. имеющие индивидуальный привод. Балансиры могут поворачиваться на 360°, привод колес осуществляется при помощи цепей, расположенных внутри балансиров. При управлении автомобилем передняя часть корпуса смещается относительно задней под углом. Благодаря этому появляется возможность поворота и движения в ту или другую сторону, причем остов машины с балансирами опирается на землю, перекрещивая обе его половины и затем вновь поднимая и осаживая его. На дороге радиус поворота машины равен всего 5,5 м. Автомобиль имеет длину 7ми ширину 2,28 м. При вертикальном положении балансира минимальный просвет между остовом и почвой может быть повышен до полутора метров. Минимальная высота автомобиля (без кабины) 122 см. Поскольку балансиры с ведущими колесами могут самостоятельно подниматься вверх и вниз, этот автомобиль способен преодолевать крупные препятствия, совершая как бы гигантские «шаги» (фото 1). Перед препятствием в виде вертикальной стены сначала поднимаются передние колеса, затем остов выдвигается до размеров максимальной колесной базы и, наконец, задняя часть автомобиля приподнимается до необходимой высоты просвета (фото 2). При движении по косогорам остов автомобиля вместе с кабиной сохраняет горизонтальное положение, к ак это видно на фото 3.что она имеет большие запасы прочности и может быть без всяких изменений использована в кроссовых мотоциклах 43-460 и 43-461. Подвеска переднего колеса осуществлена на телескопической вилке, задняя подвеска несколько изменена в связи с увеличением размера колес и установкой кроссовых шин «Барум» большего размера (задние шины у обеих моделей мотоциклов имеют размер 3,25 — 19). Поэтому задняя маятниковая вилка усилена и удлинена. Передняя шина у мотоцикла 43-460 имеет размер 2,75—19, а у мотоцикла 43-461 несколько больший — 3,00—19. 4тобы избежать забивания просвета между шиной и передним крылом, последнее сделано узким и большего размера, чем стандартное. Увеличен просвет также и между задним крылом и колесом. И, наконец, значительно изменен руль в обеих моделях кроссовых мотоциклов. На нем применена быстродействующая вращающаяся рукоятка управления дроссельным золотником карбюратора. В соответствии с правилами ФИМ рычаги управления тормозом и сцеплением снабжены шариками, что уменьшает опасность травмирования гонщика при падении. Для увеличения жесткости широкий руль кроссовых мотоциклов снабжен распорным элементом. В остальном обе кроссовые модели мотоциклов «4езет» не отличаются от стандартных, в том числе облицовкой, ящиками и другими деталями серийного производства. Более того, на мотоциклах сохранены стандартные подножки для пассажира и двойное седло, что позволяет использовать эти спортивные машины для поездок вдвоем. Сухой вес обеих кроссовых машин превышает вес стандартных мотоциклов на 8—10 кг. Так, мотоцикл 43-460 весит 121 кг, а 43-461 на 2 кг больше.ГАЗОВАЯ ТУРБИНА «ОСТИН»На .заводе «Остин» английского концерна «Бритиш мотор компани» создана новая конструкция газовой турбины, основным достоинством которой являдизелей оно составляет не менее 10 кг/л. с. Компактность и благоприятные весовые параметры достигнуты главным образом за счет удачной компоновки и применения специальных материалов; в остальном конструкция не содержит каких-либо особых новшеств. Речь идет об одновальной машине, в которой турбинное лопастное колесо вращает центробежный компрессор со скоростью 29 000 об/мин. Передача усилий осуществляется с помощью двойного редуктора с шевронными шестернями, уменьшающего число оборотов до 1500 в минуту. Применение глушителей шумов всасывания и выхлопа, снабженных специальными оболочковыми усилителями. обеспечивает бесшумность работы турбины. Турбина запроектирована без теплообменника. Благодаря относительно высокой максимальной температуре (800°С) в турбине достигается высокий к.п.д. При испытаниях на стенде без теплообменника новая газовая турбина равномерно работала с полной нагрузкой в течение трех часов. Удельный расход топлива составил 460 г/лсч. Описанная турбина установлена на грузовой автомобиль, проходящий в настоящее время длительные дорожные испытания.ются малые размеры и вес. Так, длина турбины равна 940 мм, ширина 800 мм, высота 129 мм, а вес не превышает 410 кг. При мощности 250 л. с , развиваемой турбиной, получается удельное соотношение веса и мощности 1,8 кг/л. с. в то время, к аку лучших29