ИНЖЕНЕРЫ УХОДОТВЕЧАЮТ ЗАНАВОПРОСЫЧИТАТЕЛЕЙПЕРЕДНЕЙделают свыше 900 об/мин. Ввиду больших центробежных сил, дисбаланс колес вызывает опасные вибрации, которые могут привести к их «вилянию». Обычно «виляний», ощущаемое прежде всего на рулевом колесе, появляется в диапазоне скоростей от 60 до 75 км/час при движении по хорошей дороге. Его необходимо сразу же устранить, поскольку вибрации вредно отражаются на деталях подвески и рулевого управления и делают езду на автомобиле небезопасной. Причиной вибраций являются плохо сбалансированные передние колеса, причем большее влияние имеет левое колесо, расположенное ближе к сошке рулевого управления. Когда обнаружилось «виляние», следует осмотреть колеса с внутренней стороны, так как причиной его может быть комок грязи, прилипший к диску. У автомобилей с большим пробегом это явление усугубляется повышенными зазорами в резьбовых шарнирах передней подвески и шарнирах рулевых тяг. Иногда этот дефект вызывается слабой затяжкой гаек пальцев стойки (рис. 2), и после их подтяжки (вследствие повышения силы трения в шарнире) устраняется. Не следует опасаться при этом некоторого повышения усилия на рулевом колесе. После очень небольшого пробега автомобиля, усилие вновь станет нормальным. Устранять таким путем «виляние» можно лишь при небольшом дисбалансе передних колес, и только тщательное уравновешивание их полностью устранит это явление. Балансировочные грузики надо располагать по возможности симметрично с наружной и внутренней сторон колеса. Изменение положения эксцентриковой втулки резко нарушает схождение колес. Поэтому после каждой регулировки угла развала необходимо тщательно отрегулировать их схождение. При прогибах подвески величина схождения изменяется. В связи с этим регулируют его, когда на переднем сиденье находятся два пассажира. После законтривания гаек правой рулевой тяги нужно обязательно вновь проверить величину схождения. Нужно иметь в виду, что при сильном ударе передним колесом, например о бортик тротуара,ПОДВЕСКОЙненормальный износ деталей передней подвески и рулевого привода, устранить который можно будет только после замены поврежденных деталей. Если требуется увеличить угол развала на автомобиле с большим пробегом и отсутствием запаса регулировки не только в нижнем шарнире (эксцентриковая втулка повернута меткой внутрь), но и на оси верхних рычагов (ось повернута так, что резьбовые цифры смещены наружу), то в виде исключения допускается смещение крепежных отверстий относительно оси резьбовых цапф на оси верхнего рычага до 3—4 мм. В этом случае надо заварить отверстия в бобышках и просверлить новые. Можно таким же способом сместить отверстия во фланце верхнего шарового шарнира. Удлинять каким-либо способом верхний рычаг или смещать отверстия для крепления оси нижних рычагов на поперечине подвески недопустимо. В регулировочном узле нижней опоры стойки передней подвески иногда наблюдается провертывание эксцентриковой втулки относительно опоры (см. рис. 2). Это самопроизвольное проворачивание втулки резко нарушает схождение колес, что в свою очередь приводит к быстрому износу шин передних колес. Причины такого дефекта кроются главным образом в недостаточной затяжке гайки 5 (торцовые зубья втулки и опоры неплотно входят в зацепление) и в плохом прохождении смазки в зазор между пальцем стойки и втулкой. Втулка из-за отсутствия смазки, проникновения грязи и коррозии начинает провертываться заодно с пальцем стойки, истирая фиксирующие зубья. Для сохранения последних также важно при регулировке отпускать гайку 5 настолько, чтобы торцовые зубья вышли из зацепления и не могли истираться при поворачивании в момент регулировки. На рис. 3 показан нижний шарнир со стальной эксцентриковой втулкой 3 (вместо латунной) и дополнительной текстолитовой шайбой 4, устанавливаемых на автомобиле «Москвич-407» с мая 1960 г. При смазывании нижнего шарнира смазка должна выходить из-под обоймы 4 (см. рис. 2) и из-под упорного кольца 6 (см. рис. 3). Если она выходит между опорой и фланцем эксцентриковой втул-ногда автомобиль стремится перемещаться вправо или влево от направления движения, что заставляет водителя прикладывать дополнительное усилие к рулевому колесу. Это явление, называемое уводом, обычно вызывается (при отсутствии повреждения передней подвески и рамы) большой разницей в углах развала и продольного наклона оси поворотной стойки правого и левого колес и может быть устранено регулировкой углов. Как установить, требуется ли устранить увод? Когда автомобиль движется по правой стороне дороги, из-за поперечного уклона дорожного полотна, его будет слегка уводить вправо. Такое явление закономерно. Но если и при движении по дороге горизонтального профиля или по осевой линии наблюдается увод, тогда необходимо пересадить пассажиров с одной стороны на другую и определить, что это даст. Если увод прекратится,—регулировка не нужна, если же он продолжается в сторону, свободную от пассажиров, рекомендуется произвести соответствующую регулировку. Надо только помнить, что автомобиль уводится в сторону колеса, имеющего больший угол развала и меньший угол продольного наклона оси поворота. В случае, если регулировка углов развала оказывается недостаточной, иногда приходится с целью уменьшения угла про-ИРис. 1. Нижний шарнир стойки передней подвески (левый). дольного наклона оси поворота, устанавливать эксцентриковую втулку меткой назад (положение 4 на рис. 1). На рис. 1 показаны четыре положения метки, которым соответствуют значения углов развала и продольного наклона оси поворота, представленные в таблице.Положение метки Параметры Угол развала колеса Угол продольного наклона оси поворота колеса Минимальный Средний Средний Максимальный Максимальный Средний Средний МинимальныйТщательное уравновешивание колес — фактор, от которого зависит как срок службы шин, так и управляемость автомобиля. При максимальной скорости движения колеса автомобиля «Москвич»можно погнуть нижние рычаги или детали рулевого привода и нарушить схождение. В этом случае даже после регулировки < установления правильной веи личины схождения может наблюдатьсяРис. 2. Нижний шарнир стойки с латунной регулировочной втулкой: 1 — палеи стойки; 2 — опора стойки; 3 — эксцентриковая втулка; 4 — обойма; 5 — гайка пальца стойки; 6 -* упорное кольцо.Продолжение.. См. статью того же автора в «За рулем» № 8 за 1961 г.20