Продолжение дискуссии-СП0РЗ*Ш1И НЕ СПОРТ?РАСШИРИТЬвозможностиЯ согласен с некоторыми выводами, содержащимися в статье т. Кузнецова «Спорт или не спорт?». Действительно, какой же это спорт, если через 100 км пробега автомобиль выходит из строя и требует ремонта? Но напрасно автор умалчивает. что основная причина поломок заключается в том, что трассы Соревнований, к ак правило, выбираются неправильно. Если же при подготовке к кроссу подыскать более доступные участки, то и поломок автомобилей будет меньше и пользы для спортсменов больше. Кроме того, я считаю, что кроссы должны способствовать повышению не только мастерства вождения, но и технических знаний водителей. Хорошая практика проведения кроссов установилась за последние годы в частях дальневосточного военного округа. У нас организуются кроссы с предварительным устранением намеренно созданных неисправностей. Автомобили, участвующие в соревновании, имеют одни я те же неисправности. Задача водителя заключается в том, чтобы как можно быстрее устранить их, и лишь тогда выходить на трассу. Так ая практика способствует повышению не только спортивного мастерства, но и квалификации. Навыки по устранению неисправностей, приобретенные в автомобильных соревнованиях, принесут пользу любому водителю, как в спорте, так и на работе. Хабаровск. Ст. лейтенант В. ДУДКО, тренер по автомотоспорту.СОРЕВНОВАНИЯ, НО НЕКРОССЫ!•Прочитав статью Б. Кузнецова «Спорт или не спорт?», хочу сказать, что во многом согласен с автором. К спорту на грузовых машинах нужно подходить иначе, чем, скажем, к автомобильным и мотоциклетным гонкам, и нет, конечно, никакого смысла устраивать гонки на грузовиках, если для этого есть специальные автомобили. На грузовых же машинах, по-моему, целесообразнее устраивать другие состязания, как например, фигурное вождение, соревнование на умение быстро и правильно смонтировать шину на обод колеса и т. д. Нужно разработать положение, которое бы регламентировало проведение таких соревнований.соревнований, но и техническая сохранность автомобиля. Таким образом, выступая за проведение автомобильных кроссов, первым и важным условием этих соревнований я считаю физическую подготовку спортсмена. Если кроссмен не тренирован. то его не следует допускать к состязаниям. Пои проведении автомобильных кроссов. нужно также правильно подходить к подбору трассы и определять условия соревнований. исходя из возможностей автомобиля. Ведь кросс играет большую роль в выявлении слабых и сильных сторон в конструкции автомобиля. Не случайно, что на всех крупных мотоциклетных соревнованиях присутствуют инженеры, конструкторы, техники мотоциклетных заводов, изучающие поведение машин, а затем вносящие в них конструктивные изменения. Так почему же работники автомобильных заводов — такие редкие гости на соревнованиях? Быстрое выявление и устранение слабых мест в автомобиле сократило быремонтные работы, расход запасных частей и агрегатов. А если такая работа будет проводиться » больших масштабах, то это даст колоссальный материальный доход, который вполне компенсирует все затраты и издержки, связанные с проведением автомобильных кроссов. Поэтому нельзя смотреть на кросс, как на соревнование, приносящее только материальный ущерб. Наоборот, автомобильный кросс — один из основных видов технического спорта, который позволяет не только растить физически выносливую, технически грамотную молодежь. но и совершенствовать технику. В пашей стране автомобильный спорт еще не достиг достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо шире развертывать все виды автомобильных соревнований. используя для этого также и большие возможности, заложенные в кроссе. И. ЛЕОНОВ, мастер спорта.Рига.БОЛЬШЕПОЛЬЗЫ, ЧЕМ ВРЕДАЛудза, Латвийской ССР. ТРЕНИРОВКА НЕОБХОДИМАСпортивный сезон 1961 г. в Риге начался кроссом грузовых автомобилей. Несмотря на плохую погоду, около десяти тысяч зрителей пришли «болеть» на трассу соревнований. Этот факт свидетельствует о том, что автомобильные кроссы пользуются урижан большой по* «За рулем» № I, а такж е № 4. 5 и7 за 1961 г.В. КРИЦКИИ. шофер.пулярностыо. Кроссы у нас любят не только зрители. Многие спортсмены увлекаются этим видом соревнований. Правда, подготовка кроссмена оставляет желать лучшего. Физически слабо подготовленный спортсмен. пройдя половину дистанции. выбивается из сил и уже не может умело вести свой автомобиль. А ведь от этого зависит не только результатЯ лично никогда не участвовал в кроссах, но тем не менее не могу согласиться с товарищами, которые выступают против этого вида соревнований. Мне кажется, что нет ничего страшного в том. что во время этих соревнований иногда происходят поломки автомобилей. Ведь это компенсируется тем мастерством, которое приобретают водители. Ведь если шофер, участвовавший в кроссе, будет работать в условиях, близких к тем, которые он встретил на соревнованиях, то он выйдет из любого трудного положения. Хуже, когда шофер, не имея опыта вождения автомобиля по плохим дорогам, «гробит» машину. Я неоднократно был свидетелем того, как из-за неумения преодолеть труднопроходимый участок пути, шоферы выводили машины из строя и оставляли их на произвол судьбы. От этого, мне думается, государству наносится гораздо больший ущерб, чем от кроссов. Кроме того, нельзя забывать, что автомобильный кросс способствует выявлению конструктивных недостатков грузовых автомобилей. Автомобильный кросс — это своего рода «экзамен», к ак для шоферов, так и для автомобилей. А из результатов этого экзамена можно извлечь большую пользу.Приморский край.В. МЕЩЕРЯКОВ, шофер.ЧИТАТЕЛИ czx илиКОГДА ПОРВАН БОРТОВОЙ ТРОСВо время монтажа или демонтажа шин из-за неумелого обращения с монтажными лопатками иногда обрывается бортовой трос. Как правило, такие покрышки приходится выбрасывать. Между тем их можно восстановить. Сначала надо на ощупь определить место обрыва троса. Для этого борт покрышки сгибается по своему периметру и прощупывается. В том месте, где порван трос, хорошо чувствуется отсутствие упругого сопротивления сгибу. Найденный участон отмечается мелом и разрезается острым ножом вдоль пок рышки . Ширина разреза 8 — 10 см. Концы бортового троса извлекаются по отдельным проволочкам и отгибаются вверх. Для того чтобы соединить проволоки между собой, их необходимо нарастить отожженной стальной проволо2* кой диаметром 1 мм. После этого все концы по очереди соединяют и скручивают плоскозубцами. Затем разрезанный борт вулканизируют. Отремонтированная таким образом покрышка на мотоцикле М-72 прошла уже 11 000 км без каких-либо повреждений. Г. ВЛАСОВ, инженер.-i^Ge&*%**€>***.Крымск. НЕ ОТЪЕДИНЯЯ ШЛАНГАПри накачивании шин для проверни давления воздуха манометром можно применять простое приспособление, поназанное на фотографии. Оно дает возможность определить давление, не отъединяя наконечник шланга от вентиля. Приспособление представляет собой трубчатый Т-образный тройник, сделанный из вентиля длиной 32 мм и металлической трубни длиной 50 мм. Наружный диаметр ее — 7 мм, внутренний —3 мм. В среднюю часть трубки впаивается вентиль. Для этого в ней просверливают отверстие диаметром 3 мм. При установке тройника шланг разрезают на расстоянии 100 мм от наконечника. Это несложное приспособление облегчает проверку давления в шинах и помогает сберегать их. В. ЗУЕВ, автомеханик.