18
19
ИНЖЕНЕРЫ ОТВЕДАЮТ НАПОЧЕМУ ИЗНАШИВАЮТСЯВОПРОСЫ ДИТАТЕЛЕЙШИНЫ?ной оси автомобиля наружу, то схождение слишком велико; если при движении руки к его середине, — колеса установлены с расхождением. Неравномерный «пятнистый» износ шины свидетельствует, как правило, о большом дисбалансе колеса. Устраняют дисбаланс посредством балансировочных грузиков. Такой износ может быть вызван и люфтами в подшипниках колеса, соединениях передней подвески и рулевого привода, а также неработающими амортизаторами. Иногда встречается особый вид износе, придающий шине вид пилы, так как одни концы шашек протектора изнашиваются больше, чем другие. Причина -— движение с большой скоростью и интенсивное торможение. В данном случае рекомендуется перемонтировать шины на колесе так, чтобы изменить направление их вращения. Менее заметен этот вид износа на шинах задних колес. Ввиду того, что износ шин зависит от сочетания различных факторов, не всегда легко обнаружить его причину. В таких случаях можно порекомендовать проверить правильность установки колес, их уравновешенность, состояние всех деталей подвески и рулевых тяг. После устранения неисправностей следует обязательно поменять местами передние и задние колеса. УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕС Как известно, различают три основных угла установки передних колес. Угол схождения, измеряемый в миллиметрах, определяется разностью между размерами БиА (рис. 2), Он задается для автомобилей «Москвич» в пределах 1 -J- 3 мм (при полной статической нагрузке автомобиля). Угол развала измеряется от вертикали в градусах (рис. 3) и у нового автомобиля должен составлять 0°50' ± 30'. Предпочтительно иметь близким к 0°30'. Желательно, чтобы развал справа был меньше, чем слева. Разность в развале правого и левого колес не должна превышать 0°30'. Угол продольного наклона оси поворота колеса (рис. 4) измеряется от вертикали в градусах и должен равняться 1 ° ± 1 ° . Кроме того, любой конструкцией передней подвески предусматривается значительный поперечный наклон оси поворота. Для автомобиля «Москвич» он находится в пределах от 6°30' Рис. 4. Угол продольного оси поворота колеса. наклонаРедакция получает много писем от владельцев автомобилей «Москвич», интересующихся особенностями конструкции и эксплуатации подвески передних колес и рулевого привода. Как известно, эти особенности оказывают весьма существенное влияние на износ шин, устойчивость и управляемость автомобиля. На вопросы автолюбителей отвечает инженер Московского завода малолитражных автомобилей И. В. новоселов. В публикуемой сегодня статье рассматриваются причины износа шин; в следующем номере журнала будет напечатана статья того же автора, посвященная вопросам устойчивости автомобиля, балансировки колес и регулировке углов установки колес. ем объяснить повышенный износ шин передних колес легковых автомобилей по сравнению с износом шин задних? Прежде всего тем, что передние колеса — управляемые и поэтому на поворотах проскальзывают относительно дороги больше, чем задние. При вертикальных их колебаниях изменяются углы развала и колея. Это вызывает напряжения в местах контакта шины с дорогой, вследствие чего дополнительно истирается протектор. В периоды торможения из-за перераспределения нагрузок около 60 проц. тормозного момента реализуется передними колесами, что также повышает износ их шин. Имеет значение и отклонение от оптимальной величины схождения колес. При отклонении на 10 мм протектор может оказаться полностью изношенным в течение 1000 км пробега. Учитывая неравномерность износа шин, правила их эксплуатации предусматривают обязательную перестановку колес в определенном порядке и через определенный срок. Например, для автомобилей «Победа» и «Волга» — через каждые 3000 км, для автомобилей «Москвич» — через 6000 км (приурочено к TO-2). Следует отметить ошибочность мнения, отрицающего пользу перестановки колес по соображениям: «лучше пусть износятся два колеса, чем все», Интенсивность износа шин при перестановке колес резко уменьшается. Объясним это на следующем примере. Допустим, что по тем или иным причинам (неправильная установка колес, большой дисбаланс колес, чрезмерные люфты в шарнирах рулевого привода и т. п.)Чна шине переднего колеса образовались местные износы в виде небольших выемок. Этот износ в дальнейшем, даже после устранения вызвавших его причин, будет прогрессировать из-за напряжений в протекторе, возникающих при поворотах и торможении. При перестановке же колеса на жесткую заднюю ось оно станет воспринимать и передавать только крутящий и тормозной моменты. В результате износ не будет прогрессировать, и протектор снова приобретет ровную поверхность. Срок службы шин зависит в основном от следующих факторов: правильности схождения колес; индивидуальных особенностей вождения автомобиля (интенсивные разгоны, частые и резкие торможения, торможения на поворотах и т. п. резко снижают пробег шин); типа дорожного покрытия и числа крутых поворотов и продольных уклонов дороги; температурных условий; внутреннего давления воздуха в шине; скорости движения автомобиля; уравновешенности шин (отсутствие дисбаланса), а также от величины люфтов в соединениях передней подвески и привода рулевого механизма. Как показали испытания, увеличение скорости движения автомобиля с 50 до 90 км/час повышает износ шин в два раза, а повышение температуры последних на 25° снижает пробег их на 30 проц. Визг покрышек на поворотах указывает, что скорость движения чрезмерно велика или что внутреннее давление воздуха в шине недостаточно. По характеру износа протектора в большинстве случаев можно определить его причину. При повышенном давлении воздуха интенсивно изнашивается средняя часть протектора, при пониженном — боковые его кромки. В случае неправильного схождения колес происходит быстрый износ шин в поперечном направлении (из-за бокового скольжения при прямолинейном движении автомобиля). Обычно он вызывает образование острой кромки на ребристой части протектора. Проведя рукой поперек протектора, можно определить характер износа и его причину (рис. 1, а и б). Если острая кромка ощущается при движении руки от продоль-MJwIJ спереди ЧР, Вид, IРис. колес. ^fV3. Угол развалаВертикаль' ^Ось поборота колесаРис. 1. Износ шин при увеличенном (а) схождении колес и при расхождении (б). Вид S chpzy/ГЧ,•Qtjfi^-' "frГРис. 2. Размеры, определяющие величину схождения колес.V ИНЖЕНЕРЫОТВЕДАЮТ НАВОПРОСЫ ДИТАТЕЛЕИбежание перекоса втулок при сварке лучше предварительно прижать их к диску болтами с гайками. После этого размечают в тормозных колодках отверстия для упора (рис. 5). Когда они просверлены и удалены все заусенцы, можно приступать к предварительной сборке устройства. Оно должно обеспечивать необходимый зазор (0,4 мм) между загнутым концом упора и отверстием в колодке, а также свободное перемещение упора. Если эти требования соблюдены, разбирают устройство и хорошо промывают его детали. Перед окончательной сборкой упор 1 (см. рис. 1) и палец 2 обильно смазывают солидолом. Во втулку 3 вставляют палец 2, в отверстие которого входит упор 1. С наружной стороны опорного диска 8 наматывают сальниковую набивку 7. Затем надевают шайбу 4и пружину 6 (используют шайбу и пружину регулировочных эксцентриков) и завертывают гайку 5. Регулируют пружину 6 так, чтобы сила трения между упором 1и опорной втулкой 3 была на 15—20 кг больше усилия, развиваемого стяжной пружиной колодок. Иными словами — чтобы для передвижения колодки с упором к центру колеса требовалось дополнительное усилие 15—20 кг. Для этой регулировки должна быть изготовлена оправка-рычаг. Его вставляют в отверстие опорного диска (специально просверленное в нем) и колодки, как показано на рис. 6. Усилие, прилагаемое к рычагу (3—4 кг), может быть замерено пружинным динамометром или пружинными весами. После того как регулировка устройства посредством затяжки гайкой 5 (см. рис. 1) закончена, необходимо зашплинтовать ее. Отверстие в опорном диске позволяет, пользуясь оправкой-рычагом, проверять силу натяжения пружины в эксплуатационных условиях без снятия колеса и тормозного барабана. Его надо закрывать плотной резиновой заглушкой во избежание попадания воды и грязи в тормозной механизм.до 8°10' (рис. 5). Именно этот угол обеспечивает хорошую устойчивость автомобиля и быстрый самовозврат руля (после поворота) в положение для прямолинейного движения. В передних независимых подвесках с поперечными рычагами все указанные выше углы находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, регулируются. Углы развала, продольного и поперечного наклона оси поворота колеса влияют главным образом на устойчивость автомобиля и легкость управления, а угол схождения, как отмечалось выш е , — н а износ шин. Минимальный износ шин достигается, когда колеса установлены параллельно (т. е. схождение равно нулю). Однако для получения этой параллельности при движении необходимо, чтобы у неподвижного автомобиля было небольшое схождение передних колес. В целях предотвращения повышенного износа шин схождение необходимо проверять и при необходимости регулировать в начале эксплуатации автомобиля, после первой 1000 км пробега (периода обкатки) и после каждых 6000 км. Ось поборота колеса Т20'Кан установить устройство для автоматической регулировки зазораВ журнале «За рулем» № 8 за 1960 год была опубликована статья В. Резникова «Приспособление для автоматической регулировки зазора», вызвавшая большой интерес читателей. Некоторые из них обратились т редакцию с просьбой более подробно рассказать о конструкции и установке приспособления на автомобиле. На вопросы читателей отвечает автор устройства, начальник гаража Сосновской РТС Ленинградской области А. А. Романов. то надо сделать, чтобы снабдить тормоза передних и задних колес автомобилей «Победа», «Волга» и «Москвич-407» устройством для автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабанами (рис, 1)? Прежде всего снимают опорный тормозной диск колеса вместе с установленным на нем тормозным механизмом. Через отверстие одной (а затем другой) тормозной колодки, находящееся ближе всего к толкателю поршня колесного цилиндра, просверливают в опорном тормозном диске отверстие. Диаметр его должен быть равен диаметру отверстия в колодке, которая в данном случае служит кондуктором. Затем отсоединяют стяжную пружину колодок и удаляют регулировочные эксцентрики. Далее приступают к изготовлению опорных втулок 3, пальцев 2и упоров 1 (по 8 штук на каждый автомобиль). На рисунках 2, 3 и4 приведены чертежи этих деталей. Размеры их для автомобилей всех трех моделей одинаковые за исключением длины, которая для «Москвича-407» указана в скобках. Материалом для изготовления служит обыкновенная углеродистая сталь (ст-3). Лыска на упоре (см, рис. 4) необходима для того, чтобы фиксировать его положение относительно колодки. Отверстия, в которых находились регулировочные эксцентрики, рассверливают до диаметра 17 мми устанавливают в них опорные втулки, которые присоединяют электросваркой. Во изЧЩ ЧфтФЩЦ*f*fs#Y#vРис. 5. Угол поперечного оси поворота колеса. наклонаСреди (автомобилистов довольно широко распространено ошибочное мнение, что угол развала сильно влияет на износ шин, В связи с этим производят ненужную, а иногда даже вредную регулировку. В действительности отклонение углов развала даже до 1°30' в ту или другую сторону от номинальной величины при правильном (от 1 до 3 мм) схождении весьма незначительно сказывается на износе шин. Но, конечно, при чрезмерном положительном угле развала будет быстрее изнашиваться наружная сторона протектора, а чрезмерном отрицательном — внутренняя. Регулировать развал в нормальных условиях эксплуатации до пробега 30 тыс. км практически не требуется. Положительный угол наклона оси поворота передних колес (когда верхний конец стойки наклонен назад) служит для их стабилизации, обеспечивает устойчивость автомобиля при движении и не влияет на износ шин. Инж. И. НОВОСЕЛОВ.Ленинградская обл.А. РОМАНОВ.Рис. 1. Устройство для автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабанами для автомобилей «Победа», «Волга» и «Москвич-407».Рис. 2. Опорная втулка.Рис. 5. Разметка отверстий для упора на тормозной колод не (в скобках указан размер для автомобиля «Москвич-407»).Рис. 4. Упор. fes^~ ESSРис. 6. Оправка-рычаг: отношение -§• • 5. »«3Р-34 яг