с увеличением окон, повысили степень сжатия до 8—8,5 и прибегли к полировке газовоздушных трактов и подводной части. Ленинградцы в целях сокращения потерь мощности при трении сняли откачивающую помпу, а туляки пошли еще дальше, удалив шестерню заднего хода и крыльчатку. Кроме того, туляки отказались от пружинной подвески мотора, заменив ее на жесткую. Это позволило им всегда сохранять точность установки двигателя относительно корпуса, что, как известно, положительно влияет на тягу винта. Наиболее значительной переделке подвергли свой мотор латыши. Они дополнительно расточили диффузор, изменили редукцию, ввели дополнительный канал охлаждения в зоне свечи и установили масленку для смазки коренного подшипника. Однако решающими факторами, повлиявшими на исход борьбы в группе лидеров, по-прежнему были тщательность и качество общей подготовки материальной части, ее безотказность. Особо следует сказать о глиссерах, которые принадлежат к сравнительно мало распространенному у нас типу судов.. При сооружении их приходится сталкиваться с рядом инженерных проблем, поэтому заезды глиссеров представляли помимо чисто спортивного и технический интерес. К сожалению, подавляющее большинство их было переделано из скутеров. Нежелание и боязнь разрабатывать новые типы корпусов для глиссеров, повидимому, являются одной из причин скромных результатов, показанных на этих судах. iB финальных соревнованиях вообще удалось познакомиться только с двумя новыми оригинальными типами корпус ов — скутером конструкции Кременчугского клуба ДОСААФ , на котором выступал В. Ридер, и глиссером Крашенникова (Ленинград). Оба корпуса представляют безусловный интерес, особенно скутер, который, как показали сравнительные испытания, по своим ходовым качествам превосходит лучшие иностранные образцы. Когда были подведены итоги спортивной борьбы, оказалось, что победила команда Армении, на втором месте — спортсмены Ленинграда, на третье вышли украинцы. Б. ГИБНЕР. На снимках: вверху — напряженный поединок скутеристов, внизу — мотолодки в предстартовой зоне. Фото В. ДОВГЯЛЛО.ОБ ЭТОМ НЕЛЬЗЯ УМАЛЧИВАТЬОоревнования водномоторников, " в ходившиев финал Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, собрали а Москве сильный состав. Они ожидались периферийными спортсменами как большой праздник, как экзамен на спортивную зрелость и как своеобразные курсы, где можно поучиться не только мастерству вождения судов, но и организации соревнований. К сожалению, этот праздник был испорчен. Руководители Центрального Морского клуба ДОСААФ безответственно отнеслись к подготовке этого первенства. Например, комендант соревнований, работник клуба Меркулов ни разу не соизволил почтить их своим присутствием. Начальник дистанции Романов не был в состоянии познакомить судей с «голубой трассой», потому что сам не знал ее. В результате на первом же этапе в классе СИ-175 по вине судей большинство участников вместо пяти кругов, прошло лишь четыре. В этих условиях определить победителя не представлялось возможным, и заезд пришлось переиграть на следующий день. Романов был отстранен, но сменивший его другой представитель морского клуба Калинин оказался не лучше своего предшественника. По его вине старты задерживались на час и даже больше: то не оказывалось ракет, то на дистанции не было «чистой» воды, то никак не удавалось разыскать представителей спасательной службы. Судьи 1-й и 2-й категории, выделенные клубом, оказались явно не на высоте положения. Так, судья при участниках Винников не знал своих обязанностей, и кроме того, позволил себе явиться на соревнования в нетрезвом виде. Много нареканий вызвала работа спасательной службы. Членами главной судейской коллегии приходилось буквально упрашивать ее представителей вовремя явиться на старт соревнований. Но это мало помогало. Спасатели, не считаясь ни с кем, каждый день задерживали начало соревнований. Кроме того, они продемонстрировали полное неумение подойти к спортсмену, терпящему бедствие — всякий раз они создавали большую волну. В один из дней пришлось временно прекратить гонки из-за плохой работы спасательной службы. В результате главная судейская коллегия оказалась в трудном положении и тоже не смогла избежать в своей работе ошибок. Недостатки в организации соревнований нервировали участников и, безусловно, отразились на спортивных результатах. Следует сказать, что во время соревнований не было налажено питание спортсменов. Ответственный за этот участок работы тов. Баранов почти не показывался на соревнованиях. Ему же было поручено организовать отъезд спортсменов. Но он даже не подал заявки на железнодорожные билеты. Может быть, много заботы организаторы проявили о зрителях? Нет, и этого сделано не было. Никто не позаботился дать о соревнованиях своевременную информацию, организовать радиорепортаж и острая спортивная борьба на воде проходила, можно сказать, при совершенно пустых трибунах. Огорчительный урок преподнесли любителям водно-моторного спорта организаторы соревнований в Химках. Остается надеяться, что подражать такому примеру никто не захочет. Л. ЛАГНО, судья республиканской категории, начальник Тернопольского морского клуба ДОСААФ.