Р. ВИТ и О. ХАЛУПАВ тот апрельский день над Багдадом уже более сорока часов висела завеса мелкой раскаленной пыли, прилетевшей из пустыни. Солнце постепенно становилось все более и более бледным и, наконец, только холодный, неясный диск тускло просвечивал через бежевато-коричневый слой. Бывает, что на этом нападение пустыни заканчивается. Ночной ветер разгоняет пыль или смешивает ее с дождевыми тучами. Тогда вместе с осадками на землю падает сверху грязь, а песчаная буря прекращается. Но в тот день дело не кончилось так гладко. К девяти часам утра завеса пыли настолько сгустилась, что солнца совсем не стало видно. Чувствовалось приближение грозы. При каждом вдохе пыль забивала рот и нос, она скрипела на зубах, щипала глаза, покрывала волосы, которые «седели» буквально на глазах. А поглядишь из окна и кажется — пришел конец света. Но здешние знатоки погоды спокойны, хотя покров сгущается все больше и больше, и свет на улице приобретает красноватый оттенок. Начинается сильный ветер, IB окна стучат миллионы мельчайших частичек, деревья гнутся. Пальмы потеряли все свое великолепие и склонили под порывами ветра пышные кроны. — Пойдемте на улицу, может быть, удастся заснять все на цветную пленку, — предлагает Ганзелка, вооружившись экспонометром. Продолжение. См. «За рулем» № 1 — 12 за 1960 год и № 1—8 за 1961 год.выходим на главную улицу. Жители Багдада не обращают никакого внимания на песчаную бурю. Даже подметальщики спокойно продолжают свою работу, хотя знают, что сразу же насыплет еще больше. Автомобили и автобусы курсируют, 'как ни в чем не бывало. Красноватый полусвет становится все гуще. Загорается свет в домах, зажигают свои фары автомобили. Но что это? Какого они цвета? — Они сменили фары, или это только кажется? Почему огни вдруг стали го ­ лубыми и зелеными? — Вероятно, все дело в этом странном освещении. Вот ив магазинах лампы светятся так же. Действительно, куда ни посмотришь, везде голубые огни, голубые лучи льются из окон учреждений, квартир, магазинов. Продавец фруктов на углу улицы зажег бензиновую лампу, и она тоже голубая. Понемногу привыкаем к этому и вспоминаем, что когда-то вшко ­ ле мы учили, что при сложении двух цветов возникает третий,, совершенно новый. Поэтому белый свет автомобильных фар превратился в голубой, а французские «Пежо» и «Рено» с желтыми фарами теперь светят зеленым. С нашими автомобилями творилось нечто невообразимое. Металлические части были залеплены глиной, а на сиденьях собрался толстый слой пыли. Д о ­ ски приборов не стало видно. На воздушные фильтры страшно даже взглянуть. После такой бури самое правильное — сменить масло и промыть поддон. Двойная система очистки масла, применяемая в наших автомобилях, оказывается в этих условиях незаменимой. КИРУК, ГОРОД НЕФТИ По просьбе иракского правительства неподалеку от этого нефтяного центра была создана большая колония чехословацких специалистов-электриков. Недавно построенная электростанция, работающая на земляном газе, а в случае необходимости и на мазуте, имеет мощность, намного превосходящую ту, к о ­ торую Ирак в настоящее время может использовать. Во время путешествия по Курдистану мы хорошо узнали его народ. Гостеприимство, сердечность, доброта неизменно встречали нас повсюду. Здесь нет большего позора, как проявить недружелюбие к гостю. Об этом особенно убедительно свидетельствовал случай на плотине Дербенди Хан, строительство которой началось еще во времена Нури-Саида и было поручено американцам и югославам. В настоящее время плотина принадлежит уже Иракской республике. Мы сфотографировали плотину. — Что вам здесь надо? Мы вас не звали сюда! — грубо гонит нас американец в шлеме ис трубкой в зубах. У него лицо и фигура заправского боксера. Потом он обращается к черноволосому молодому человеку, стоящему в стороне: — Разберись с ними. Черноволосый красавец на ломаном,<•:•$,**• а-.-г;ч >•