ТРИБУНАРУЛЕМ"ТРИБУНА„ЗАРУЛЕМ"Л вто мотоклубы и спортвремя автомотоспорт За последнее развивается медленно на Украине и по темпам роста значительно отстает от других .видов спорта. Всякий раз, когда речь заходит о причинах такого совершенно ненормального положения, ссылаются на отсутствие материальной базы. Согласиться с этим можно лишь отчасти. Ведь такая база существует, причем не теоретически, а в виде многих автомотоклубов, имеющихся в крупных городах республики. Но беда заключается в том, что они не ведут должной клубной работы — мало вовлекают в клуб владельцев автомобилей и мотоциклов, редко и плохо проводят спортивные соревнования, не заботятся о создании общественного актива, словом, не выполняют тех задач, которые возложены на них Положением об автомотоклубе ДОСААФ. Большинство АМК на Украине превратилось в обычные автошколы и курсы по подготовке шоферов и мотоциклистов. И в этом повинны, прямо скажем, многие областные комитеты ДОСААФ (в том числе Винницкий, Черкасский, Черниговский, Запорожский), которые мало внимания уделяют спортивной работе, отдавая предпочтение платной подготовке шоферов и мотоциклистов. На страницах печати не раз уже поднимался вопрос о том, что наряду с подготовкой шоферских кадров автомотоклубы должны широко развернуть спортивную работу, т. е. стать центрами по развитию автомотоепорта в областях, городах и районах. Однако заметных изменений к лучшему пока не произошло. Что же нужно сделать, чтобы исправить положение? Прежде всего продумать вопрос о членстве клуба. Клуб не формально, а на деле должен объединять широкие круги автомобилистов и мотоциклистов. Членами клубов должны быть владельцы автомобилей и мотоциклов, шоферы-профессионалы, руководители автохозяйств, преподаватели автошкол и курсов. Для членов клубов надо предусмотреть право носить специальный нагрудный значок, они должны пользоваться помощью автомотоклубов во время путешествий по стране. Им надо предоставлять техническую помощь для выступления в соревнованиях на собственных машинах и другие льготы. Помимо прав надо выработать и определенные обязанности членов клуба — установить, кто может быть членом клуба, пересмотреть размер членских взносов, с тем, чтобы они в известной мере обеспечивали существование клуба,и т. д. Из числа членов клуба необходимо создать различные секции, где воспитывался бы и закалялся актив, способный проводить широкие мероприятия (в том числе и платные) для .развития автомотоспорта. Между прочим нынешние спортивные секции во многих АМК неработоспособны еще и потому, что в них избраны лица, никакого отношения к спорту не имеющие. Чем многочисленнее секции клуба, чем активнее секции, тем большее значение приобретут членские взносы и проведение автомотосоревнований по принципу самоокупаемости. Такие клубы смогут принести большую пользу ив деле укрепления дисциплины на автотранспорте, ибо постоянное общение членов клуба с активом секции безопасности движения, организация технического обслуживания автомобилей и мотоциклов, принадлежащих членам клуба, и другие мероприятия будут воспитывать водителей, помогут сократить число дорожных происшествий. И последнее: для оживления клубной работы надо штатные должности в АМК укомплектовывать людьми, знающими и любящими автомотоспорт. В этом один из залогов успешной работы. И. МИКИТЮК, председатель ФАМС УССР.Больше стартов!выходом советского мотоциклетного спорта на международную арену особенную важность приобретает задача повышения мастерства наших гонщиков. Каким здесь идти путем? Ответ на этот вопрос был дан правильно: ввести специализацию гонщиков по отдельным видам мотоспорта — кроссу, шоссе и т. д. Но осуществима ли сегодня специализация для основной массы наших спортсменовмотоциклистов? На мой взгляд, нет. Практика одноэтапного проведения первенств СССР, союзных республик, областей и городов сокращает до предела количество состязаний. Так, в Москве проводится одно первенство по кроссу зимой, одно летом и ряд районных соревнований, не отвечающих высоким классификационным требованиям. Следовательно, для московских спортсменов из всех разновидностей мотоспорта существует один кросс и то представленный в двух официальных первенствах. Московский спортсмен за календарный год может участвовать максимум в 6—8Ссоревнованиях, а для совершенствования мастерства требуется 25—30 стартов в год (гонщики международного класса стартуют 30—50 раз в год). Таково положение не только в Москве, но и во всех других городах. В Прибалтийских республиках и Ленинграде в сезон добавляются 2—3 шоссейно-кольцевые гонки. При таком положении осуществить специализацию в широком смысле слова (т. е. для всех мотоспортсменов, а не только небольшой группы ведущих гонщиков, входящих в состав сборных команд страны) невозможно. Нам кажется, специализация узаконит себя только тогда, когда первенства страны, союзных республик и городов будут проводиться в несколько туров. Этот вопрос назрел и требует решения в ближайшем будущем. При введении многоэтапного розыгрыша первенств не следует собирать в одно место на кросс участников во всех классах мотоциклов. В одном месте можно проводить соревнования не более чем в 2—3 классах. Это сокращает программу и количество дней на гонки (суббота, воскресенье), кроме того, отпадает надобность в тренировочных сборах. Тренировки предоставляются накануне ив день старта. При предлагаемой системе соревнований несколько увеличатся денежные затраты на переезды спортсменов, но это увеличение кажущееся. Сейчас на первенства съезжается большая масса спортсменов, в будущем же следует предоставлять место в крупных состязаниях только сильнейшим. Могут задать вопрос: где будут расти молодые гонщики? На многоэтапных, открытых для всех иногородних спортсменов первенствах союзных республик, зон, городов. Вывод из всего сказанного следует один — специализация придет с резким увеличением количества стартов для мотоспортсменов. Таким образом будет решен один из основных вопросов повышения мастерства советских спортсменов-мотоциклистов. Особо следует сказать о специализации в многодневных соревнованиях. Некоторые тренеры полагают, что можно специально подготовить многодневного гонщика. Именно так одно время проводилась подготовка сборной команды СССР. Требования современной многодневки настолько велики и многообразны, что с задачей успешного выступления могут справиться только отличные кроссовики. Включение в последние годы в сборную по многодневным гонкам лучших, кроссменов вывело команду СССР в число сильнейших. Кстати, лучшая в мире национальная команда Чехословакии укомплектована отличными кроссовиками, такими, как В. Роучка, С. Климт, Ц. Полянка и др. Мастер спорта Г. ФОМИН, тренер мотокоманды ЦСКА.ТРИБУНА„ЗАРУЛЕМ"Т РИБУНА„ЗАРУЛЕМ'