ПЕРВЫЕ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЕ ДИЗЕЛИ — В ЭТОМ ГОДУБеседа с главным инженером Ярославского моторостроительного завода б Евгении Артемьевиче Башинджаняне я услышал в Ярославском горкоме партии, где его характеризовали как человека, могущего наиболее полно ответить на интересующий меня вопрос о том, как готовится моторостроительный завод к встрече XXII съезда КПСС. — Не так давно, — начал свой рассказ Е. А. Башинджанян, — наш завод, который много лет был автомобилестроительным, перешел, так сказать, на новые рельсы. Он специализирован исключительно на выпуске моторов для большегрузных автомобилей. Это поставило перед нами очень большие и трудные задачи. Потребовалось произвести серьезную реконструкцию завода и модернизацию всего производства. Работа эта еще продолжается. Одновременно на заводе при широком участии специалистов НАМИ ив творческом содружестве с рядом других научных институтов созданы конструкции новых четырехтактных дизель-моторов, которые составят в ближайшем будущем основу нашей производственной программы. Они предназначены для грузовых автомобилей, выпускаемых Минским и Кременчугским автомобильными заводами. Эти дизель-моторы придут на смену ныне выпускаемым двухтактным двигателям. Они представляют собой семейство V-образных унифицированных двигателей с турбонаддувом мощностью от 180 до 300 л. с. Ведутся также работы по созданию коробок перемены передач к этим двигателям. Конструкция наших новых двигателей довольно подробно описана на страницах журнала «За рулем» (№ 5 за 1960 год), поэтому нет нужды говорить об этом более подробно. Мне только хотелось бы подчеркнуть, что технические данные этих двигателей свидетельствуют о том, что они не уступают лучшим отечественным и зарубежным образцам современных дизелей транспортного типа. Экспериментальные образцы нового 6-цилиндрового двигателя ЯМЗ-236 прошли уже стендовые испытания. Сейчас заканчиваются их дорожные испытания, в ходе которых подтвердилась прежде всего высокая экономичность новых двигателей — эксплуатационный расЕ. А. БАШИНДЖАНЯНОМ:Оход топлива в сравнении с двухтактными двигателями сократился на 25—30 проц. Более мощный 'Представитель этой «семьи» — восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238 — проходит сейчас стендовые испытания. Мне хочется особенно отметить тот факт, — говорит Евгений Артемьевич, — что уже в процессе испытаний удалось .Тибиться значительного уменьшения износов основных деталей новых четырехтактных двигателей по сравнению с ныне выпускаемыми двухтактными. Это вначит, что надежность и срок службы новых дизелей и эксплуатации будут значительно повышены. Коллектив Ярославского моторостроительного завода обязался к XXII съезду КПСС провести государственные испытания восьмицилиндровых двигателей ЯМЗ-238 и закончить подготовку производства к серийному выпуску шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-236, с тем чтобы уже в текущем году дать стране первую продукцию. В течение семилетки нам предстоит полностью завершить реконструкцию завода и перевооружить все цеха новой техникой, — подчеркивает главный инженер. — Автоматические линии будут установлены почти во всех цехах завода, конвейеризируются сборочно-транспортные операции; все вспомогательные работы на заводе полностью механизируются. На базе новой техники, характерной для массового производства, с его повышенной рентабельностью и высокой точностью обработки деталей, будет резко повышена производительность труда рабочих, улучшены условия труда. Например, затраты труда на изготовление двигателя ЯМЗ-236 будут к концу семилетки втрое ниже нынешних затрат на выпуск гораздо менее мощных двухтактных дизель-моторов. В конце семилетки народное хозяйство страны будет «получать от Ярославского моторного завода двигатели, общей мощностью в 3,5 раза больше, чем в 1959 году. Эти облеченные в металл лошадиные силы — заключает Е. А. Башинджанян, — облегчат труд советских людей, самоотверженно строящих коммунизм.Р. С. БОГДАНОВТрагический случай унес от нас Рудольфа Богданова. Неожиданно оборвалась жизнь способного инженера и талантливого гонщика, вписавшего яркую страницу в летопись советского мотоспорта. Увлечение мотоциклетным спортом было у него неразрывно связано с любовью к технике, которой он посвятил себя с юных лет. Рудольф Богданов окончил технический вуз, работал инженером, учился в аспирантуре ив 27 лет защитил кандидатскую диссертацию. Свои первые шагив мотоспорте он сделал будучи студентом Высшего технического училища имени Баумана. Выступая за студенческую команду, он в 1955 году выполнил нормы третьего и второго спортивных разрядов. С тех пор он много сил отдавал подготовке к соревнованиям, участию в спортивных встречах. Его часто можно было видеть на трассах нроссов, многодневных состязаний. Но свое истинное спортивное призвание он нашел в скоростных гонках по ипподрому и ледяной дорожке. Именно в этих видах мотоспорта он достиг совершенства. В 1958 году Рудольф Богданов становится победителем зональных соревнований по ипподрому, а в 1959 г. в борьбе с сильнейшими гонщиками завоевывает золотую медаль чемпиона Советского Союза. Это почетное звание он удержал ив 1960 году. Тогда же он занял второе место в первенстве по ледяной дорожке, а год спустя стал чемпионом страны в этом виде мотоциклетных соревнований. Спортсмен с большими данными, пытливый, ищущий, он страстно увлекался совершенствованием мотоциклетной техники. При этом Богданов никогда не замыкался в кругу своих личных спортивных интересов. К Рудику, к ак его ласково называли мотоспортсмены, шли за советом и помощью, н он всегда щедро делился знаниями. Рудольф Богданов был подлинный энтузиаст и организатор мотоспорта. Во Владивостоке, где он жил после окончания института, его избрали председателем мотосекции автомотоклуба ДОСААФ, и он успел многое сделать для развития мотоспорта в Приморье. Он увлекал людей своей энергией, влюбленностью в спорт. Рудольф Богданов много работал как общественный тренер по воспитанию спортивной смены. Среди его многочисленных учеников — чемпион СССР по ипподромным гонкам В. Успенский и другие способные спортсмены-дальневосточники. Мастер спорта Р. Богданов активно сотрудничал в журнале «За рулем», выступая с содержательными статьями по вопросам техники итактики мотоспортсмена, подготовки мотоциклов к соревнованиям. Светлая память об этом безвременно ушедшем из жизни замечательном спортсмене, навсегда сохранится у всех, кто его знал.И. синицын,Ярославль. наш спец. корр.ХСо следамвсяшшхвыступлений«ПОЧЕМУ НЕ СТАРТУЕТ М-201»В статье под таким названием, помещенной в № 3 журнала «За рулем», шла речь о плохом качестве спортивных мотоциклов «М-201», о неправильном отношении руководителей Минского завода к спортивному мотоциклостроению. Как сообщил редакции секретарь парткома Минского мотовелозавода т. Лагуновский, статья обсуждалась на открытом партийном собрании отдела главного конструктора, куда были приглашены рабочие, инженеры и техники экспериментального цеха, испытательной лаборатории, а также заводские спортсмены — мастера спорта. Открытое партийное собрание признало критику в статье правильной, наметило мероприятия по устранению недостатков в проектировании и изготовлении спортивных мотоциклов и обязало главного конструктора Г. А. Вейнера повысить ответственность конструкторов за проектирование и сборку узлов спортивных iMaшин. После опубликования статьи «Почему не стартует М-201», редакция получила также письма заместителя начальника Управления машиностроения и станкостроения Белорусского совнархоза т. Счастливенко и главного инженера завода т. Клюквачева, которые сообщили, что спортивный мотоцикл М-201 с производства снят и заменен новой моделью М-204. В IV квартале этого года начнется также выпуск нового дорожного мотоцикла М-1.03. В настоящее время завод работает над созданием 3спортивных мотоциклов в классе 250 см для кросса, многодневных и шоссейно-кольцевых гонок. Первые образцы изготовлены и проходят испытания.