Навстречу XXII съезду КПССКРЕМЕНЧУГСКИЕ ВЕЛИКАНЫа окраине Кременчуга выросло крупное промышленное предприятие, На большой площади раскинулись многоэтажные корпуса. Их видно за несколько километров, Едем на автобусе. «Автозавод»,— объявляет кондуктор. И мы попадаем в цветущий сад с прямыми аллеями, окаймленными кустами сирени м каштанами. Хочется глубже вдохнуть. Кажется, что находишься не iy проходной завода, а на территории дома отдыха. Ничто не напоминает о том, что рядом — огромное предприятие. Кременчугский автомобильный завод молод. Ему немногим более двух лет. В 1958 году, в соответствии с решениями XX съезда КПСС о специализации промышленных предприятий, в Кременчуге было организовано производство автомобилей большой грузоподъемности (типа ЯАЗ), Раньше их изготовляли на Ярославском автозаводе. Пришлось коренным образом реконструировать бывший комбайновый завод — заново разрабатывать технологию, создавать конвейеры, строить корпуса. Потребовался лишь год, чтобы начать производство автомобилей, К маю 1959 г. с конвейера сошли первые пять машин. КрАЗ специализирован на изготовлении большегрузных автомобилей. Он 1*Ншироко кооперируется с другими предприятиями. Двигатели поступают из Ярославля, рессоры, узлы тормозной системы, рулевого управления и еще некоторых агрегатов присылают другие заводы-смежники. Выпуск автомобилей типа ЯАЗ намечено увеличить за семилетку в 4,3 раза. Поэтому завод быстро наращивает темпы. В настоящее время завод занимает около 60 тысяч кв. метров. Строгую прямолинейность асфальтированных проездов с высаженными по бокам тополями временами нарушают лишь груды строительного материала, завезенного сюда для возведения новых корпусов, Уже в нынешнем году площадь завода составит более 100 тысяч квадратных метров, а в 1965 г. — 400 тысяч. Сейчас здесь идет строительство механосборочного, инженерного, деревообрабатывающего, складского корпусов. Растет завод, растет его коллектив. К началу производства автомобилей в Кременчуге почти не было квалифицированных кадров автомобилестроителей. Людям приходилось овладевать новыми специальностями в ходе освоения выпуска автомобилей. Тогда-то на заводе возникла новая форма повышения производственной квалификации — общественные канет-рукторские бюро. Это своеобразное объединение наиболее способных изобретателей и 'рационализаторов. Вечерами собираются творчески мыслящие рабочие, чтобы подумать над тем, как устранить «узкие места» производства. Их работой руководят опытные инженеры, От выполнения простейших чертежей до создания новой технологии — вот диапазон работы общественных КБ. Так, в отделе механизации и автоматизации оно разрабатывает проект напольного конвейера для сборки редукторов задних и передних мостов. Бюро при конструкторско-экспериментальном отделе проектирует стенд для испытания рам на окручивание, создает конструкцию заднего моста с гипоидной передачей. Деятельность общественных бюро значительно облегчает работу отделов. Движение за коммунистический труд определяет сейчас ритм производственной жизни коллектива. Это соревнование с новой силой разгорелось на заводе сейчас, в канун XXII съезда КПСС. Готовясь к XXII съезду партии, коллектив взял на 1961 г. повышенные социалистические обязательства. В III квартале будет изготовлен конвейер для сборки кабин и каркасов, завершится разработка проекта автомобиля-тягача КрАЗ-252 с седельным устройством. В IV квартале должны быть созданы еще3 ВНИМАНИЕ!. Начинаем заочную конференцию 1 читателей журнала „За рулем'Для выступлений мы не предлагаем особых вопросов. Пусть каждый желающий принять участие в конференцииНИГИДЖРТ то ито саитет'необо редакционных удачах и неудачах.Товарищи читатели!: Ваши критические замечания, погодарностью приняты и учтены при подготовке очередных номеров и при составлении перспективных плаи лв '• n aRftruв . n&nDUiA AuanaRL J .ходимым — об общей тематической направленности журнала или его отдельных раздении того или иного материала,Шдем Ваших шурнал лучше,при составлении тематического плана журнала на 1962 год. : дщ;писем, дорогие товарищи! интересней, содержательней,помогутсделать4 конвейера для сборки передних и задних мостов, раздаточной коробки и редукторов, изготовлены новые опытные образцы машин, закончены испытания автомобиля КрАЗ-254. Одновременно с созданием завода неподалеку от него для рабочих и инженерно-технических работников строятся жилые дома. Уже возник целый рабочий поселок. Он имеет Дворец культуры, детский сад, ясли, школы. Поселок и зав од — это целый городок, где живут, работают, учатся кременчугские автомобилестроители. Кременчугские автомобили уже получили боевое крещение. На перекрытии русел рек, на перевозке грузов для предприятий черной и цветной металлургии, угольной и химической промышленности эксплуатируются машины, собранные на берегу Днепра. Но стране требуются все новые, все более современные автомобили. Конструкторы автозавода много работают над модернизацией серийных машин. Рождение автомобиля — сложный творческий процесс. И, как всякое творчество, оно начинается с мечты. Освоив выпуск автомобилей, созданных еще на бывшем Ярославском автозаводе, конструкторы стали мечтать о разработке собственной оригинальной конструкции. Каким должен быть новый автомобиль? Чем он будет отличаться от старых моделей? Чтобы ответить на эти вопросы, потребовалось еще раз проанализировать опыт эксплуатации и производства старых автомобилей, выявить их положительные и отрицательные качества. 'В результате на модернизированных моделях намечено применить ряд более совершенных агрегатов и узлов. Например, на автомобиле-самосвале КрАЗ-256 будет установлена новая раздаточная коробка, новая задняя подвеска. Разработан также новый подъемный механизм. Он отличается более высоким давлением в гидросистеме, легкостью и компактностью, что позволит снизить вес автомобиля. На смену бортовому автомобилю КрАЗ-219 скоро придет автомобиль модели 257, а вместо КрАЗ-221 будет выпускаться КрАЗ-258. Новые машины притой же грузоподъемности будут иметь гораздо меньший собственный вес, несколько большую скорость. Выпуск модернизированных кременчугских великанов — это лишь переходный этап к созданию оригинального автомобиля КрАЗ-250. Его опытный образец уже проходит испытания. Первые их результаты свидетельствуют о том, что основные задачи конструкторам удалось решить: вес машины снижен на 925 кг, скорость возросла на 15 км/час, расход топлива снизился на 15 проц. По своим эксплуатационным качествам этот автомобиль «е уступит лучшим зарубежным грузовикам того же типа. Новый автомобиль — по новой технологии! В этой короткой фразе — содержание работы всего коллектива, настоящее и будущее завода. Одной из главных целей при его реконструкции было строительство и ввод в эксплуатацию главного сборочного конвейера. Цепной вертикально-замкнутый конвейер—гордость кременчугских автомобилестроителей. Его длина — 256 метров. Скорость ленты доходит до 1,3 метра в минуту. Сборка автомобилей большой грузоподъемности — очень трудоемкий процесс. Кременчугские автомобили имеют громоздкие и тяжелые агрегаты. Например, колесо в сборе весит 200 кг, задний мост — 950 кг. Поэтому большая часть агрегатов подается на шасси автомобиля с помощью мостовых электрокранов. Для удобства сборки агрегаты поступают на раму, находящуюся в перевернутом положении. Затем, когда они установлены, шасси нужно поставить «на ноги». Раньше для этой цели использовался двухтележечный кран. Теперь на заводе сконструирован и успешно применяется электромеханический кантователь, с помощью которого подъем и поворот шасси выполняются одновременно. Кантователь состоит из двух подвесок, каждая из которых имеет механизмы поворота и приспособления для захвата переднего и заднего торцов шасси. Грузоподъемность такого универсального приспособления 4800 кг. Время кантовк и — 1 , 5 минуты вместо 15, требовавшихся раньше. Всем процессом управляет один оператор, которому приходится лишь нажимать кнопки. Кабины автомобиля собираются также на конвейере. Он представляет собой движущийся участок пола цеха. Несущим органом конвейера является пластинчатая цепь, состоящая из двух шарнирных цепей, к которым прикреплены тележки, перекрытые настилом из досок, Комплексная механизация цехов, автоматизация отдельных процессов и конвейеризация всего завода—вот цель, к которой стремится многотысячный коллектив. Особенно широко эта работа развернулась на заводе после июньского (1959 г.) и июльского (1960 г.) Пленумов ЦК КПСС. Уже сейчас внедрено 89 агрегатных станков, работающих на полуавтоматических циклах, 62 автомата, 70 быстродействующих зажимных приспособлений и многошпиндельных головок. Воздушные баллоны и карданные валы свариваются автоматически. Заканчивается проект комплексной механизации сталелитейного цеха. Все процессы, начиная от подачи со склада формовочной земли и кончая получением готового литья, которое по подвесному конвейеру будет поступать в механосборочный корпус, будут выполнять механизмы. Готов также проект комплексной механизации цеха сборки кабин. Широкое распространение получат станки с программным управлением, автоматические линии для изготовления и обработки различных деталей. Кременчужане намечают в скором времени наладить производство картера заднего моста на автоматической линии. Такая попытка предпринимается впервые в практике мирового автомобилестроения. Максимально будет механизирована и сборка автомобилей на главном конвейере. Он оснащается комплектом подвесных транспортных устройств с механизированным инструментом. Сюда, к главной поточной линии, на подвесных конвейерах «поплывут» агрегаты из других корпусов. Общая протяженность конвейеров составит 9 км. Они свяжут между собой все цехи, производственные и складские здания. Задние мосты, например, будут поступать из механосборочного корпуса на цепном конвейере толкающего типа. Колеса в сборе, поданные из главного склада межцеховым конвейером протяженностью 1500 м, будут разгружаться автоматически при помощи приспособления с копировальным устройством. Внедрение комплексной механизации позволит сократить трудоемкость производства, например, автомобиля КрАЗ-222 в несколько раз по сравнению с выпуском на Ярославском автозаводе. К 1965 г. производительность труда возрастет на 308 проц. Уже сейчас коллектив изготовляет каждый месяц на 7 проц. больше автомобилей, чем в предыдущем. К концу семилетки Кременчугский автомобильный завод станет крупнейшим в Европе заводом по производству автомобилей большой грузоподъемности. Н. ВАСИЛЬЕВ, наш. спец. корр. Кременчуг. Фото автора и К. КРЮЧЕВСКОГО,4