30
31
с пу;'НАМЕЖДУНАРОДкунды. Редман проиграл японцу 0,4 секунды. Л учшийкругТакахаши прошел с рекордной скоростью 189,5 км/час. БОЛЬШОЙ ПРИЗ ФРАНЦИИ Доли секунды решили исход борьбы такжеи за Большой приз Франции в3 классе мотоциклов до 125 см . Здесь на протяжении всех 13 кругов дистанции (104,71 км) лидировали попеременно Эрнст Дегнер на МЦи Том Филис на «Хонде», причем оба гонщика показали одинаковое лучшее время круга — 4.133 (скорость 114,25 км/час), первым на финише был Филис, выигравший у своего искусного противника 0,2 секунды. Японец Танахаши был в этой гонке лишь шестым, после Редмана, Хайлвуда и известного швейцарского гонщика Тавеои. После трех туров чемпионата мира уверенно лидирует Эрнст Дегнер, набравший 21 зачетное очко. На втором месте Филис - 16 очков и на третьем — — Редман (10 очков). 3 В классе мотоциклов до 250 см особенно напряженная борьба ожидалась между лидерами Хокингом, Т акахашии Редманом, набравшими после двух туров равное количество зачетных очков (по 9). Но все карты спутали Филис и Хайлвуд, сразу захватившие лидерство и выигравшие уТакахаши больше минуты иу Редмана — 3 минуты (Хокинг, показав сначала лучшее время круга, вскоре был вынужден сойти с дистанции). Любопытен технический результат Филиса: дистанцию 120,82 километра (15 кругов) он прошел ровно за 1 :00.00, т. е. со скоростью 120,82 км/час. Эта победа выдвинула Филиса на первое место в чемпионате мира — после трех туров он имеет 14 очков; столько же очков УТакахаши , Редман и Хокинг набрали по 10 очков, а экс-чемпион мира Провини — 8. Гонки в классе 350 см 3 не входили в программу розыгрыша Большого приза Франции. В классе 500 см 3 легко выиграл Гари Хокинг на мотоцикле «МВ-Агуста», набрав после двух туров 12 очков. Он является наиболее вероятным претендентом на звание чемпиона мира в этом классе мотоциклов. ХОРСТ ФЮГНЕР — З АСЛУЖЕННЫЙ МАСТЕР СПОРТА ГДР Среди спортсменов Германской Демократической Республики звания «Заслуж енный мастер спорта» были удостоены до сих пор лишь легкоатлеты, боксеры и велосипедисты. Первым мотоспортсменом, которому присвоено это высокое звание, я вляется известный гонщик Хорст Фюгнер. завоевавший в 1958 году второе место в чемпионате мира по 3мотоциклетным гонкам (класс А. до 250 см ) и одержавший другие многочисленные победы в международных соревнованиях и первенствах страны последних лет. Хорст Фюгнер неизменно выступает в международных соревнованиях на мотоциклах отечественного производства МЦ-250 и МЦ-125, выпускаемых народным предприятием в Цшопау. НОВЫЙ ГОНЩИК ЭКСТРА-КЛАССАВыдающиеся успехи спортсменов стран народной демократии $ „Трабант" и „Вартбург" впереди лучших европейских автомобилей # Мотоциклисты ГДР и Чехословакии лидируют в чемпионате мира.СЕРИЯ ПОБЕД ЭРНСТА ДЕГНЕРАЧЕМПИОНАТ МИРА ПО МОТОЦИКЛЕТНЫМИзвестный немецкий спортсмен Эрнст Дегнер (ГДР), выступающий на мотоциклах МЦ-125 и МЦ-250, выпускаемых народным предприятием в Цшопау, добился ряда крупных успехов в международных соревнованиях, проведенных в Италии, Испании, Австрии, Ф РГи других странах.ГОНКАМБОЛЬШОЙ ПРИЗ ИСПАНИИУже на международных гонках вИ моле (Италия), являющихся своеобразной генеральной репетицией перед началом розыгрыша первенства мира и поэтому традиционно собирающих лучших гонщиков всех фирм, Эрнст Дегнер обескуражил многих, пройдя лучший круг со скоростью 134 км/час. Правда, в этой гонке ему не повезло, т аккакв дальнейшем из-за дефекта в коробке передач он был вынужден сойти с дистанции, но уже следующее крупное международное соревнование принесло ему успех. Речь идет о первом туре чемпионата мира — гонках на Большой приз Испании, состоявшихся в Барселоне. Здесь Дегнер завоевал свои первые 6 очков в чемпионате, выйдя на второе -место в классе мотоциклов до 125 см 3 . Лишь на 20 секунд отстал он от победителя соревнований Тома Филиса, выступавшего на японском мотоцикле «Хонда», значительно опередив представителя Южной Родезии Джима Редмана и англичанина Майкла Хайлвуда. В гонках на мотоциклах класса 250 см' победил Гари Хокинг, вторым был Филис Гонки на мотоциклах класса 350 си- в программу Большого приза Испании не входили. В следующих крупных международных соревнованиях — гонках на Большой приз Саара — Дегнер блестяще взял реванш у Филиса, пройдя на своем МЦ-125 дистанцию 75,76 км (20 кругов) с более чем минутным отрывом от преследовавших его Джима Редмана и Тома Филиса. В этой гонке удачно выступил такжеи другой спортсмен из ГДР — Ганс Фишер, занявший пятое место. Он же был вторым в классе 250 см 3 , уступив первенство лишь Филису и оставив позади себя многих лучших гонщиков мира. Любопытно, что в обеих гонках Фишер показал лучшее время круга: на мотоцикле МЦ-125 он прошел со скоростью 103,23 км/час, а на мотоцикле МЦ-250 — со скоростью 119 км/час. Триумфально окончились для спортсменов ГДР гонки на Большой приз Австрии в Зальцбурге, где не только Эрнст Дегнер, но и Вернер Музиоль не имели себе равных в классе мотоциклов до 125 см ! . В этой гонке Дегнер и Музиоль, шедшие в борьбе, оторвались от Филиса, Редмана и других гонщиков, выступающих на японских «Хонда», испанских «Бультако» и английских ЕМЦ, более чем на круг. В соревнованиях же на мотоциклах класса 250 см 3 между Дегнером и Филисом развернулась отчаянная борьба, в результате которой после прохождения дистанции в 61 км Дегнер был впереди Филиса на... толщину покрышки переднего колеса. Замечательный немецкий гонщик вырвал эту победу, пройдя лучший круг со скоростью 122,57 км/час. Отличился такжеи вернер Музиоль, сумевший в напряженной борьбе отвоевать третье место у Джима Редмана. Таким образом, спортсмены ГДР сделали в первых же международных соревнованиях сезона серьезную заявку на мировое первенство по шоссейно-кольцевым тоннам на мотоциклах. В розыгрыше Большого приза Австрии интересная борьба развернулась такжеив классе 350 см 3 . Здесь в течение почти всей гонки доминировали чехословацкие спортсмены, выступавшие на «Ява-350»; сначала лидировал с большим отрывом Счастный, затем его сменил в качестве лидера Гавел, но обоим чешским спортсменам не повезло. Сначала сошел с дистанции Счастный, а затем, за два круга до финиша, потерпел аварию Гавел. В результате победа в этом классе маш ин неожиданно досталась новозеландцу Андерсону.БОЛЬШОЙ ПРИЗ ФРГ Эти соревнования, явившиеся вторым туром чемпионата мира, проходили под знаком большого преимущества гонщиков из стран народной демократии. Наиболее ярко оно проявилось в гонках на мотоциклах класса 125 см 3 , где из четырех первых мест три достались гонщикам из ГДР, причем занявший второе место англичанин Шеперд также выступал на мотоцикле МЦ производства народного предприятия в Цшопау. Эрнст Дегнер, пройдя всю дистанцию со средней скоростью 158,43 км/час, был в этих гонках не только победителем, но и установил новый рекорд трассы Хокенхейм, развив на лучшем круге скорость 160,6 км/час. Третье место занял представитель ГДР Бреме, четвертое место — Фишер. Победой в Хокенхейме замечательный гонщин ГДР Эрнст Дегнер закрепил свое лидирующее положение в чемпионате мира, набрав в итоге двух туров 15 зачетных очков. Лидируют в чемпионате мира такжеи чехословацкие спортсмены Счастный и Гавел. В классе мотоциклов с рабочим объемом до 350 см 3 они не имели себе на трассе Хокенхейм равных и уверенно заняли первых два места, оставив далеко позади себя Тальхамера (ФРГ), ирландца Ренсена и Песла (ФРГ), выступавших на английских мотоциклах «Нортон». Поскольну гонки на Большой приз ФРГ 3 явились для мотоциклов класса 350 см первым зачетным соревнованием чемпионата мира, Счастный и Гавел имеют пока соответственно 9и6 очков. В классе 250 см 3 Дегнер потерпел относительную неудачу, финишировав лишь четвертым, после японца Такахаши, Д жима Редмана (Южная Родезия) и прошлогоднего чемпиона мира итальянца Провини. Кан ив Австрии, гонка в классе 250 см 3 проходила весьма напряженно, и исход ее определился в последнюю секунду, а вернее — в доли сеВ гонках на Большой приз Сиракуз, я вившихся первым крупным соревнованием сезона на гоночных автомобилях новой первой формулы, неожиданно оказался победителем доселе малоизвестный молодой итальянский спортсмен Джанкарло Багети. Несмотря на то, что приз оспаривали такие сильнейшие гонщики экстра-класса, к ак чемпион мира австралиец Джек Б'рэбхем, американец Дан Гурией, швед Иоаким Боннер. англичанин Стирлинг Мосс, новозеландец Мак-Ларен, итальянец Сальвадори и многие другие призеры прошлогоднего первенства мира, молодой итальянский гонщик (взявший к тому же неудачно старт) уверенно выиграл гонку, начав ее лидировать с шестого круга. Дистанцию 308 км (56 кругов) Багети прошел на автомобиле «Феррари» за 1 : 50.08,2, т. е. со скоростью 167,8 км/час, что является новым рекордом трассы.30 XТРАССАХСЕНСАЦИЯ НА НЮРБУРГСКОМ КОЛЬЦЕты» и «Вартбурги», выпускаемые народными предприятиями ГДР, полностью доминировали над автомобилями всех других европейских марок. Достаточно сказать, что единственными (среди 287 стартовавших) закончившими ралли «на нулях» были экипажи двух «Трабантов» в составе Галле—Георги и ФельдманКениг; они прошли скоростные соревнования с одинаковым временем и поэтому разделили между собой первое и второе места как в своем классе, так ив общем зачете. На третьем месте в классе серийных автомобилей до 600 см 3 был также экипаж «Трабанта» (в составе Асмус—Пилер), благодаря чему команда народного предприятия Заксенринг завоевала первое место в командном зачете. Все шесть названных спортсменов удостоены золотых медалей. Столь же успешно выступали раллисты ГДР в классе серийных автомобилей до 1000 см 3 . Здесь победили хорошо известные советским спортсменам (по ралли «За мир и дружбу») Отто и Ханф, выступавшие на «Вартбурге». Они вышли на первое место и получили золотые медали, а другие два экипажа автомобилей «Вартбург» — серебряные. Наконец, немалый успех был достигнут раллистами ГДР в классе автомобилей «Большого туризма» с рабочим объемом 3 цилиндров двигателей до 1000 см ; два экипажа автомобилей «Вартбург» (Рюттингер—Тиль , и Рюдигер —Вельнер) заняли в этом классе третье и четвертое места, получив две золотые и две серебряные медали. В общей сложности раллисты ГДР завоевали в этих крупных международных соревнованиях 10 золотых и шесть серебряных медалей, победили в двух классах, выиграли командное первенство и стали абсолютными чемпионами, заняв первые три места в общем личном зачете. Это — небывалый успех, которого столь убедительно еще ни разу не удавалось достичь в международном ралли «Ханзеат» ни одному европейскому государству и тем более какой-либо одной. фирме. Лишь на четвертое место в общем личном зачете вышел западногерманский экипаж в составе Гетер—Руби (на автомобиле «ДКВ-Юниор»), на пятое место — экипаж английского автомобиля «Остин-Хилей». Второе место в командном зачете заняла команда «Скудерия-Ханзеат», выступавшая на автомобилях «Порше», «Мерседес-Бенц» и БМВ-700. Команда народного предприятия «Автозавод в Эйзенахе» заняла четвертое место.По страницам зарубетных журналовОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ РАЛЛИ«В истории молодого спорта — автомобильного ралли — зафиксирован случай, когда экипаж, участвуя в серьезнейшем соревновании, прошел от Стокгольма до последнего KB в Монте Карло «на нулях», имея в своем распоряжении только... обыкновенные наручные часы. Подобный опыт нельзя, однако, всерьез рекомендовать раллистам, — пишет немецний журнал «Иллюстриртер моторспорт» (ГДР). — Эти соревнования требуют особенно четкого и солидно поставленного контроля средней скорости, практически осуществимого лишь с помощью специальных инструментов». Журнал рекомендует следующий минимальный набор вспомогательных средств для «штурманской» работы членов экипажа, участвующих в ралли: 2 секундомера (особенно необходимые для прохождения участнов равномерного движения); 1 хорошие часы (еще лучше — авиационный хронометр); 1 таблицу времени в интервале от 35 до 65 км/час, с делениями до '/ю километра; 1 логарифмическую линейку. «Относительно целесообразности применения приборов типа «спид-пилот» существуют различные мнения, — пишет журнал. — Хотя они еще применяются довольно широко, особенно на международных соревнованиях, многие опытные спортсмены считают, что вполне достаточны более простые приборы». «Спид-пилот» не обязателен, но вот дополнительное освещение в кабине, устроенное так, чтобы, не мешая водителю, облегчать труд «штурмана», совершенно необходимо. Нельзя забывать, что в таких длительных соревнованиях, как ралли, проходящих обычно в сложных дорожных условиях, утомление организма отнюдь не ограничивается общими формами. Особенно напрягаются в этих соревнованиях глаза, поэтому рекомендуется устанавливать дополнительное освещение у всех приборов, а также пользоваться специальным устройством для чтения географических карт, показанным на фото. Устройство это представляет собой картонный (или пластмассовый) усеченный конус со встроенным в нижнее основание увеличительным стеклом и экранированной лампочкой.Под таким заголовком опубликовали многие европейские автомобильные журналы пространные корреспонденции о неожиданных итогах международного ралли «Ханзеат» — крупного европейского соревнования раллистов, традиционно проводимого на трассах Западной Германии и, в частности, на знаменитом Нюрбургском шоссейном кольце. В нынешнем году это соревнование привлекло небывалое количество участников — 287 экипажей, выступавших на таких автомобилях, как английские «Остин», итальянские «Альфа-Ромео», западногерманские «Порше», шведские «Вольво» и др. Среди стартовавших было три «Трабанта», составивших команду народного предприятия Заксенринг(Германская Демократическая Республика), шесть «Вартбургов», водители которых выступали в личном зачете, а также четыре «Вартбурга» — команды народного предприятия «Автозавод в Эйзенахе». Как известно, ключевым элементом соревнований в общем комплексе ралли «Ханзеат» считаются гонки на Нюрбургском кольце. Они являются заключительным и решающим, третьим этапом ралли, после «Маршрута 15 гор» — звездного ночного пробега протяженностью 300 нм со стартами в трех разных городах — и «Маршрута 1000 виражей» протяженностью 150 км, трудного дорожного соревнования на регулярность движения от Кобленца, через Эйфель, до «Северной петли» Нюрбургского кольца. Как на этой общей дистанции в 450 км, так и на первом «вводном» круге по всему Нюрбургскому кольцу смена водителей не регламентируется, но в заключительной гонке по «Северной петле» на дистанцию 114 км (5 кругов, причем этому предшествуют еще и контрольные заезды) разрешается вести машину лишь водителям «№ 1», т. е. «первым пилотам» экипажа. Для выравнивания шансов экипажей, выступающих на машинах разных классов, введен своеобразный гандикап, существо которого состоит в том, что на шести определенных участках Нюрбургского кольца установлены различные (по нлассам) контрольные сроки прохождения, причем опоздавшие на 1 секунду пенализируются здесь не одним, а двумя штрафными очками. Кроме того, контрольные заезды на кольце также влияют на итоговый результат. Напомним, что еще в 1959 году ни одному из «Трабантов» не удалось уложиться в контрольное время, хотя тогда нормативы были не столь жесткими, как в нынешнем году. На этот раз «Трабан-ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО МОТОКРОССУЧЕХОСЛОВАЦКИЙ СПОРТСМЕН МИРОСЛАВ СОУЧЕК — НА ВТОРОМ МЕСТЕ уже встретил сильное сопротивление не только своих соотечественников, но и со стороны англичан и чехов. Так, выступавший на мотоцикле БСА англичанин Джек Бэртон в обоих заездах был вторым, оттеснив в первом заезде Нильссена и Иоханссона. Во втором заезде третьим был чехословацкий спортсмен Соучек (в первом заезде он был пятым). Неплохо прошел дистанцию кросса И чех Крайчовнч, известный советским спортсменам по прошлогодним международным соревнованиям в Ленинграде, Таллине и Риге. Он занял пятое место. Хотя Мирослав Соучек и остался в общем зачете по австрийскому кроссу на третьем месте, его турнирное положение после двух туров чемпионата выше, чем у Билла Нильссена и Джека Бэртона. Набрав 7 очков, он делит вместе с Гуннаром Иоханссоном второе и третье места, сохраняя шансы на победу в чемпионате. В первом туре чемпионата мира по мотокроссу — соревнованиях на Большой приз Швейцарии в Пайерне — доминировали шведские спортсмены. Борьба за приз развернулась между Стеном Лукдиным, выступающим на мотоцикле «Литог, и Биллом Нильссеном — на мотоцикле «Хускварна». О напряженности этой борьбы говорит уже тот факт, что после 100-минутной гонни победу Лундина обеспечило его преимущество в 0,1 секунды. Третьим был тоже швед Гуннар Иоханссон. На четвертое место вышел представитель Западной Германии Вилли Эстерле, выступавший на мотоцикле «Манко», а пятое место занял чехословацкий спортсмен Мирослав Соучек на ЭСО. Чемпион мира 1959 года Стен Лундин не ограничился этой «заявкой» на мировое первенство 1961 года и отлично провел также оба заезда в кроссе на Большой приз Австрии, явившемся вторым туром чемпионата. Но на этой трассе онОпыт показал также, что для лучшего освещения виражей, прочтения наименований населенных пунктов, дорожных знаков н указателей целесообразно размещать вращающуюся фару-искатель на крыше автомобиля, а не на крыле, на ветровом стекле и т. д. Кроме того, следует иметь в виду, что статут некоторых международных соревнований запрещав! установку фары-искателя с внутренней стороны ветрового стекла. И, наконец, полностью оправдывается устройство на щитке приборов эластичной скобы для «штурмана» (это, как показали исследования, сохраняет много сил у участников), а также столика либо выдвижной доски для работы с картами и маршрутными листами.31