СЕМЬ ПОБЕД на гаревых трекахЧехословакии состоялась серия международных гонок по гаревой дорожке, в которых приняли участие спортсмены Советского Союза. В состав нашей команды входили лучшие гаревики страны — уфимцы Игорь Плеханов, Борис Самородов, Фарит Шайнуров, Леонид Дробязко и москвич Всеволод Нерытов (механик команды Валерий Сердюк). Уже в первой встрече — 8 мая — у советских спортсменов оказались весьма грозные • противники — чемпион мира 1960 года швед Ове Фундин, его одноклубник Арне Карлссон и чемпион Чехословакии прошлого года Антонин Каспер. Упорная борьба закончилась сенсационной победой Бориса Самородова, оттеснившего Фундина на второе место. Плеханов был третьим. Но главные события развернулись 9 мая, в День победы, когда в Праге на Страговском стадионе в присутствии 145 тысяч зрителей проходили соревнования в командных гонках. Казалось, на успех рассчитывать не приходится: чехи, шведы и австрийцы выставили своих лучших гонщиков. Например, шведские спортивные руководители включили в свою команду, помимо Фундина, финалистов первенства мира Сормандера и Ларссона, Съествна и Карлссова. Уже в начале определился лидер — шведская команда, На втором месте шли наши спортсмены, выигрывая у чехов три очка. Это обострило борьбу. Обе команды на протяжении четырех кругов самоотверженно сражались за каждое очко. После тринадцати заездов чехословацким гонщикам удалось приблизиться к нам, счет стал 22 : 20. Однако в последних заездах советские спортсмены добились решающего преимущества. Зрители настолько бурно реагировали на ход борьбы в каждом заезде, что рев пятидесятисильных моторов ЭСО тонул в шуме трибун. В итоге командной борьбы шведы заняли первое место (37 очков), советские мастера удержали второе (29 очков), на третьем оказались Чехи (23 очка). В личном первенстве лучший результат показал советский гонщик Игорь Плеханов, набравший 11 очков. Счастливый, улыбающийся, увенчанный золотым венком победителя, совершил он круг почета. Второе место вновь досталось чемпиону мира Ове Фундину. Если принять во внимание опыт, накопленный в гаревых гонках шведами, чехами и австрийцами, то итоги выступлений в этих соревнованиях наших гонщиков надо расценивать как несомненный успех. Через несколько дней, 18 мая, мастерВство наших спортсменов подверглось новому испытанию. Их противниками были сильные команды городов Пльзен и Ческе-Будеёвице. Выступавшие с большим подъемом Плеханов и Самородов обеспечили большое преимущество нашей команде. Оба проходили повороты, совершенно не прикрывая ручки газа, и набрали по 11 очков. Ближайшие их соперники чехи Рихтер и Полак имели по 9 очков. В результате наша команда заняла первое место (29 очков), команда города Ческе-Будеёвице — второе (22 очка). В заключение состоялся заезд сильнейших, в котором разыгрывался специальный приз газеты «Югоческая правда». Четверка — Плеханов, Самородов, Полак и Рихтер — встретились вновь. Этот заезд >не забудут ни участники, «и зрители. Со старта вперед вырвался Полак. Следом за ним шли Плеханов и Самородов, четвертым Рихтер. Гонщики развили очень высокий темп. Пройдено три с половиной круга. Вряд ли у кого были сомнения в том, что победу одержит Полак. Однако на последнем повороте Плеханов и Самородов одновременно с двух сторон устремились в решающую атаку. Последний стремительный рыв ок — и победный финиш! Плеханов и Самородов разделили первое и второе места. Через два дня, 21 мая, в городе Хрудиме состоялся один из этапов первенства Чехословакии. После окончания этих гонок участники их встретились с советской командой. Несмотря на то, что против четырех русских выступило шестнадцать чехов и таблица заездов была построена таким образом, что каждому со. ветскому гонщику пришлось стартовать четыре раза, а чехословацкому всего один раз, наша команда вновь завоевала победу, опередив соперников на четыре очка. Близилось одно из главных событий — четверть финала личного первенства мира в Европейской зоне. Эти гонки проводились 28 мая в городе Либереце. Если длина дорожки на Страговском стадионе в Праге — 460 м, в ЧескеБудеёвицах — 500 м, то в Либереце она составляла всего 360. Это было для нас непривычным, так как в Советском Союзе коротких дорожек нет. Международная федерация мотоциклетного спорта (ФИМ) предоставила нам для участия в гонках лишь три места. Если сравнить составы участников всех европейских четвертьфинальных гонок (в Польше, Югославии, ФРГ и Чехословакии), то приходишь к выводу, что чехословацкая группа была наиболее сильной. По условиям соревнований из 16 уча-стников 8 лучших попадают в полуфинал. Гонщики, занявшие девятые места, считаются запасными и допускаются к полуфиналу только в том случае', если кто-либо из основных спортсменов не может участвовать в нем. По результатам проведенных соревнований и тренировок были определены три наших лучших гонщика: Плеханов, Самородов и Шайнуров. Наши спортсмены понимали, что на них, впервые участвующих в гонках на первенство мира, лежит большая ответственность. И, конечно, изрядно волновались. Всю ночь перед тонкой шел проливной дождь. Замечательная дорожка Либерецкого трека испортилась. Гонки были под угрозой срыва. Но погода смилостивилась—дождь прекратился. Больше всего этому обстоятельству радовались работники телевидения — ведь передача велась для многих европейских стран. Уже после первых двух заездов стало ясно — борьба за восемь первых мест будет крайне напряженной, а временами и резкой. Неудачно начал соревнование Самородов. Несмотря на дальнейшие усилия, он смог набрать лишь 8 очков. Этого оказалось достаточным лишь для того, чтобы попасть в число запасных. Два других наших гонщика — Плеханов и Шайнуров, напротив, хорошо провели гонку и, завоевав по 12 очков, заняли второе и третье места, уступив первое польскому гонщику Б. Идзиковскому. В полуфинале, который проходил в Варшаве, Игорь Плеханов добился права стартовать в финале европейской зоны. Шайнуров выступил неудачно. Какие же выводы можно сделать из прошедших соревнований? Прежде всего техника наших спортсменов за последнее время улучшилась. Они действовали уверенно и смело, тактически более разнообразно. Это свидетельствует о том, что методика наших специальных тренировок и общефизической подготовки в основном правильна. В то же время совершенно ясно, что международный опыт наших спортсменов явно недостаточен. Надо позаботиться о том, чтобы чаще приглашать зарубежных гонщиков к нам, а наших посылать на ответственные гонки за границу. Необходимо подумать ио том, чтобы умножить у нас число хорошо подготовленных мотодромов, без чего нельзя сделать серьезный шаг вперед. Молодой вид мотогонок нуждается в серьезной и повседневной заботе. В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта, тренер команды.10