стыни вы попадаете в настоящий водо ­ ворот, в обстановку самого интенсивного движения , к акое только можешьсе ­ бе представить. На протяжении всего пути от границы до столицы Ирака мыредко встречали вообще какие-либо машиныивдруг сразу очутились среди невероятного скопления автомобилей, м отоциклов , автобусов иповозок . Каж ется , улицы не могут вместить все транспортные средства, и не случайно тут курсируют емкие двухэтажные автобусы. Д вижение «а улицах двухрядное, а в иных местах и четырехрядное. С корость 60 км/час здесь обычная. Если едешь медленнее, мешаешь другими становишься посмешищем. Шоферам приходится многое перенимать от гор ­ н олыжников , они участвуют в своеобразн ом «слаломе». Используй малейший просвет между автомобилями, о бгоняй справа и слева, как можешь , — т аковы тут порядки . Правила преимущественного проезда по главным улицам не существует. Д ей ­ ствует на багдадских улицах толькоодин неписаный закондвижения : прав тот, кто первый проскочил , виноват тот, кто наскочил на проехавшего первым . П о ­ этому каждый багдадский шофербере ­ ж етпереднюю часть своего автомобиля, как зеницу ока. Аварии на улицах происходят ежеми ­ нутно. Зачастую дело обходится безпо ­ лиции, ш оферы разбираются сами. У ко ­ го больше царапин иповреждений на передней части автомобиля, тот н платит за все. Такого же принципа придержи ­ ваются приразборе происшествий ипо ­ лицейские. Велосипедисты, и звозчики , пешеходы не уступают дорогу автомобилям. К аж ­ д ый сам заботится о своей безопасно ­ сти. Наиболее важнымоборудованиемкаждого транспортного средства является мощныйзвуковой сигнал, сильные фарыихорошиетормоза , в ечером все ездят с полностью включенными фарам и , н одля большинства и это кажется недостаточным. Автомобили дополни ­ тельно украшают гирляндами маленьких лампочек — голубых, красных, зеленых и желтых. Д неминочью ревут и завывают сигналы автомобилей. К аки во многихдругих столицах, виртуозами движенияв Багдаде являются таксисты. П ри заторах онибез размышления мо ­ гут проехать по тротуару. Д ляразгруз ­ к и главной багдадской артерии Рашид Стрит на нееразрешено заезжать не всем такси, а только тем, к оторые имеют опознавательный знак — белый пунктирныйкруг на переднем стекле скрасным числом посредине. Но если вы взяли такси, н еимеющее такой привилегии, о нотакже доставит вас на нуж ­ ное место: провезет по боковым улочк ами высадит прямо на «Рашидке». Зато развернуться уженесумеети будет вынуждено двигаться заднимходомпо узким улочкам и дворикам. Указателей поворотов в Багдаде во внимание не принимают . М ожетевклю ­ чать их, с колько вам угодно , никто на это не реагирует. Направление движе ­ н ия указывают высунутой из окна автомобиля рукой . Но есть еще более важн ый знак, к оторыйкаждыйв этом много ­ л юдномгороде усваивает уже на втор ой день пребывания. Быстрое движе ­ ние руки вниз, к земле означает: «Наж ми на тормоза , иначе разобьешься!»К вершинам Ай-Петри —на третьей передачеP&WJUQMm ueimfiuuuix aifauuJuMtАвтомобиль мчится по шоссе. Одну за другойобгоняет он попутные маши ­ ны. Ровно, н адежно работает двигатель. Стрелка спидометра колеблется около цифры 115. Вот иконецмерного участка. Остановлен секундомер . Сто кило ­ метров пройдено за 60 минут. Средняя скорость 100 «м/час — очень неплохо для «Запорожца», к тому жеперегру ­ ж енного . М ожно развить и большую скорость, но для повторных заездов нет времени. Впереди Крым . Всех интересует, как будет вести себя автомобиль вгорных условиях. Н овуюдорогу Симферополь — Ялта никак нельзя назвать горной . О днако остался ещеподъем на Ай-Петри. Э то 22 километра настоящей горнойдороги . Д ля того чтобы подняться на высоту немногим более километра, надо преодолеть около ста крутых поворотов . Автомобиль движется на третьей передаче итолькопри разъездах со встречными машинами прихо ­ дится включать вторую передачу. Как будет работать двигатель на таком нап ряженном режиме? Опасения напрасны: температура головкиблока цилиндров не превышает 240°, а масло вкар ­ тере не нагревается до температуры больше 100°. Весь подъем занял меньше 30 минут. Устойчивости «Запорожца» на поворотах можно только удивляться. На обратном пути после одного из заездов решаем осмотреть водопад «Ялтинский»: п лощадка для стоянки автомобилей, дальше тянется пешеходная тропа. Но ведь у нас не широкая «Волга», а миниатюрная микролитражка . М а ­ ло того, что она доходит до конца тро ­ пы. Машина свободно разворачивается на маленькой площадке подсамым водопадом. П рограммагорных испытаний завершена. Нам предстоит через Севастополь и Ялту возвратиться в Мелитополь. Весь обратный путь занял 7 часов. Прочтя все это, владельцы микроли ­ тражных автомобилей, наверно, у сом ­ нятся: «Не может быть, «Запорожец» так не ходит!» О ткроемсекрет : на наш ем автомобиле установлен экспери ­ ментальный двигатель, изготовленный на Мелитопольскоммоторном заводе. Чем жеон отличается от стандартного? Рабочий объем равен 890 см3 вместо 746 см3 . Это достигнуто путем увеличения диаметра цилиндра с 66 до 72 мм . Д ля того чтобы сохранить степень сжа ­ тия (6,6) неизменной, поршень выполнен с вогнутым днищем . Поршневые кольца аналогичны кольцам двигателя «Москвич-402». В результате всех этих конструктивных изменений номинальная мощность двигателя притомже числе оборотов коленчатого вала возросла с 23 до 29 л. с. Большим преимуществом нового дви ­ гателя является резкое повышение кру -тящего момента": с 4,5 кгмпри 2400 об/мин до 5,6 кгм при 2800 об/мин. Это позволило без ущерба для динамических качеств автомобиля понизить пере ­ даточное число главной передачи силового агрегата. Д ля улучшения охлаждения двигателя на нем установлен 13-лопастной вентилятор вместо 7-лопастного. Новый двигатель выполнен без уравн овешивающего механизма. О днакока ­ кого-либо существенного увеличения вибрации при работе на различных ре ­ ж имаху него не наблюдается. Остальные узлы и детали остались без изменений. Расход топлива на автомобиле, с набженном этим двигателем, не превы ­ шает 6 л/100 км . В настоящее времяконструкторский отдел и экспериментальный цех Мели ­ т опольского завода продолжаютсовер ­ шенствовать двигатель. Например, исследуется влияние дефлекторов различных типов на интенсивность иравномер ­ ность охлаждения цилиндров, проводятся работы по улучшению выполнения цилиндров и распределения смеси по ним. Инж. Ю. М ИХАЙЛОВ .(Продолжение следует)29