10
11
1ФИНАЛПо всей нашей великой стране прошагала Всесоюзная спартакиада, подружившая с техническим спортом миллионы юношей и девушек. Ее шаги саженьи можно было увидеть ив небывалом размахе соревнований, и в появлении многих сотен новых спортивных секций и команд, и в рождении замечательных рекордных достижений. Старт этой Спартакиады был дан в июне прошлого года на заводах и на фабриках, в учебных заведениях и учреждениях, в колхозах и совхозах. Постепенно расширяясь, Спартакиада охватила города и районы. Затем пришла пора состязаться спортсменам в областях, краях и республиках. И вот настал, наконец, день, когда из 16 миллионов, принявших старт Спартакиады, финишировали три тысячи самых умелых, волевых и ловких. Не всем из них удалось попасть 24 июня на столичный ипподром, где состоялся торжественный церемониал открытия финальных соревнований (помимо Москвы заключительные встречи проходили еще в9 городах). Но у тех, кто побывал здесь, долго не изгладится из памяти это волнующее зрелище. Все, что видели на ипподроме участники и многочисленные зрители, среди которых были наши зарубежные гости, руководители оборонно-спортивных обществ. социалистических стран — говорило о мужественной красоте, привлекательности технического спорта, о многообразии его видов, о том, как далеко шагнул он за последние годы. ...Это был один из самых массовых и ярких праздников, когда-либо проведенных на центральном ипподроме. Призывный звук фанфар возвестил о его начале. Председатель ЦК ДОСААФ генерал армии Д. Д. Лелюшенко и секретарь ЦК ВЛКСМ Л. В. Карпинский принимают рапорт командующего парадом. Подъем государственного флага Советского Союза — и вот уже запели маршевую мелодию трубы военного оркестра. Начался парад спортсменов, парад машин и моторов. В автомобильном строю перед трибунами проехали представители всех родов технического спорта. Для участия в этом шествии спустились на землю воздушные спортсмены: планеристы, бесшумно парившие в облаках, парашютисты, ознаменовавшие спартакиаду мировыми рекордами, замечательные досаафовские летчики, водители вертолетов. Ради парада оставили в воскресный день водные станции водномоторники и их П коллеги — морские многоборцы и аквалангисты. Свои модели — авиационные, автомобильные и судовые — привезли на этот праздник моделисты. В автоколоннах, проследовавших по дорожкам ипподрома, можно было увидеть и радистов и мастеров меткого огня. Но основной, ударной силой этого парада были автомотоспортсмены. Их машины наполнили ипподром радостным гулом моторов. Имена многих участников механизированного марша были хорошо известны зрителям. Опоясанные лентами с многочисленными медалями, ехали заслуженные мастера спорта Э. Лорент, В. Никитин, А. Новиков, А. Шумилкин — неоднократные рекордсмены страны и мира, чья спортивная слава перешагнула границы Родины. Проплыли мимо трибун ракетообразные корпуса гоночных автомобилей, новые спортивные мотоциклы, карты, колонн?, машин — участников ралли «Москва — Одесса», шеренги московских мотоциклистов. Автомотоспортсмены были властителями и второй части праздника, включавшей спортивные выступления. На дорожках проходили состязания по мотоциклетному кроссу (с искусственными препятствиями), ипподромные гонки на мотоциклах, скоростные соревнования автомобилистов. Спортивные встречи прошли в острой борьбе. Так, буквально на последней прямой вырвал победу в кроссе перворазрядник из Серпухова Е. Анисимов. Один из самых молодых мастеров спорА та Ю. Оленев (Московская область) одержал верх над своими соперниками в ипподромкых мотогонках. Затем надолго дорожкой завладели автомобилисты. Серийные «Москвичи» и «Волги», спортивные и гоночные машины поочередно устремлялись в «бой», а в финале (где стартовали победители каждого заезда) они оказались рядом. Этот заключительный заезд К автомобилистов, разыгранный с гандикапом, заставил зрителей изрядно поволноваться. Смогут ли «достать» гоночные машины «Москвича»? Оказалось, что сделать это не так-то просто, когда за рулем серийной машины сидит мастер своего • дела. Спортсмен-перворазряднин Ю. Лисовский стал победителем этих соревнований, выступая на автомобиле «Моснвич-407». И Несколько часов продолжался праздник торжественного открытия Спартакиады — праздник молодежи, горячо любящей спорт и технику. А тем временем на трассе мотокросса в Ленинграде, картодроме в Расторгуеве, гаревой дорожке в Уфе и на Хнмнинском водохранилище уже начались упорные схватки за почетные трофеи Спартакиады. О том, как проходили эти финальные соревнования, мы расскажем в этом и следующих номерах нашего журнала.СА РТАд ы миллионовюлетописи мотоспорта грузинские гонщики никогда особенно не блистали. Они, как правило, ХОДИЛИ з «середнячках» и не являлись конкурентами москвичам, украинцам, спортсменам Прибалтики. Никто из членов команды Грузии не показал феноменальных результатов ив личном зачете первенства страны 1961 года. И все же победа четверки — С. Лиоминиди, В. Григоряна, И. Шония, Г. Колумбегашвили, завоевавших командный кубок в первенстве страны по ипподромным гонкам, была бесспорной и заслуженной. Самые дружные оказались и самыми сильными. Не было на этих соревнованиях коллектива более сплоченного, чем команда грузинских мотогонщиков. Именно это качество склонило чашу весов в их пользу. Одержанная ими победа особенно почетна потому, что никогда на первенства страны по ипподромным гонкам республика не присылала таких сильных и ровных команд, как на эту встречу. Ведь она была еще и финалом Всесоюзной спартакиады! В составах команд можно было увидеть не только известных «ипподромщиков», но чемпионов и призеров первенств страны по другим видам мотоциклетных соревнований — ледяной и гаревой дорожке, шоссейно-кольцевым гонкам. В. Катомин, В. Хельм, В. Стальгис, iB. Кузнецов, Л. Дробязко — одно перечисление этих имен достаточно внушительно. Однако грузинских спортсменов не смутил авторитет соперников и они смело ринулись в бой. Положение о первенстве 1961 года резко отличалось от прошлогоднего, неудачно копировавшего гонки по гаревой дорожке. Составители его, кажется, нашли те формы и принципы проведения соревнований на ипподроме, которые сводят к минимуму элемент случайности ив то же время позволяют сделать гонки по-настоящему интересными, захватывающими.В СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВАПрограмма соревнований включала три этапа: четвертьфинал (где каждый гонщик имел право на две попытки), полуфинал и финал, причем победители определялись «е по занятому месту, а по времени прохождения дистанции (четыре круга по 1400 метров). Таким образом, единственным мерилом мастерства спортсменов являлась скорость. Время, показанное в четвертьфинале (учитывалась лучшая попытка), шло в командный зачет и для определения участников полуфинала личного первенства. С самого начала стало ясно, что грузинские спортсмены делают ставку на командную победу. В первой попытке мастер спорта В. Григорян, выступавший в классе мотоциклов до 350 см 5 , сумел на финише настичь В. Кузнецова и показать второе время дня. Такой результат был солидным вкладом в командный зачет и обеспечивал Григоряну право бороться за золотую медаль. Если бы спортсмена больше интересовал личный результат, он, наверно, не предпринял бы второй попытки, а предпочел поберечь силы и машину для решающих заездов «а звание чемпиона (многие, кстати, так и поступили). Но Григорян решил по-другому и вышел на старт второго четвертьфинального заезда. Точно так же поступил Г. Колумбегашвили (в классе 500 см 3 ), имевший лучший результат в первой попытке (3 мин. 31,2 сек.). Дружные усилия всей четверки и принесли грузинским гонщикам желанный успех. На втором месте в командном зачете остались спортсмены Москвы. Они лидировали в первый день соревнований, но затем не выдержали натиска темпераментных южан. Три года назад столичные гонщики завоевали на первенстве командный приз, но с тех пор их преследуют неудачи. Неожиданным и радостным был успех гонщиков Казахской республики. В первый день они выступали посред3*ственно. Зато на следующий, усилиями способного перворазрядника А. Гетмана и мастера" спорта В. Дарвина, команда поднялась с шестого на третье призовое место, опередив украинцев и латышей. На шестом месте оказался коллектив Таджикской республики. Итоги командного первенства по ипподромным мотогонкам убедительно свидетельствуют о том, что у нас в стране расширяется «география» спортивного мастерства мотоциклистов. Спортсмены союзных республик представляют теперь грозную силу, с которой приходится считаться признанным лидерам мотоспорта.О растущей силе периферийного мо ­ тоспорта говорят и итоги личного первенства. Когда-то можно было не сомневаться в том, что сильнейшими будут москвичи или ленинградцы, рижане или таллинцы. Но на этот раз все было иначе. Обладателем золотой медали в классе до 125 см 3 стал уральский спортсмен, воспитанник Свердловского автомотоклуба ДОСААФ И. Клевнов. Никто из зрителей не был знаком с ним даже заочно. Между тем молодой перворазрядник проявил незаурядное тактическое мастерство в борьбе с сильнейшими противниками. Он умно провел все заезды, сохраняя силы для финала. И в результате был первым, показав лучшее время для своего класса (4 мин. 22,2 сек.). Второе и третье места достались украинцам М. Себову и Ф. Шахматову. Столь же неожиданна была победа симферопольца Н. Ткачева. Два года назад на гаревых гонках в Уфе он никак не мог совладать со своим 50-сильным «ЭСО» и занял предпоследнее место. Время, видно, «е прошло для него даром. Он многому научился у ведущих гонщиков. И сейчас мы увидели сложившегося мастера, в совершенстве знающего технику, умеющего выжать из нее все возможное. Украинского спортсмена не смутила осечка в первом заезде, когда отказала машина. Быстро устранив неисправность, он во второй попытке показал хороший результат — 3 мин. 28,6 сек., а в полуфинале и финале был недосягаем. Занявший второе место Л. Дробяэко проиграл победителю около 100 метров. Наиболее блистательную победу в финале одержал самый молодой участник, мастер спорта Ю. Оленев (Московская область). Сначала он выступал 3в классе до 350 см . Здесь превосходство Оленева было бесспорным. Каждый старт приносил ему красивую победу, а в финале — заслуженную золотую медаль чемпиона (его время 3,35 — было лучшим в этом классе). Серебряная медаль досталась В, Кузнецову (Москва), бронзовая — прошлогоднему чемпиону страны В. Успенскому (Владивосток). Большую силу воли продемонстрировал Ю. Оленев и на следующий день, когда он стартовал в классе мотоциклов до 500 см'1. В первом же четвертьфинальном заезде гонщик попал на повороте под «грязевой шприц», но не потерял присутствие духа — «вслепую» он прошел вираж, на ходу откинул очки и закончил заезд с хорошим результатом. А в финале Оленев сумел завоевать бронзовую медаль. Ему же был вручен приз журнала «За рулем», предназначенный для самого молодого гонщика, показавшего лучший результат в четырех заездах. В классе до 175 см 3 пальма первенства 'досталась чемпиону страны по шоссейно-кольцевым гонкам В. Катомину (Москва). Бесспорно, он мастер высокого класса. И все-таки неизвестно, как сложилась бы борьба, если бы все участники финала выступали на таких же мощных мотоциклах, как и победитель. Уникальная гоночная машина, на которой стартовал московский спортсмен, обеспечила ему преимущество. И, м о ­ жет быть, поэтому не выступление лидера, а борьба двух других гонщиков в этом классе оказалась в центре внимания зрителей. Их захватил поединок грузинского перворазрядника И. Ш о ния и иркутского мастера Б. СеребрянОбладатель двух спорта Ю. Оленев. медалей, мастерФото В. ДОВГЯЛЛО.II