14
15
РАЛЛИодин из дней середины июня в парке культуры и отдыха имени Юлиуса Фучика в Праге было очень многолюдно. Торжественное убранство и необычная обстановка свидетельствовали о том, что должно произойти необычное событие. Здесь проходил II съезд Свазарм, который подвел итоги проделанной работы и наметил пути дальнейшего развития технических видов спорта в нашей стране. Но не только это явилось причиной царившего оживления. На площадке за дворцом, где проходил съезд, собралось более 70 легковых автомобилей лучших спортсменов, представителей пяти стран демократического лагеря. Им предстояло померяться силами в большом международном автомобильном соревновании. В последний день съезда, в 6 часов утра 18 июня 1961 г. был дан старт ралли «За мир и дружбу».Вдению и на равномерность движения. Некоторые этапы ралли включали по 3 гонки, причем в очень сложных дорожных условиях. Если учесть, что отдых участников между отдельными этапами, составлявшими в среднем около 800 км, был минимальным, то становится ясным, на каком высоком спортивном уровне проводились нынешние ралли «За мир и дружбу». НОВОЕ В УСЛОВИЯХ ЗАЧЕТА„ЗА МИР И ДРУЖБУ"Во время прошлогоднего, первого ралли «За мир и дружбу» знамя мира и дружбы было пронесено из Москвы до Праги. Ныне оно совершало обратный путь. Прошлогоднего главного организатора соревнования — Центральный автомотоклуб СССР, сменил Центральный автомотоклуб Чехословакии, а местом старта стала Прага. Список стран — участниц соревнования по сравнению с прошлым годом не изменился. Снова выступали представители СССР, Чехословакии, ГДР, Венгрии и Польши. Изменился маршрут, в который была включена и территория Венгрии. В ралли нынешнего года серьезные испытания для участников были уготованы не только на шести дорожных этапах общей протяженностью 4871 км, но ив 18 дополнительных состязаниях — на дистанциях скоростных гонок, а также в ходе соревнований по фигурному вожНа снимках: На трассе ралли в ГДР ( в верху ) и скоростной слалом на одной из площадей Минска. В низу — у последнего пункта контроля времени. Фото М. Эбра и мастера спорта В. Егорова.Представители пяти спортивных ор ­ ганизаций, принимавших участие в организации ралли, собрались в Праге задолго до их начала. Нужно было как можно лучше подготовить соревнование, использовав накопленный опыт прошлого года. Условия ралли в 1961 году несколько изменились. Прежде всего на этот раз было решено не устанавливать никаких различий между основными и вспомогательными штрафными очками. Время, которое участники показывали при различных скоростных соревнованиях (гонки и фигурное вождение), а также в соревнованиях на равномерность движения, учитывалось таким образом, что за каждую секунду участник получал Уюо очка. Экипаж, показавший лучшее время, получал меньше всего штрафных очков и лучшую классификацию как по своему классу, так ив общем зачете. Место команд отдельных стран или клубов определялось в зависимости от того, какое место заняли их члены в общем зачете ив своем классе автомобилей. Может показаться, что условия соревнования составлены в интересах участников, выступавших на автомобилях с большим рабочим объемом цилиндров. Но результаты ралли подтвердили, что успех зависел не только от мощности двигателя и максимальной скорости, но и от маневренности, веса, управляемости и надежности автомобиля. В ралли «За мир и дружбу» стартовал 71 экипаж. По 15 экипажей представили СССР, Чехословакия и ГДР, 14 экипажей состояли из польских спортсменов и 12 — венгерских. Советские спортсмены выступали на автомобилях «Москвич» и «Волга»; немецкие — на автомобилях «Трабант» и «Вартбург»; Польша была представлена в ралли автомобилями «Сирена», «Варшава» и двумя французскими автомобилями «Симка». Представители Венгрии выбрали в этом году немецкие автомобили «Вартбург» и чехословацкие «Шкоды». И, наконец, чехословацкие раллисты, как всегда выступали на отечественных «Шкодах» и «Татрах». Всего в соревновании приняла участие 5 национальных и 23 клубных команды. ПЕРИПЕТИИ БОРЬБЫСразу же после старта гонщики приняли участие в соревнованиях по фигурному вождению. Здесь неудачно выступили спортсмены советской команды Е. Веретов и В. Щавелев, на автомобиле которых вышла из строя коробка передач. Коробку сменили, но при этом было потеряно столько времени, что на прохождение первого участка протяжением в 150 км в распоряжении спортсменов осталось всего 60 минут. Они приложили героические усилия, чтобы наверстать упущенное, но на контрольный пункт Иглава прибыли все же с опозданием, получив 26 штрафных очков. Этот эпизод, впрочем, не повлиял на результаты команды СССР, поскольку из результатов выступлений шести экипажей засчитываются пять лучших. Но сами спортсмены с первых же километров пути потеряли всякую надежду занять хорошее место. Первый этап вообще был насыщен Событиями. К сожалению, больше всего неудач выпало на долю советских участников. Во время первых гонок на известном мотоциклетном кольце близ Брно многие участники, стремясь завоевать для своей команды лучшее место, ехали на пределе возможного, но некоторые переходили этот предел. Так, на одном из бесчисленных поворотов трассы, повредили свой автомобиль А. Карамышев и А. Бушманис. Хотя они и приложили огромные усил ияк тому, чтобы поправить результат, но он все же оказался одним из худших. Другие гонщики повредили свои автомобили во время гонок по трудному извилистому маршруту у Скального Млина. Там, наряду с другими, потерпел аварию и прошлогодний победитель ралли «За мир и дружбу», мастер спорта, наш соотечественник Вацлав Бобек. За Братиславой участники пересекли чехословацко-венгерскую границу, приняли участие в гонках у города Пап и проследовали дальше по ровной, но извилистой дороге к финишу первого этапа, — у прекрасного озера Балатон. Общая протяженность первого этапа составила 692 км. Уже в итоге первого этапа выявились претенденты на победу, имевшие значительный отрыв в Количестве очков. Это были, прежде всего, чехословацкие спортсмены Павелка и Мичик, выступавшие на «Татре». Второй этап прошел более спокойно. Трасса, длиной 876 км пролегала по равнинной местности в Венгрии и два раза пересекала Дунай — один раз у Будапешта, а другой раз на границе Чехословакии и Венгрии. Финиш был в Братиславе. Он не принес значительных изменений в распределении мест. После короткого отдыха был ' дан старт третьего этапа, который заканчивался в Лейпциге. Прежде чем достичь финиша, участники должны были пройти 822 км по трассе, изобилующей поворотами, подъемами и спусками. Она пролегала через Брно, Ческе-Вудеёвице и Хеб. На дистанции было три скоростных участка — два на территории Чехословакии, в Шумавской области с пыльным и крутым маршрутом, иодин — в ГДР, на известном шоссейном кольце Шлейц. Эти скоростные соревнования стали роковыми еще для одного экипажа, входившего в команду СССР — Саарм и Тыкке, выступавших на автомобиле «Волга». На полной скорости автомобиль занесло, он перевернулся, причем сила удара была такова, что машину подбросило вверх на несколько метров. К счастью, гонщики избежали серьезных ранений. В составе национальной команды Советского Союза осталось пять экипажей. После третьего этапа на дистанции соревнований остался всего 61 автомобиль. Среди национальных команд первое место занимала команда Чехословакии (31 очко), затем Польша (197 очков) и СССР (225 очков). Среди клубных команд лидировали четыре чехословацкие команды и одна советская (ЦАМК). В личном первенстве пять первых мест занимали чехословацкие экипажи. Казалось, что четвертый этап не должен внести больших изменений в распределение первых мест. Но на деле вышло mo-другому. Во-первых, на скоростной трассе в районе Пеховице прекрасно выступил советский экипаж С. Тенишев — А. Бренцис, показавший лучшее время, и уже в результате этих скоростных соревнований несколько изменилась и таблица личного первенства. Во-вторых, незадолго перед финишем четвертого этапа потребовал ремонта тормозной системы автомобиль лидеров — Павелки и Мичика, и на первое место вышел молодой чехословацкий спортсмен Зденек Мраз, выступающий вместе с опытным Шустром. И, наконец, перед финишем во Вроцлаве спортсменов ожидало еще два «сюрприза». Короткий участок длиной 44 км, труднопроходимый и изобилующий поворотами, участники должны были пройти со средней скоростью 60 км/час. Здесь задержался из-за мелкого ремонта еще один чехословацкий экипаж Фоусек — Хорсак, а экипаж Вязаница—Палачек получил 19 штрафных очков. На финише пришлось выйти из "соревнований (в результате повреждения двигателя) экипажу Шмидркал — Форст. Маршрут пятого этапа проходил через Варшаву, пересекал у Тересполя границу и заканчивался в Минске. Ровные участки'советских автострад с безупречным покрытием требовали частой смены участников, имевших за плечами уже тысячи километров. Маршрут имел протяженность 892 км и включал два соревнования на фигурное вождение — на площади в Варшаве и на финише этапа, в Минске. Вскоре после перехода советской границы все участники ралли собрались на митинг, состоявшийся на площади в Бресте. Митинг был посвящен 20-летию со дня нападения гитлеровцев на Советский Союз. Этот митинг особенно подчеркнул большой политический смысл ралли «За мир и дружбу». Последний, шестой этап, от Минска до Москвы (729 км) включал четыре различных испытания. Первым было соревнование на фигурное вождение в Минске, вторым — скоростное соревнование на шоссе, третьим — соревнование на движение с постоянной скоростью, и, в заключение, гонки на Московском ипподроме. Наиболее интересным и трудным было соревнование на движение с постоянной скоростью, проводившееся у Петрищева, недалеко от Москвы. На протяжении 20 км гонщики должны были ехать с установленной средней скоростью — сначала 36 км/час, затем 45 км/час и 72 км/час. На этом участке было расставлено 11 контрольных постов, отмечавших точность выполнения условий соревнования до десятых долей секунды. Контроль был закрытым. Допустимый предел отклонения5 секунд, а при большем отклонении налагался штраф 1/ 1 0 очка. Следует отметить хорошую организацию этого заключительного первенства. УСПЕХ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ КОМАНДЫСтарт финальной гонки на Московском ипподромеТоржественной церемонией на ипподроме, сопровождавшейся присуждением специальных призов за это заключительное соревнование, закончились вторые ралли «За мир и дружбу». Они принесли большой успех чехословацким спортсменам, который был тем ценнее, что наши спортсмены имели очень сильных, хорошо подготовленных соперников в лице советских и немецких участников. Особенно сильными показали себя советские спортсмены, сумевшие на последнем этапе, несмотря на все свои предыдущие неудачи, выйти на второе место в общем зачете. Ралли «За мир и дружбу» 1961 г. сыграло большую роль, как в пропаганде идей мира, так ив деле развития автомобильного спорта. Что касается спортивной стороны, то это соревнование можно по праву отнести к труднейшим соревнованиям, не уступающим ни по длине трассы, ни по количеству и разнообразию квалификационных испытаний, самым крупным международным ралли, проводимым на первенство Европы. В политическом же отношении, значение ралли «За мир и дружбу» трудно переоценить. Оно внесло большой вклад в дело мира, еще более сблизив и сроднив наши дружественные народы, строящие социализм. Каждое такое соревнование приносит новый опыт как спортсменам, так и организаторам. Необходимо, чтобы весь накопленный опыт был использован при проведении • третьих ралли «За мир и дружбу» в будущем году. К этому обязывает значение этих соревнований. ЮРАЙ ПОЛИАЧЕК, секретарь международного жюри. МИРОСЛАВ ЭБР, редактор журнала «Свет Мотору».